Виртуальная выставка-обзор «Музыка и телевидение» — к Всемирному Дню телевидения.

Признавая возрастающее воздействие, которое оказывает телевидение на процессы принятия решений, привлекая внимание всего мира к конфликтам и угрозам миру и безопасности, а также его потенциальную роль в фокусировании внимания на других крупных проблемах, включая экономические и социальные вопросы, 17 декабря 1996 года Генеральная Ассамблея постановила провозгласить 21 ноября Всемирным днем телевидения.Всемирный день телевидения по своей сути, скорее, посвящен той философии, которую привносит в нашу жизнь телевидение, а не его техническим аспектам. В современном мире телевидение представляет собой символ связи и глобализации. Учреждение этого Дня стало признанием растущего влияния телевидения на процесс принятия решений. Телевидение, таким образом, было признано в качестве важного инструмента ориентации, направления и мониторинга общественного мнения. Трудно переоценить его влияние и воздействие на мировую политику.

Механическое телевидение в Советском Союзе начало свое вещание 1 октября 1931 года.

 «Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение», — говорил один из героев фильма «Москва слезам не верит». К большому счастью, его прогноз не оправдался. Люди до сих пор читают газеты и книги, ходят в кино и театры. Но часто смотрят телевидение. Телекоммуникационные операторы отчаянно стараются продвигать новые технологии и улучшать уже существующую функциональность. Если брать за точку отсчета 1931 год, когда в Москве начало свое вещание так называемое механическое телевидение, то история развития отечественного ТВ насчитывает уже более 80 лет.

Самой значимой из ранних разработок стала система немецкого студента-инженера Пауля Нипкова. В 1884 году он создал специальный механизм для сканирования и воспроизведения изображения, который получил название «диск Нипкова».

Этот огромный круг и есть «диск Нипкова»

С помощью этого диска появилась возможность преобразовывать изображение в электрические импульсы. В 1924 году шотландский инженер Джон Бэрд представил устройство механического ТВ, способное передавать и отображать движущееся изображение.  А как же обстояли дела в Советском Союзе?

 С 1934 года механическое телевидение получило поддержку звука. Так, первая звуковая передача малострочного телевидения состоялась 15 ноября 1934 года.

22 марта 1951 года была создана Центральная студия телевидения. Также в 50-х годах были проведены первые опыты по внедрению цветного телевидения,  а 4 ноября 1967 года вступила в строй Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция, расположенная в Останкино. Вместе с введением новой станции прекратилась работа телецентра на Шаболовке.

Со времен зарождения человечества музыка всегда была неотъемлемой частью его существования и культурного самоопределения. Благодаря техническим инновациям проникновение музыки в жизнь современного человека максимально: человек становится потребителем музыки повсюду и в любом формате. Телевидение — один из важнейших и незаменимых ресурсов распространения музыки и музыкальной культуры в мире.

Телеэкран не только способствует распространению музыки, уничтожая границы времени и пространства. Он вносит новые краски в её восприятие. О многих великих музыкантах и певцах писали, что их надо не только слышать, но и видеть. Экран передает магию искусства С. Т. Рихтера, Е. А. Мравинского, Э. Г. Гилельса, Е. В. Образцовой, И. К. Архиповой. На телеэкране музыка часто выступает в единстве с танцем, живописью, поэзией, театром. Связь цвета, звука, слова обретает новый смысл в музыкальных телепередачах. Образы других искусств во многих передачах и фильмах помогают более глубокому восприятию музыки, её настроения. На экране возникает как бы видимый мир музыки, создается то единство, о котором мечтали художники и которое стало доступным благодаря удивительному свойству экрана — единству звука и изображения.   

