Музыкально-исторический экскурс «По страницам клавира оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Опера русского композитора Михаила Ивановича Глинки — национальный символ и музыкально-театральный шедевр, посвященный историческому единству народа и власти. Подготовленный не только лучшими силами русского театра, но и лучшими умами русской культуры, первый оперный триумф Глинки в 1836 году был одновременно и событием государственной важности.

В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показам на широком фоне русской народной жизни и природы.

Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями) , Сусанин был нанят отрядом войск Речи Посполитой зимой 1612—1613 годов в качестве проводника в село Домнино, где находился Михаил Фёдорович Романов. Сусанин завёл вражеские войска в болотистый лес, где был ими замучен за отказ указать верный путь. Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считают царскую грамоту о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

Увертюра начинается воинственным вступлением. Основной раздел показывает и предвосхищает все основные события оперы. При создании увертюры композитор создал три ее варианта, а использовал третий.

Первое действие. Все события разворачиваются в доме И. Сусанина, где идет подготовка к свадьбе Антониды и ратника Собинина.

Интродукция начинается мужским хором «Родина моя». Здесь Глинка  показывает силу, героизм и неустрашимость народа через  русские народные, старинные, молодецкие и солдатские песни. Женская тема «На зов своей родной страны»  первый раз появляется в оркестре, потом звучит в   исполнение  хора. Интонации хора напоминают хороводные, крестьянские, лирические песни,  посвященные весеннему пробуждению природы. Это и есть объединенный образ народа.          

Каватина и Рондо Антониды. Каватина раскрывает прекрасные черты русской девушки – искренность, простоту, нежность и верность ее чувств. Каватина  медленная часть арии. Музыка рондо выражает светлый и радостный образ энергичной  невесты. Экспозиция главного героя И. Сусанина «Что гадать о свадьбе…», интонация певучая, с распевами. Автор использовал песню, услышанную им от извозчика из Луги.           

Трио «Не томи, родимый…» в составе: Собинина, Антониды и Сусанина, в котором передает грустные и печальные переживания жениха  – Богдана Собинина. Антонида и ее отец стараются успокоить его из-за переноса свадьбы. Это лирическая задушевная мелодия, близка к городскому бытовому романсу. Первое действие  показывает, что героев вдохновляет на подвиг весь народ. Звучит заключительный хор.

Второе действие состоит из танцевальной сюиты: – полонез, краковяк, вальс, мазурка. В зале польского короля Сигизмунда – богатый бал с участием знати шляхты. Поляки хвалятся  победами и уверены, что завоюют Русь. Во время бала к заносчивым шляхтичам появляется гонец с вестью, о сборе русского ополчения под руководством Минина и Пожарского. Русская линия выделена вокальными номерами, а польская – танцами. Хор поляков является дополнением к оркестру. В развитии действий, польские танцы  полонез, краковяк, мазурка будут звучать при столкновении двух линий оперы.     

Третье действие – звучит драматический антракт, основанный на интонациях романса Антониды «Не о том скорблю, подруженьки…» и сцены ее отчаяния после ухода Сусанина с поляками. Звучит песня Вани – «Как мать убили…» в исполнении контральто. Он выражает отцу благодарность и уважение. Песня напевная, мелодичная, отображающая душевность, доброту и отзывчивость Вани. Звучит хор и квартет крестьян «Сейчас мы в лес пойдем». В квартете Антониды, Вани, Собинина, Сусанина выражены настроения покоя, благоденствия и мира. Далее звучит тема семейного счастья Сусанина «Ну вот, я дожил…». Данная тема резко обрывается «Полонезом». Появляется отряд поляков. Происходит столкновение двух главных линий оперы – русской и польской. Образ шляхты основан на интонациях полонеза и мазурки, но грубо и угрозой.

В эпизоде Сусанина и поляков «Боже, дай силы мне…» . Это наивысший драматический диалог Сусанина с интервентами.

В реплике Сусанина «Велик и свят наш край родной», зарождается тема хора «Славься».    Достойные, спокойные и гордые ответы Сусанина шляхтичам, подчеркивают его осознанный, обдуманный патриотический поступок.

Ответ Сусанина «Страха не страшусь…», делает интонационную арку с мужским хором «Родина моя». Сусанин  прощается с Антонидой притворно соглашаясь помочь полякам. Подружки невесты пришли на свадьбу.

