Музыкальный дайджест «Волшебное рождество»

Рождество Христово всегда считалось одним из самых важных праздников у православных. Это один из двенадцати великих праздников православной Церкви. Их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи.

Иисус родился в Вифлееме. Правящий тогда император решил провести перепись всех новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В местных гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Христосу было суждено родиться в пещере рядом со стойлом, а его первыми яслями стала кормушка для скота. В тот день пастухам, пасшим стада рядом с этим местом явился Ангел Господень, который и возвестил им эту радостную новость: «…ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Простолюдинам Ангел сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове».

Величие праздника отражается в праздничном богослужении на Рождество. В этот день читается молитва «Царю Небесный». Все богослужения, проходящие в храмах, идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно «всенощное бдение». Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху.

Большинство композиторов прошлого обращались к духовной теме, и произведения Воскресенья Христова и Рождества Спасителя были безусловно отражены в вокальной и инструментальной музыке. Познакомимся с некоторыми из них:

И. С. Бах. «Рождественская оратория»

Грандиозная оратория, состоящая из шести кантат, во времена Баха исполнялась по частям на протяжении нескольких дней — от Рождества до Богоявления. Каждая кантата посвящена одному из эпизодов истории Рождества Христова. Своей музыкой Бах изобразил и радость пастухов, узнавших о рождении Мессии, и ликующий хор ангелов, поющих «Слава в вышних Богу», и благоговение волхвов, стоящих над колыбелью Спасителя. А хоры и арии, повествующие о евангельских событиях, объединены в оратории речитативами от лица Евангелиста.

Г.Ф. Гендель. Сцена «Пророчество о рождении Христа» из оратории «Мессия»

Одно из самых известных произведений Генделя — хор «Аллилуйя», завершающий ораторию «Мессия». Оратория была создана как пасхальное произведение и впервые была исполнена именно на Пасху. Однако после смерти композитора первую из трех частей оратории гораздо чаще стали исполнять в предрождественские дни. Эта часть полностью посвящена Рождеству Спасителя — от ветхозаветных пророчеств о Мессии до явления ангелов пастухам.

№12. Хор «For Unto Child is born» Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

В. И. Ребиков. Вальс из оперы «Елка»

Опера «Елка» написана по мотивам двух грустных рождественских историй — «Девочка со спичками» Андерсена и «Мальчик у Христа на елке» Достоевского. Маленькая нищенка просит милостыню на улице в канун Рождества. Никому нет до нее дела, все спешат домой, к родным. Из окон доносятся звуки вальса, — там вокруг елки танцуют счастливые дети. А девочка постепенно замерзает, и ей грезится роскошный зал с громадной елкой. Елка превращается в огромную лестницу, по которой девочка в окружении ангелов поднимается на небеса…

Н. Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Ночь перед Рождеством»

Через двадцать лет после Чайковского к сюжету гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» обратился Н. А. Римский-Корсаков. После премьеры автора часто упрекали в том, что основную смысловую нагрузку в его опере несут симфонические, а не вокальные эпизоды. Между тем, именно в этих эпизодах изображены зимние пейзажи Диканьки, полет в столицу Вакулы, пляска звезд… Из этих звуковых или, как называл их сам композитор, «движущихся» картин и состоит оркестровая сюита «Ночь перед Рождеством».

П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

Балет «Щелкунчик», рассказывающий о том, что рождественский Сочельник — время чудес, а зло всегда побеждается добром и любовью, остается любимым публикой уже больше ста лет. И главной причиной этого служит волшебная музыка Чайковского. В «Щелкунчике» композитор применил невероятное разнообразие оркестровых тембров — красок, обрисовывающих характеры персонажей и ситуаций. У Чайковского музыка не сопровождает танец, а становится его главным элементом, благодаря которому даже самые фантастичные и нереальные герои оживают и обретают характер.

П.И. Чайковский. Опера «Черевички»

В «Черевичках», написанных на основе сюжета повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», чудес не меньше, чем в «Щелкунчике». Неслучайно «Черевичкам» дан подзаголовок «комико-фантастическая» опера: мир фантастический и мир реальный в опере сплетены так же тесно, как и в повести Гоголя. И малороссийский фольклор, столь любимый Гоголем, тоже, конечно, есть в «Черевичках». Чайковский, сочиняя эту оперу, широко использовал народные украинские мотивы.

П.И. Чайковский. «Святки (декабрь)» из цикла «Времена года»

На протяжении 1876 года в каждом номере ежемесячного санкт-петербургского журнала «Нувелист» публиковалось по одной фортепианной пьесе П.И. Чайковского. Цикл «Времена года» был написан по специальному заказу издателя журнала. Это живые картины русской природы и быта, олицетворение годичного круга забот и праздников. Завершает цикл пьеса «Святки» — светлый лирический вальс, навевающий мысли о рождественской елке и радостных приготовлениях к одному из главных праздников в году.

 Р. Шуман. «Дед Мороз» из цикла «Альбом для юношества»

Детская пьеса Шумана в русском переводе получившая название «Дед мороз» на самом деле называется «Кнехт Рупрехт». Согласно немецким легендам, Кнехт Рупрехт на Рождество сопровождает святого Николая (который в современном мире превратился в Санта Клауса). Считалось, что Кнехт Рупрехт спрашивает детей, умеют ли они молиться. Если дети молиться умеют, то он дарит им конфеты, а если нет, то дети получают только уродливые и бесполезные вещи: кусок угля или гнилую деревяшку.

С нотными изданиями к Рождественским праздникам Вы можете познакомиться в нашем отделе:

Bach, Johann Sebastian (1685-1750).Weihnachts-Oratorium [Ноты] — Chrismas Oratorio : fur Soli, Chor und Orchester : BWV 248 : Klavierauszug /Johann Sebastian Bach. — Urtext. – Neue Ausg. / von Johannes Muntschick. -Frankfurt etc. : C.F. Peters, cop. 1992. — 171 с. ; 28 см.

G.F. Gendel (1685-1759)The Messian/ Der Messias/ Vocal score.Klavirauszung.-K 2003/ Konneman Muzik Budapest.

Ребиков, Владимир Иванович (1866-1920).Вальс : из оперы-сказки «Елка» : для фортепиано / В. Ребиков. — Ленинград :Музыка, Ленинградское отделение, 1988.- 4 с., включ. обл. ; 29 см.

Римский-Корсаков Н.А. Ночь перед рождеством. Быль-колядка из повести Гоголя Н.В. (опера.Партитура.ГМИ.Ленинград/Москва.1951.43с. с нот. )

Чайковский, Петр Ильич (1840-1893).Времена года : для фортепиано :[соч. 37 бис] / П. И. Чайковский. -Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. — 56,[1] с. ; 29 см.

Чайковский П.И. Черевички. Комико-фантастическая опера в 4 действ.Клавир. Либр. Полонского Я. По повести Гоголя Н.В.Музыка.Москва.1972.364с. с нот.

Чайковский П.И. Шелкунчик.Балет-феерия в двух действиях, трех картинах.-Клавир.(соч. 71)-/Либретто Петина М.Ленинград.Музыка.1982.-162с.с нот.

Шуман, Роберт (1810-1856).Вибранi фортепiаннi твори — Избранные фортепианные произведения /В. Моцарт ; редактор-упорядник А. Т.Гудько ; вступна стаття Т. Гнатів. -Киiв : Музична Украiна, 1981. — 85, [2]с. : портр. ; 29 см.

Музыкально-нотный отдел Центральной городской библиотеки им.М.Горького поздравляет всех наших читателей!

Мероприятие подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО