27 октября — Всемирный день звукового и визуального наследия. Он был утверждён Генеральной конференцией в 2005 году в качестве механизма для повышения информированности о необходимости принятия срочных мер для признания важности аудиовизуальных документов как неотъемлемой части национальной идентичности.
Наша коллективная история зачастую фиксируется в фильмах, а также видео-, аудио- или цифровых форматах, и благодаря этим архивам мы можем узнать о нашем прошлом и сохранить его для будущих поколений. Всё чаще такие архивы составляет наше культурное наследие. Современные технические музыкальные возможности играют важную роль в звуковом и визуальном наследии. Музыка, как любое искусство, не стоит на месте. Постоянно видоизменяются музыкальные инструменты, с помощью которых музыканты добиваются уникального звучания своих треков или вносят разнообразие в выступления. Артисты, экспериментируя с формой и звуком, создают музыкальные арт-объекты, и на помощь им приходят новые технологии.
Также возрастает престиж и качество музыкального образования, содержание которого благодаря компьютеру существенно изменилось.
Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно. В музыкально-нотном отделе вы можете ознакомиться с книгами и статьями из журналов по данной тематике. Представляем вашему вниманию книги из новых поступлений о современных технических музыкальных возможностях.
1. Андерсен, Андрей Владимирович (1958-). Современные музыкально-компьютерные технологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050600- «Художественное образование» / А.В. Андерсен, Г.П. Овсянкина, Р.Г. Шитикова. — Санкт- Петербург; Москва; Краснодар: Планета музыки, 2013. — 223с.: ил; 21 см.
Предлагаемое учебное пособие образовательного модуля включает дисциплины профильной подготовки по музыкально-компьютерным технологиям. Освоение модуля содействует формированию у студентов профессиональных компетенций в данной области, готовит к преподаванию этих дисциплин в начальном и среднем звеньях общего и профессионального образования, а также учит применению полученных знаний в своём творчестве. Издание предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений, а также специалистов в этой области.
2. Сакмаров И.О. Современная музыка. На пути к новой классике/ И.О.Сакмаров. – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2019. – 136с.
Как вы думаете, чем современная музыка отличается от классической? Что важнее – экономика или культура? Кто такие музыкальные продюсеры? Что общего у диджеев и дирижёров? Представьте, что аудиозапись прошла такой же путь, как кинематограф, который отделится от театра ещё в начале ХХ века. Допустите мысль, что золотой век современного музыкального искусства ещё не наступил – и название книги не покажется вам парадоксальным.
3. Сарычева О.В. Компьютер музыканта: Учебное пособие. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. – 52с.: ил.
Пособие адресовано преподавателям музыкальных дисциплин ДШИ и ДМШ, применяющим компьютер в работе. Эта книга для тех педагогов, которые желают изучить новые технологии и компьютерные музыкальные программы и их возможности и воспользоваться ими в своей деятельности. Здесь есть всё то, что понадобится педагогу не только по эстрадному вокалу, синтезатору, гитаре, но и просто любому музыканту и человеку, работающему со звуковыми треками, фонограммами и аранжировками.
4. Стракович Ю.В. Цифролюция. Что случилось с музыкой в ХХI веке. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2019. – 368с.
Интернет-революция навсегда изменила законы, по которым живёт музыкальная вселенная. Что это значит – для музыкантов, слушателей, индустрии и самой музыки? Что ждёт нас уже в ближайшем будущем? Действительно ли технологии ведут нас в тупик? Или с их помощью могут сформироваться новая экономика, новая мораль и, в конце концов, новый человек? На эти ключевые для сегодняшнего дня вопросы пытается ответить автор, рассказывая драматичную и захватывающую историю переворота, произошедшего в музыкальном мире в начале ХХI века.
Также, у вас есть прекрасная возможность узнать о новых тенденциях в современной электронной и компьютерной музыке из журналов представленных в музыкально-нотном отделе.
1. Артёмьев Э. Электронная музыка: от прошлого к будущему: По выступлению на III Международном фестивале-конкурсе «МЭММ»// Музыка и электроника. — 2016. — №1.- С.2.
Новые технологии электронной музыки – с их погружениями в природу синтезирования звуков, необычных тембров, ощущений, всего нового – возникли как альтернатива традиционному музыкальному искусству. Сейчас электроника достигла невероятного уровня технологических усовершенствований. Появляется вообще новый вектор сочинительства музыки. Можно мыслить не только мелодией, аккомпанементом и гармонией, но пластами совершенно иного свойства, которые в эти названные параметры не входят. Любая из новейших электронно-музыкальных «машин» — сумасшедшая по своим художественным возможностям.
2. Бадеева О. Преподавание курса «Компьютерная аранжировка» в детской школе искусств: из опыта работы //Музыка и электроника. – 2019. — №1. – С.10-12.
В статье представляются программы, с которых лучше начинать обучения ученика компьютерной аранжировке; программы-конструкторы; программы-секвенсоров. Также рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть в процессе обучения компьютерной аранжировке и пути их решения.
3. Будагян Р.Р., Зайцева М.Л. Цифровые технологии в современном музыкальном пространстве //Обсерватория культуры.- 2020. -№4. – С.368-369.
В музыкальной культуре рубежа ХХ-ХХI вв. активно актуализируются процессы её трансформации, которые проявляются в применении музыкантами, режиссёрами, продюсерами, дизайнерами-визуализаторами цифровых и визуальных технологий. В музыкальной культуре рубежа ХХ-ХХI вв. особую актуальность и популярность приобретают виртуальные аниме-персонажи и вокалоид-исполнители, деятельность которых активно связана с применением цифровых технологий.
