В музыкальном салоне «АнтреСоль» в музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки имени М.Горького прошло мероприятие посвященное юбилею выдающегося композитора, музыкального педагога и музыковеда Альфреда Шнитке. Главный библиотекарь музыкально-нотного отдела Центральной городской библиотеки им. М.Горького Фаустова Алёна Игоревна рассказала слушателям о его жизни и творчестве. А так же представила выставку с книгами о композиторе и нотные издания. Посетители библиотеки познакомились с творчеством композитора, послушали его произведениями, в том числе написанными и используемых в фильмах и мультфильмах.
Композитор Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе Саратовской области. Один из самых крупных советских композиторов так называемого второго поколения.
По легенде, фамилию Шнитке предкам композитора подарил некий бездетный пастор, не желавший, чтобы она забылась. Наверное, с тех пор поселился в этой семье дух призрачности, какой-то неукорененности. Альфред ощущал это с малых лет: отец – еврей, мать-немка, живут в России.
Первые яркие музыкальные впечатления и пробы сочинительства. Из воспоминаний А. Шнитке: «В 45-46 году всем вернули конфискованные на время войны приемники, и я стал слушать музыку, причем предпочитал оперы. И если вспомнить первые мои попытки не то что сочинять, а скорее фантазировать (нот я тогда не знал), то это были какие-то неопределенные оркестровые представления, которые я теперь расшифровываю как тремоло и высокие деревянные духовые, возникающие под влиянием прослушанной «Шехерезады» или «Испанского каприччио», в общем, что-то в этом роде. И, кроме того, (никаких тогда у меня музыкальных инструментов не было) я помню, мне попалась какая-то губная гармошка, от которой я никак не мог оторваться, без конца импровизируя и чувствуя себя в Раю».
В Вене раскрываются музыкальные способности Шнитке. Он самостоятельно научился играть на аккордеоне, который в качестве премии выдали отцу. Тогда же он начал брать уроки игры на фортепиано у пианистки Шарлотты Рубер.
Поистине новаторской является чрезвычайно интересная работа Шнитке над музыкой в кино: «Агония», «Стеклянная гармоника», «Рисунки Пушкина», «Восхождение», «Прощание», «Маленькие трагедии», «Мертвые души» и др.В этот период Шнитке столь же активно работает на телевидении и в сфере анимации. Композитор пишет музыку к телеспектаклям «Домик в Коломне» (1971, реж. Л. Елагин), «Капитанская дочка» (1974, реж. П. Резников); к мультфильмам «Балерина на корабле» (1970), «Выше голову» (1874, реж. А. Атаманов), «Шкаф» (1971), «Бабочка» (1971), «В мире басен» (1973, реж. А. Хржановский), «Про чудака-лягушонка» из мультипликационного журнала «Весёлая карусель» (четвёртый фильм, 1972, реж. В. Угаров).
Основные жанры творчества Шнитке — симфонические и камерные. Композитором созданы 5 симфоний , 4 концерта для скрипки с оркестром , концерты для гобоя и арфы, для фортепиано , альта, виолончели; оркестровые пьесы «Pianissimo…», «Пассакалия», «Ритуал», «(K)ein Sommernachtstraum» («Не по Шекспиру», 1985); 3 concerti grossi; Серенада для 5 музыкантов; фортепианный Квинтет и его оркестровый вариант — «In memoriam»; «Жизнеописание» для ударных, Гимны для ансамбля, струнное Трио; 2 сонаты для скрипки с фортепиано, Соната для виолончели с фортепиано, «Посвящение Паганини» для скрипки solo.
Среди постоянных исполнителей музыки Шнитке — крупнейшие советские музыканты: Г. Рождественский, О. Каган, Ю. Башмет, Н. Гутман, Л. Исакадзе. В. Полянский, квартеты Москонцерта, им. Л. Бетховена и др. Творчество советского мастера пользуется широким признанием во всем мире.
Слушателям понравилось мероприятие, они остались довольны. Зрители посмотрели фрагменты из мультфильмов, фильмов в которых звучат произведения написанные композитором Альфредом Шнитке, познакомились с его творчеством и узнали интересные факты его биографии.
Материал подготовила и провела главный библиотекарь МНО ЦГБ имени М.Горького Фаустова А.И.
Использованы открытые литературные источники: https://www.schnittke-mgim.ru/Alfred-Schnittke/chronicle/
Беседы с Альфредом Шнитке :[Сборник / Сост., предисл. А. В. Ивашкина]. — Москва : Классика-XXI,2003. – 315 с.