Становление телевидения началось с освоения уже существующих музыкальных жанров (выступление, концерт, музыкальный спектакль). История отечественного музыкального телевидения XX века тесно связана с развитием телевидения вообще. С момента возникновения телевидения произошли глобальные изменения в общественно-политической жизни страны, в системе отечественных СМИ. На состоянии музыкального телевидения наиболее явно отражаются последствия коммуникационно-цифровой революции и появления новых технологий в сфере массовых телекоммуникаций. Высокая степень эмоционального воздействия музыкального телевидения на аудиторию требует повышенной ответственности за профессиональный уровень производителей музыкальных телепрограмм. Музыкальные телепрограммы канала «Культура», как правило, рассчитаны на подготовленного зрителя, имеющего определенный запас, знаний и соответствующий культурный уровень. Главная функция современных музыкальных телепрограмм на «Культуре» — культурно-просветительская, в то время как на других каналах – развлекательная.

Глобальная роль в работе над  музыкальной программой принадлежит звукорежиссерам и звукооператорам. Звукорежиссеры несут ответственность за обеспечение качества звука музыкальных записей и звуковых дорожек фильмов и телешоу. Технические специалисты –звукооператоры устанавливают, тестируют и настраивают оборудование для записи звука; записывают инструменты, звуковые эффекты и вокальные треки; контролируют уровни звука и качество звука; микшируют звуковые дорожки после записи.

Список экспонатов выставки

Динов, Виктор Григорьевич (1944-).    Звуковая картина. Записки о  звукорежиссуре : учебное пособие / В.Г. Динов. — Изд. 3-е, стер. — Санкт-  Петербург [и др.] : Лань : Планета   музыки, 2012. — 486, [1] с. : ил. ; 22  см.

В предлагаемой Вам книге речь идет не столько о технике и технологии записи звука, сколько о таких важнейших для звукорежиссера понятиях, как композиция, колористика и стилистика фонографии (от греч. phone — звук и grapho — пишу). Творческий процесс создания звуковой картины приобретает в этих аспектах новые грани, о которых, вполне возможно, многие звукорежиссеры прежде и не предполагали, или, в лучшем случае, только ощущали их. Несомненно то, что не просто чтение, а изучение изложенного материала, поможет усилить творческий потенциал как новичков, так и профессионалов звукозаписи.

Мордасов, Александр Алексеевич. Принципы режиссуры театрализованных   представлений и праздников : учебное  пособие / А. А. Мордасов. — Издание 3- е, стереотипное. — Санкт-Петербург [и  др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2019. —   125, [2] с. ; 21 см.

В книге проанализированы многочисленные материалы и источники и сделана попытка представить две группы принципов режиссуры театрализованных представлений и праздников. Данная работа является первым шагом к написанию фундаментального цикла пособий по режиссуре массовых представлений и праздников.
Книга адресована актерам, режиссерам, театральным деятелям и театроведам, студентам театральных вузов.

Рождение звукового образа: (Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио) /Сост. Е.М. Авербах,- М.: Искусство, 1985, — 329 с., 15 л. ил.
На радио, в кино и телевидении широко используется звукозапись, их деятельность немыслима без музыкальных студий, записей фонограмм, звукового оформления литературно-драматических передач. В книге рассказывается о художественных возможностях звукозаписи, о проблемах современной звукорежиссуры, о композиторах, музыкантах, актёрах, успешно работающих в кино, на ТВ, радиостудии, фирме «Мелодия».

Сакмаров, Илья Олегович.   Современная музыка. На пути к новой  классике / И.О. Сакмаров. — Санкт- Петербург [и др.] : Лань : Планета  музыки, 2019. — 133 с. : ил ; 21 см.

Как вы думаете, чем современная музыка отличается от классической? Что
важнее – экономика или культура? Кто такие музыкальные продюсеры? Что
общего у диджеев и дирижёров?
Представьте, что аудиозапись прошла такой же путь, как кинематограф,
который отделился от театра еще в начале XX века.
Допустите мысль, что золотой век современного музыкального искусства
еще не наступил – и название книги не покажется вам парадоксальным.
Результаты авторского исследования отвечают на вопрос – почему даже
самые легендарные альбомы не могут добиться такого же признания и
уважения в обществе, как произведения композиторов прошлого.

Севашко А.В.  Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство. – М.: Альтекс – А, 2004, — 432 с.: ил.

