Музыкальный дайджест «Скрипка и время» к 150-летию скрипача, композитора Фрица Крейслера.

В абонементе музыкально-нотного отдела Центральной городской библиотеки имени М.Горького прошло мероприятие в ходе которого главный библиотекарь музыкально-нотного отдела Центральной городской библиотеки им. М.Горького Фаустова Алёна Игоревна рассказала читателям о жизни и творчестве знаменитого композитора, исполнителя Фрица Крейслера. Слушатели посмотрели видео с музыкальным произведением Крейслера. Главный библиотекарь представила выставку книг, нотных изданий и виниловых пластинок из фонда библиотеки.

Фриц Крейслер (2 февраля 1875, Вена — 29 января 1962, Нью-Йорк) — австрийский скрипач и композитор.

На рубеже XIX—XX веков Фриц Крейслер был одним из самых известных скрипачей мира, и по сегодняшний день он считается одним из лучших мастеров игры на скрипке.

В России до первой мировой войны Крейслера знали мало. Он концертировал здесь дважды — в 1910 и 1911 годах. В декабре 1910 года он дал в Петербурге 2 концерта, но они прошли незаметно, хотя и получили благожелательный отзыв в журнале «Музыка» (№ 3, стр. 74). Отмечалось, что его исполнение производит глубокое впечатление силой темперамента и исключительной тонкостью фразировки. Играл он свои произведения, которые в ту пору еще шли как обработки старинных пьес. Через год Крейслер снова появился в России. В этот приезд его концерты вызвали уже гораздо больший резонанс.

В историю музыки Крейслер вошел не только как исполнитель, но и как оригинальный композитор. Основная часть его творческого наследия — серии миниатюр (около 45 пьес). Их можно разделить на две группы: одну составляют миниатюры в венском стиле, другую — пьесы, имитирующие классику XVII—XVIII веков. Крейслер пробовал силы и в крупной форме. Среди его больших сочинений 2 смычковых квартета и 2 оперетты «Яблоневый цвет» и «Зизи»; Крейслеру принадлежит множество транскрипций (свыше 60!). Одни из них рассчитаны на мало подготовленную публику и детское исполнение, другие представляют собой блестящие концертные обработки.

Транскрипции его включают разнообразные сочинения Шумана, Дворжака, Гранадоса, Римского-Корсакова, Сирила Скотта и др. Еще один род творческой деятельности составляют свободные редакции. Это — вариации Паганини («Ведьма», «J Palpiti»), «Фолья» Корелли, Вариации Тартини на тему Корелли в обработке и редакции Крейслера и др. В его наследии числятся каденции к концертам Бетховена, Брамса, Паганини, соната Тартини «Трели дьявола».

Он был очень прост, любил простоту в других и совершенно не чуждался простого народа. Он страстно желал, чтобы его искусство доходило до всех. Однажды, рассказывает Лохнер, в одном из английских портов Крейслер высадился с парохода, чтобы продолжать свое путешествие на поезде. Ждать пришлось долго, и он решил, что хорошо убьет время, если даст маленький концерт. В холодном и печальном помещении вокзала Крейслер вынул из футляра скрипку и сыграл для таможенников, угольщиков, докеров. Закончив, он выразил надежду, что его искусство им понравилось.

На мероприятии была представлена выставка «О музыке и её творцах» на ней присутствуют книги, нотные издания и виниловые пластинки из фонда библиотеки.

Самые интересные из книг:

Григорьев, Владимир Юрьевич (д-р искусствоведения; 1927-1997). Методика обучения игре на скрипке / В.Ю. Григорьев. — Москва : Классика- XXI, 2007. – 254 с.  
Автор книги, В. Ю. Григорьев — профессор Москов­ской консерватории — понимает методику обучения как широчайшее поле возможных решений. Для этого сталкивает мнения по одному и тому же вопросу мастеров прошлого и настоящего, подкрепляя их доводы данными современной психологии, физиологии, математики и физики… Знакомит со своими впечатлениями, размышлениями, рождавшимися по следам встреч с крупнейшими отечественными и зарубежными музыкантами и педагогами. Вместе с тем сложившаяся книга — не просто упорядоченное и систематизированное собрание материалов, статей, текстов консерваторских лекций Григорьева. Это по сути учебник — благодаря масштабу проблематики, детальному освещению разнообразных вопросов исполнительства. И пока единственный в отечественной скрипичной педагогике. В этом его исключительная ценность.
Книга адресована педагогам-практикам и студентам музыкальных училищ и вузов.

Ямпольский И.М. Фриц Крейслер. Жизнь и творчество. М., «Музыка», 1975. — 160 с.
Работа И. Ямпольского — первое в советском музыковедении исследование жизни и творчества выдающегося австрийского скрипача Фрица Крейслера (1875 — 1962).В книге подробно анализируется исполнительское искусство Крейслера, рассматривается его композиторское творчество. Издание снабжено нотными примерами и иллюстрациями.

И показана интересная виниловая пластинка, на которой записаны музыкальные произведения Ф.Крейслера и его факты биографии.

Зрители остались очень довольны проведенным мероприятием, насладились звучанием прекрасных музыкальных произведений.

Материал подготовила и провела главный библиотекарь МНО Фаустова А.И

Источники: https://www.belcanto.ru/kreisler.html