«Лиризм фортепианной миниатюры П. И. Чайковского»

Мировая и отечественная музыкальная культура 7 мая 2020 года отмечает 180-летний юбилей гения русской музыки П.И. Чайковского.   Имя Петра Ильича Чайковского, несомненно, стоит в ряду самых дорогих и известных русских имен. Это символ русской музыки, символ России.

П. И. Чайковский (1840-1893)

Творчество П.И. Чайковского необычайно широко и многогранно. Музыка его исключительно популярна. Но сегодня мы поговорим о фортепианных произведениях композитора, которые занимают достойное место в концертном и педагогическом репертуаре пианистов не только России, но и  разных стран. Фортепианные пьесы Чайковского относятся к числу наиболее популярных и любимых. Немалый вклад в процесс привлечения внимания пианистов разных стран к фортепианному наследию композитора внесли конкурсы имени Чайковского, где исполнение его фортепианных сочинений, в том числе и миниатюр, является обязательным для пианистов.  

Лирические миниатюры Чайковского разнообразны по жанру и характеру поэтических образов. Многие из них проникнуты интонациями народных крестьянских и городских песен, бытового «чувствительного» романса. В миниатюрах широко представлены пьесы танцевальной формы — вальсы, мазурки, польки. В этих поэтических картинках нет ни драматизма, ни трагических душевных переживаний, ни буйного веселья. Мы встречаем в них тихую печаль, спокойное раздумье, радостные, светлые настроения. Все, что передано здесь композитором, воспринимается, как тонкое и поэтическое претворение мимолетных явлений жизни.  Эти черты особенно ясно сказываются в ноктюрнах, в «Романсе» фа минор, «Песне без слов» Фа мажор, «Грустной песенке» соль минор, в лирических вальсах, которые привлекают напевной плавностью мелодического движения.

Серия вальсов занимает особое место среди его лирических миниатюр.
Лирические вальсы Чайковского привлекают напевной плавностью мелодического движения. П.И.Чайковский нигде так полно не раскрывает своего отношения к природе, нигде не воплощает ее образы с такой многогранностью, как в замечательном цикле «Времена года» (12 характеристических пьес) соч. 37. Поэтичные, глубоко национальные по духу они получили широчайшее распространение и прочно вошли в музыкальный быт нашей страны. «Времена года» написаны по заказу Н.М. Бернарда для его музыкального журнала «Нувеллист», где они были опубликованы с января по декабрь 1876 года. Пьесы этого цикла запечатлели богатый мир эмоциональных состояний человеческой души. Здесь и грезы в часы зимних вечеров, и прекрасное чувство, возникающее при виде зимней природы, и радость от созерцания дружной работы крестьян на залитых солнцем просторах желтеющих нив. 

«Детский альбом» (1878) Чайковского — первый в России классический сборник музыки для детей. Композитор стремится в пьесах «Альбома» раскрыть жизнь во всем многообразии, не приукрашивая ее, но стараясь выявить в ней самое прекрасное. Мы находим в сборнике многие черты, характерные для миниатюр Чайковского, написанных для взрослых. Тут и жанровые сцены в народном стиле: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», и «фортепианные романсы» — «Сладкая греза», «Шарманщик поет», и бытовые танцы — «Вальс», «Мазурка», «Полька», а также лирические пейзажи -«Зимнее утро»,»Песня жаворонка». В русском народном духе написаны и пьески «Нянина сказка» и «Баба Яга». Особое место в цикле занимает маленькая трилогия, посвященная детским играм — «Болезнь куклы», «Похороны куклы». Детский альбом П.И. Чайковского до сих пор служит примером того как можно писать для детей просто, увлекательно и, вместе с тем, содержательно ,как надо приобщать ребенка к большому жизненно-правдивому искусству, как пробуждать любовь к народной музыке.

МНО ЦГБ им. М. Горького располагает обширным фондом литературы по творчеству П. И. Чайковского: книжная, нотная литература; клавиры опер; оркестровые партитуры; фортепианные ансамбли; вокальные, хоровые произведения; методическая литература.
Материал подготовила к публикации зав. сектором абонемента Рычкова Г.В.