Звучит  свадебный хор, исполняя песню «Разгулялися, разливалися…» По характеру хор напоминает русские свадебные величальные песни.

Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки…» – один из самых поэтичных, задушевных, трогательных музыкальных номеров оперы.

Финал. В тревожных музыкальных интонациях, народ  отправился во главе с Собининым на поиски Сусанина. Автор впервые показывает  народ в действии – главным героем оперы.  В начале и в конце показан лес в зимнем оцепенении. В середине звучит тема Сусанина «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал…».   Эта тема многократно подвергается разработке и будет звучать далее.

Четвертое действие состоит из трех картин.

Первая картина показывает тревожный хор крестьян в лесу и большую героически призывную арию Собинина. Крестьяне и Собинин приобретают патриотические черты характера И. Сусанина.     

Вторая картина. Монолог Вани раскрывает многие благородные, решительные стороны его характера. Речитативы Вани  выразительны, короткие, передают волнения и усталость. Далее следует его небольшая ария, в которой выражается уверенность о скором освобождении Руси. Третья картина «Сцена И. Сусанина с поляками в лесу» – кульминация драмы всей оперы. Хор польских захватчиков изображает их бег ночью по зимнему лесу.  Автор подчеркивает, что шляхтичи почувствовали свою гибель. Эти фразировки и гармонии придают музыке ощущение тоски и скорой погибели.

Ария Сусанина начинается с речитатива «Чуют правду…». Он основан на широких, неторопливых, уверенных интонациях героя в решительный предсмертный момент. Ария «Ты взойдешь моя заря…», полна глубоких раздумий, скорби и волнения. Иван Сусанин осознанно, с достоинством, мужественно, с чувством исполненного долга, возвышенностью и твердостью   духа, жертвует  с воодушевлением и героизмом своей жизнью, с твердой мыслью о том, что он защищал Родину, и поляки из лесного болота не выберутся.

Эпилог разворачивается на Красной площади в Москве. Народ со всех земель собрался на праздник Победы Руси над польскими интервентами. В первом разделе Антонида, Собинин, Ваня, односельчане, повествуют народу о героическом поступке И. Сусанина. Центральное место эпилога принадлежит хору.

«Славься». Этот гениальный хор воплотил в себя богатырский образ народа – победителя, который в трудный момент для Руси, собрался вместе и победил врага. Музыка хора многогранна и обобщает гимнообразные интонации, народно-песенные, торжественные, эпические, героические, исторические. Хор «Славься» особенно торжественный, когда исполняется тремя хорами и двумя оркестрами, (духовой оркестр – на сцене). К ним присоединяются колокола. В финале дважды упоминается героический поступок Сусанина «Запомнит весь русский народ…».. Так Глинка выразил мысль, что подвиг Сусанина совершен ради народа и остается бессмертным.

Создание данной оперы явилось поворотным пунктом в развитии русского оперного искусства и важным событием оперного жанра. Глинка создал первую отечественную оперу. Опера является цельным, неразрывным произведением с героико – патриотической идеей, на протяжении всего произведения.

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», являлась образцом для композиторов «Могучей кучки» при создании их шедевров.

Интересные факты

Идея об использования истории Ивана Сусанина для оперы принадлежит Василию Жуковскому, хорошему товарищу Михаила Ивановича. Он же и посоветовал композитору написать об этом подвиге русского мужика.

Первоначальное название оперы было «Иван Сусанин», но за несколько дней до премьеры Михаил Иванович переименовал ее. «Жизнь за царя» — такое новое название было дано произведению, придумал его поэт Нестор Кукольник. Интересно, что был еще один вариант названия — «Смерть за царя».

Во время премьеры оперы «Жизнь за царя» среди зрителей присутствовал царь Николай первый. После спектакля он подарил Михаилу Ивановичу перстень из бриллиантов, показав этим жестом то, что ему чрезвычайно понравилось произведение.

Клавир оперы «жизнь за царя» из фонда МНО
Опера «Иван Сусанин» из фонда МНО

Существует два варианта либретто музыкальной драмы Глинки. Первая — барона Егора Розена, вторая — Сергея Городецкого, редакция которого использовалась в СССР.

Материал подготовила и опубликовала Наталья Гудзь, зав. сектором МНО.