Музыкальный час «Образы русского эпоса» — к 170-летию композитора А. Лядова

«…Лядов скромно отвел себе область миниатюры — фортепианной и оркестровой — и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом первоклассного художника-ювелира и мастера стиля». Б. Асафьев.

В салоне «АнтреСоль» музыкально-нотного отдела Центральной городской библиотеки им. Горького состоялся музыкальный час «Образы русского эпоса», посвященный 170-летию А.К. Лядова. Анатолий Константинович Лядов, будущий композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, педагог. Профессор (1886). Почетный член Санкт-Петербургского Общества камерной музыки родился 11 мая 1855 года в усадьбе Полыновка Новгородской области. Редкая одаренность Лядова проявлялась в склонности к музицированию, рисованию и поэтическому творчеству. Музыку начал сочинять с 9 лет.

Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, в которой был учеником Н.А. Римского-Корсакова по классу композиции. Был введен Римским-Корсаковым в содружество «Могучая кучка» и творчески воспринял художественные идеалы новой русской композиторской школы. Приобрел известность как автор фортепианных миниатюр и фортепианных циклов. В Петербургской консерватории являлся авторитетным педагогом, воспитавшим немало знаменитых учеников: С. Прокофьева, Н. Мясковского, М. Гнесина, Б. Асафьева, С. Майкапара.

В его композициях нашли оригинальное претворение и развитие в русском национальном духе некоторые характерные черты европейской фортепианной музыки 19 столетия. В них встречаются образы русского песенного эпоса: фольклора, былины, сказочной фантастики, звучат подлинные народные мелодии. Его наследие невелико по объему, но вот уже полтора столетия неизменно привлекает исполнителей всего мира к русской музыкальной культуре. Среди самых известных «сказочных» сочинений Лядова — симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Всего же Лядов обработал 150 русских народных песен. Вершиной же камерной формы явились, несомненно, прелюдии Лядова. Его вполне можно назвать основоположником русской фортепианной прелюдии. Большой популярностью пользовались и три тетради «Детских песен», написанные Лядовым в 1887-1890 годы. В их основу легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров — заклинаний, прибауток, присказок. «нянюшкиных напевов», нежных колыбельных. «Детские песни» Лядова поражают трогательной любовью и глубоким пониманием детской души.

Заведующая сектором читального зала Гудзь Н.И. познакомила зрителей с видеопрезентацией о жизни и творчестве А.К. Лядова, показала видео, в которых зрители смотрели и слушали следующие произведения в инструментальном исполнении: «Музыкальную табакерку» и симфоническую поэму-сказку «Кикимора». Познакомились посетители с выставкой изданий произведений Лядова и с рекомендательным списком литературы, которые имеются в фонде музыкально-нотного отдела.

Мероприятие подготовила Н.И. Гудзь, зав. сектором читального зала музыкально-нотного отдела