Беседа-интервью «Вопросы к учителю»

Друзьями и постоянными читателями нашего отдела за долгие годы работы стали учителя музыки г.Ростова-на-Дону. Мы предложили ответить им на наши вопросы, основная тема которых — что же такое детское музыкальное обучение, какова его роль для развития ребенка в современных реалиях. В День специалиста публикуем наиболее интересные ответы педагогов: Н.И.Горбовой, А.А.Колонтаевой и др.

Насколько важно музыкальное образование для развития ребенка?
– Смотря, какую задачу люди перед собой ставят. Все определяют намерения. Понимает ли человек, что перед ним ребенок, что это – многогранная личность?
Что развивает, например, школа – в основном интеллект человека. Но если делать акцент только на интеллекте, то получаются люди, которые потом не понимают самих себя. Музыка призвана раскрыть человеку его самого, его эмоции, его душу. Скажем так, она – определяющая. С точки зрения восточных философских учений – сердце, духовный центр человека гораздо более значимы. А интеллект только обрабатывает те чувства, которые ему приходят. И поэтому это очень важно.
Знание своих чувств, эмоций, умение этим управлять – вот что дает музыка. Потому что она очень глубоко уводит туда, потому что она рождена из этого. Она рождена для этого – чтобы человек мог выражать себя.
Во-вторых, музыка рождает в человеке стремление к творчеству. Если у человека открыт творческий центр, открыт этот поток творчества, тогда он будет применять это везде абсолютно. Что бы он ни делал, это будет проникнуто не банальностью.
Поэтому, музыка как раз очень помогает развитию ребенка. В принципе, это такой объемный вопрос, что здесь можно еще очень много говорить.

Все ли дети могут учиться музыке? Нужны ли для этого какие-то особые способности?
– Если мы говорим, что человек призван развивать себя, он приходит на эту землю, для того чтобы стать лучше, соответственно, причем тут способности? Это уже, скажем так, выбор профессии – есть ли у тебя какие-то особые способности, и раздирает ли тебя самого так, что ты понимаешь – это твоя жизнь. А для того чтобы включить у себя поток творчества, для того чтобы быть просто человеком, который понимает, что такое культура, история, что такое он сам – учиться музыке однозначно должны все. Просто, может быть, до определенного периода.

С какого возраста можно начинать учить ребенка музыке?
– Ну, мы вот сейчас учим с полутора лет. И это совершенно удивительно, потому что музыка входит в них, как с молоком матери. Во-первых, потому что дети действительно занимаются вместе с родителями.
А во-вторых, для них это очень свойственно – радоваться, познавать, играть. Для детей звуки и самовыражение становятся абсолютно естественны. И поэтому, допустим, когда потом их видят в 5-6 лет и говорят: «боже мой, почему они совершенно не боятся сцены?» А почему они ее должны боятся? Для них сцена – то же самое творчество. И они не боятся людей. Ведь почему человек боится сцены? Потому что он боится людей, он боится оценки.
А когда они выходят на сцену… Это невероятно трогательно – когда выходят двухлетние – они абсолютно свободны, они с такой радостью смотрят в зал. Человек, когда в 4 года выходит – он и зал это уже некая такая дистанция. А двухлетний… для него: что есть зал, что нет зала… это просто люди, которые почему-то радуются, и он тоже с ними радуется. И у них пропадает страх оценки. И поэтому, когда дети выходят на сцену – они творят самозабвенно, потому что они еще чувствуют, что их творчество еще кому-то нужно.
Поэтому, чем раньше – тем лучше. Если мы хотим развить творческое мышление, то тут у детей еще нет ни каких препон. Даже более того, в них это так сильно, что ты у них начинаешь учиться. Потому что ведь наше мышление во многом закомплексовано, мы чего-то знаем – как ремесленники, но… Когда смотришь на ребенка, понимаешь – на самом деле, это ты у него еще учишься.

Как изменилось отношение родителей к музыкальному обучению за последние годы (10 лет)?
– Да, оно изменилось. Во-первых, гораздо меньше людей стало желать, чтобы дети вообще шли в эту профессию. Потому что в нашем Российском обществе, социальный статус музыкантов достаточно сложен. Как, в принципе, вообще людей, связанных с гуманитарным направлением. Поэтому заниматься музыкой профессионально, серьезно, люди сейчас хотят гораздо меньше.
Во-вторых, родители теперь знают, что занятия музыкой действительно помогают ребенку в том, о чем я уже говорила. Следующий наш этап – убедить их, что заниматься музыкой профессионально нужно не для того, чтобы выбрать эту профессию в будущем, а для того чтобы человек вообще развивался как многогранная личность.
Музыка – это ведь очень сложное искусство, это очень тонкое искусство. Ты не познаешь его тайны, если не будешь этим серьезно заниматься. И это приучает ребенка заниматься серьезно всем, чем он хочет заниматься в жизни.
Поэтому у нас сейчас другой этап: убедить людей, что профессиональные занятия музыкой нужны, прежде всего, самому ребенку.

В ДМШ многие дети бросают учебу. Как сохранить интерес у ребенка?
– Есть определенные возрастные этапы, например – 7 лет, 10 лет. В 7 лет ребенок впервые задумывается: а хочет ли он сам, или это родители хотят, чтобы он этим занимался – любым делом. В 10 лет возникает еще более серьезный вопрос: а что собственно хочет сам ребенок.
А потом ведь занятия музыкой – это серьезный труд. Готовы ли дети трудиться? Так что, научить детей трудиться – это особая какая-то наша забота. Но, кстати, это и забота родителей.
Я думаю, то, что дети в какой-то момент перестают заниматься – это всегда было и всегда будет. И ничего тут особенно не сделаешь – это дети. Они растут, им что-то нужно другое. Мы за несколько лет ему дали очень много того, что, может быть, никакая другая структура ему больше никогда не даст. И если они говорят, что мы заложили какие-то очень серьезные вещи в них, в их понимание мира -это радует.
Вот девочка всю жизнь мечтала, она хочет и понимает, что это ее судьба – быть дизайнером. Нельзя ее останавливать, она должна идти за своей мечтой! Другое дело, что я уверена: все, что она познала в музыке – она воплотит в своей профессии.

Какими главными качествами должен обладать педагог-музыкант, работающий с ребенком?
– Горение. Должен очень любить музыку. По-настоящему. Ему это должно быть не просто приятно, а он должен чувствовать суть музыки. И умение передать это, зажечь в другом человеке этот огонь. Если он «зажжет» человека – не важно, какими руками он это сыграет, не важно, как он это споет. Главное – это духовный огонь, который передается от человека к человеку через звуки, через такую сферу, как музыка.
Потом, ведь музыка – это очень тонкая структура. Тут еще мало обвинять музыкальную школу или учителя – далеко не каждая душа способна, готова понять этот уровень. Поэтому, мы видим даже определенную свою миссию: помогать людям не забывать о душе.

На какой незаданный вопрос Вы бы хотели ответить (или дать комментарий)?
– Наверное, не вопрос, а скорее сожаление, что в данный момент наше общество находится в такой стадии, когда понятие искусства – уходит. Вообще, понятия хорошей живописи, хороших стихов, хорошей прозы, литературы – это вроде бы удел таких странных людей, которые сами себе чего-то там хотят и занимаются этим. Это очень жалко, потому что искусство – это не какая-то узкая область, а вообще работа с духом человека, его душой.
То, что видят по телевидению наши дети и родители в том числе (кстати, подрастает уже такое поколение родителей, которые уже тоже безграмотны), видят суррогат попсы – это не искусство, это не душа и не дух человека. Все упирается в это. Когда ты открываешь человеку другую область познания мира и самого себя через вот такие вещи – это очень здорово. И за это мы радеем: чтобы как можно больше людей об этом, по крайней мере, задумывалось.

Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.