4. Красильников И. «Обучение должно быть захватывающим как «Властелин колец»: Интервью с Павлом Живайкиным // Музыка и электроника. – 2019. — №4. – С.4-5.
Имя Павла Леонидовича Живайкина широко известно среди музыкантов и педагогов. Его книга «600 звуковых и музыкальных программ» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Она раскрыла глаза музыкантов на фантастические возможности компьютерного музыкального творчества и стала своего рода энциклопедией, настольной книгой для всех интересующихся данной сферой деятельности. Не менее востребованным оказался «Словарь-справочник по синтезаторам и музыкальным компьютерным программам П.Л. Живайкина.
5. Красильников И. Приобщение школьников к художественной мультимедийной деятельности в классе электронных музыкальных инструментов// Музыка и электроника. – 2017. — №4. – С.4-5.
В данной статье композитор Игорь Красильников информирует читателей о современных компьютерных средствах, которые в техническом плане делают доступными для школьников самые разнообразные виды художественно-творческой деятельности, в том числе – создание видеосопровождений к игре на синтезаторе и видеоклипов. Также рассматривается вопрос о создании новой дисциплины в ДМШ и ДШИ – Художественные мультимедиа.
6. Красильников И. Творческие задания в школьной студии компьютерной музыки // Музыка и электроника. – 2019. — №4. – С.6.
Создание музыки с помощью компьютера – менее востребованный среди детей и подростков вид деятельности в сравнении с музицированием на клавишном синтезаторе. И причина вовсе не в том, что он ставит перед пользователем какие-то запредельно сложные задачи и изначально нацелен на профессиональное творчество – современный синтезатор мало чем по объёму функций и качеству звучания уступит инструментарию компьютерной студии. Причина в направленности творческой деятельности. Синтезатор в большей мере предназначен для живой игры и выступлений со сцены, а компьютер – для создания фонограмм. Подробнее вы можете узнать об этом в статье композитора, доктора педагогических наук.
7. Орлова Е. Мультимедийные формы музыкально-теоретического образования// Музыка и электроника. – 2017. — №3. – С.6-7.
В настоящее время в связи со стремительным вхождением в жизнь цифровых технологий происходит их активное внедрение в современное образование. Не обходит стороной этот процесс и образование музыкальное, прежде всего музыкально-теоретическое, традиционно представленное в системе ДМШ литература, слушание музыки. Всё чаще появляется и прежде редкий там предмет Я — Музыкальная информатика. Все эти учебные дисциплины предоставляют широкий простор для проникновения мультимедийных форм обучения, в частности, учебных мультимедиа проектов и пособий, возникающих и распространяющихся благодаря информационно-цифровым компьютерным технологиям.
8. Орлова Е.В. Пианист в цифровой студии звукозаписи: Интервью с Константином Цатуряном// Музыка и электроника. — 2016. — №2. – С. 2-5.
Исполнительское творчество Константина Амаяковича Цатуряна – это уникальное явление в современном музыкальном искусстве, равного которому нет пока ни в отечественной, ни в зарубежной культуре. Его называют «новым Гленом Гульдом» — студийным пианистом уже цифровой эпохи, установившейся с начала ХХI века. Это человек огромного культурного багажа и знаний в самых разнообразных областях духовного наследия, искусства и науки (радиотехники и электроники, акустики и звукорежиссуры, истории фортепианного строительства и исполнительства, эстетики электронного творчества и современных звуковых технологий.) Он стал первопроходцем в инновационном направлении академического музыкального искусства – игре на цифровых фортепиано. Основной его интерес последних двух десятилетий – разработка технологии Цифровой фортепианной студии.
9. Пешняк В. Компьютер и музыкальное творчество//Музыка и электроника. -2019. — №1. – С.4-5.
В статье композитора, заслуженного деятеля искусства Владимира Пешняка, поднимаются актуальные для нашего времени вопросы стремления к полной компьютеризации всех областей жизнедеятельности и желания передать всю рутинную работу машине, способной в тысячи раз быстрее и точнее выполнить её. Это касается и музыкального творчества. Однако сам процесс композитора в результате передачи его машинной реализации вызывает шквал новых вопросов и изменение отношения к процессу творчества. Эти вопросы и рассматриваются композитором с профессиональной точке зрения в данной статье.
10. Седельникова О. Электронная музыка Глеба Сидельникова // Музыка и электроника. – 2014.- №4. – С.2-3.
Глеб Серафимович Седельников (1944-2012) известный московский композитор и поэт (его литературное имя Валентин Загрянский) – автор опер «Бедные люди» (по Достоевскому), «Медведь» (по Чехову), «Родина электричества» (по Платонову), создатель оригинальных решений в области кантатно-ораториальной и хоровой музыки, автор множества вокальных и инструментальных сочинений, музыки для детей. Его поэзия отличается новаторским подходом, поражает разнообразием форм и невероятным объёмом. В последние годы электронная музыка занимала особое место в его творчестве. Для человека, полностью потерявшего зрение в детстве, с появлением новых технических средств впервые представилась возможность весь процесс создания музыки взять в свои руки.
«Никто не знает детально, что готовит будущее…Ответственность за изменение лежит на нас. Как поколению новых революционеров, нам досталась судьба творить». (Элвин Тоффлер).
Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.