Эта книга посвящена теме «консервации» и воспроизведения объемной звуковой картины, призванной вызывать у слушателей определенный эмоциональный отклик. На ее страницах рассматриваются такие актуальные проблемы современного «фонограммостроения», как акустика помещений и музыкальных инструментов, психоакустика, теория и практика создания объемной звуковой картины средствами двухканальной стереофонии, особенности применения многоканальных систем типа Dolby Stereo, специфика использования аналоговых и цифровых технологий звукозаписи и многие другие, не менее интересные вопросы.
Материал, изложенный в 40 главах, можно использовать как учебное пособие для звукорежиссеров и звукоинженеров всех уровней квалификации — от начинающего любителя до опытного профессионала. «Работники пульта и микрофона» найдут в ней комплексное изложение теории и практики ремесла, множество профессиональных секретов и ценных рекомендаций. Особый интерес данное издание вызовет у пользователей компьютеров, освоивших музыкальный Hard and Soft, но мало знакомых со звуком как таковым.
Несмотря на то что книга написана с расчетом на целевую аудиторию, она, безусловно, заинтересует широкий круг читателей. Автор надеется, что многие явления, описываемые на ее страницах, станут настоящим открытием для меломанов, которые получат возможность существенно расширить свой кругозор, разобраться в тонкостях звучания фонограмм, профессионально оценить качественные характеристики своей аппаратуры и научиться получать максимальное удовольствие от прослушивания современной и классической музыки.
Данное издание будет полезно и композиторам, музыкантам, аранжировщикам, саунд-продюсерам, а также специалистам, имеющим отношение к производству, продаже и эксплуатации звукового, кино- и видеооборудования.

Скороходов, Глеб Анатольевич. Тайна граммофона : Все неизвестное  о   пластинках и звездах грамзаписи / Глеб  Скороходов. — Москва : Эксмо : Алгоритм, 2004. — 445,[2] с.,[16] л.  ил. ; 20 см.

Как пишет автор, грампластинки он собирает с детства. А потом судьба распорядилась таким образом, что, придя на работу в Гостелерадио, он стал общаться с Клавдией Шульженко.
Музыка — Граммофонные записи — СССР
Музыкальная культура — СССР
Искусство. Искусствознание — Музыка и зрелищные искусства — История музыки и зрелищных искусств стран бывшего СССР — Персоналии деятелей искусства
Радиоэлектроника — Электроакустика — Запись и воспроизведение звука — Механическая запись и воспроизведение звука — История техники стран бывшего СССР
Искусство. Искусствознание — Музыка — Теория музыки — Музыкальная акустика. Естественнонаучные основы музыки — Акустика музыкального исполнения — Музыкальное исполнение и звукозапись — История музыкального исполнения и звукозаписи стран бывшего СССР.

Столяров А.М., Столярова Е.С. Монтаж и запись видеофильмов.  Шпаргалка.- М:НТ Пресс, 2005.- 207,(1) с:ил.

«Шпаргалка» — удобный и простой в использовании справочник. Она послужит вам надежным путеводителем в мире компьютерного видеомонтажа и ответит на все ваши вопросы на простом и понятном языке.

Сурмели, Анна.      Искусство телесценария : [учебное   пособие] / Анна Сурмели. — Изд. 4-е, стер. — Санкт-Петербург [и др.]     Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2018. — 222, [1]   с. ; 21

Учебное пособие «Искусство телесценария» объединяет теоретические положения и практические задачи, которые оказывают содействие на усовершенствование навыков создания сценарного произведения. Охватывает содержательный раздел» Сценарное мастерство на телевидении» курса» Сценарное мастерство в экранном искусстве» . Учебное пособие построено согласно требованиям кредитно-модульной системы. Предназначено для повышения профессионального мастерства будущих работников телевидения. Рассчитано на студентов высших учебных заведений культуры и искусств -режиссеров, операторов, репортеров, дикторов и ведущих телепрограмм, сценаристов-новичков, а также работников телевидения.

Материал подготовила и разместила Наталья Гудзь, зав. сектором ч/зал МНО