Творческий портрет  В.С.Ходош «Зорюшки-зори в России моей»

Главный библиотекарь Центральной городской библиотеки им. Горького музыкально-нотного отдела Фаустова А.И. провела мероприятие в пансионате для пожилых людей, престарелых и инвалидов «Моя Семья». Зрители узнали факты об авторе книжных изданий из фонда МНО, о композиторе, о педагоге В.С.Ходоше.

Виталий Семенович Ходош – профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов Российской Федерации начал заниматься музыкой с 10 лет в музыкальной школе города Барабинска.

В 1967 году переехал в Ростов-на-Дону и продолжил обучение в Ростовском музыкально-педагогическом институте. Дипломной работой стала опера «Золотой ключик» на основе сказки Алексея Толстого. В дальнейшем часто обращался к музыке для детей, причём как в оперном («Репка», «Курочка Ряба») и хоровом, так и инструментальном (концерт для фортепиано с оркестром «Лукоморье») жанрах.

Основными сочинениями В.С.Ходоша были: Оперы,оперетты,балет, произведения для хора, симфонического оркестра, произведения для камерных инструментов.

Виталий Семенович Ходош написал некоторые свои музыкальные произведений, беря за основу литературные произведения различных писателей. Одним из таких произведений является «Зорюшки-зори» — концерт для хора на стихи Л. Мея (1986)

Ох вы, зорюшки-зори!

Не один год в поднебесья вы зажигаетесь,

Не впервой в синем море купаетесь:

Посветите с поднебесья, красные,

На бывалые дни, на ненастные!..

Вы, курганы, курганы седые!

Насыпные курганы, степные!

Вы над кем, подгорюнившись, стонете,

Чьи вы белые кости хороните?

Расскажите, как русскую силу

Клала русская удаль в могилу!..

Концерт «Зорюшки-зори» написан в 1986 году. Для своего произведения композитор избрал стихотворения Л. Мея, созданные в разные периоды его творчества. Это поэмы «Песня про боярина Евпатия Коловрата» 1859 г. (№1 «Зорюшки-зори», № 3 «Ох ты, степь») и «Песня про княгиню Ульяну Андреевну Вяземскую» 1857-1858 гг. (№4 «Буйный ветер»), песни1 «По грибы» 1860 г. (№ 2 «По грибы»), «Ты житье ль мое» 1860 г. (№ 3 «Ох ты, степь»), «Запевная» – 1856 г. (№ 5 «Запевная»).

В хоровом концерте «Зорюшки-зори» В. С. Ходош выступает не только в роли композитора, но и либреттиста-драматурга. Из богатого творческого наследия поэта композитор избирает нужные ему строки для своего произведения и оригинально воплощает их в музыкальной ткани. Так, в третьем номере «Ох, ты, степь» он соединяет два разных стиха: «Ты житье ль мое» и «Песню про боярина Евпатия Коловрата». В качестве поэтической первоосновы композитор берет поэму «Песня про боярина Евпатия Коловрата», которую разделяет на два номера – в основу первого номера «Зорюшки зори» положено вступление к эпической поэме, восьмая часть поэмы стала стихотворной основой для третьего номера «Ох, ты, степь». Во втором номере – «По грибы» и пятом – «Запевная» композитор использует стих полностью без изменений.

Так же была представлена выставка книг «Культура дона» представлены книжные издания о творчестве композитора, его произведения особый интерес представляют издания:

1.Имени Виталия Ходоша : произведения для смешанного и женского хоров без сопровождения / Рост. орг. Союза комп. России, Рост. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова ; составитель А. М. Цукер ; редактор Э. Я. Ходош. — Ростов-на-Дону : Издательство Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2018

    Данный выпуск, состоящий из двух тетрадей, составлен по итогам прошедшего в Ростов-на-Дону осенью 2020 года Второго Всероссийского открытого конкурса композиторов и хоровых дирижеров имени Виталия Ходоша.
    В сборник вошли Цикл «Я о тебе пишу…»: Четыре сонета У. Шекспира в переводе С. Маршака В. Ходоша и произведения лауреатов и дипломантов конкурса.

    2. Ходош, Виталий Семенович (1945-2016). Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста : для смешанного хора без сопровождения / Виталий Ходош [вступительная статья А. Цукера]. — Ростов-на-Дону : Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2017. — 83 с.

      Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста» — одно из последних сочинений Виталия Ходоша, талантливого российского композитора, заслуженного деятеля искусств России, профессора, почётного деятеля Союза композиторов России, лауреата ряда международных и российских премий. Подобный интерес Виталия Ходоша к русской духовной музыке, ставший устойчивой тенденцией, конечно же, не был для него конъюнктурой или данью современной «моде на церковность». Он отражал стремление композитора воплотить общечеловеческие, вечные «сюжеты»: постижения смысла бытия, любви – земной и небесной, жизни и смерти. Эти темы, чрезвычайно волновавшие композитора, особенно в последние годы, и обусловившие его обращение к музыкально-поэтическим основам православного богослужения, нашли свое воплощение и в «Песнопениях Литургии святого Иоанна Златоуста». 

      3.Ходош, Виталий Семенович (1945-2016). Путь к мастерству : переложения сочинений композитора для различных инструментов и ансамблей / В. Ходош ; сост. Э. Я Ходош ; Рост. орг. Союза композиторов России, Рост. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. — Ростов-на-Дону : Издательство Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, 2022. — 98, [2] с.

      Данный сборник составлен по итогам прошедшего в Ростове-на-Дону в декабре 2021 года на базе Детской школы искусств №1  им В.С.Ходоша второго всероссийского детского конкурса-фестиваля имени Виталия Ходоша. Конкурс носит имя известного российского композитора, сочинения которого для детей и юношества составили целую библиотеку и заняли прочное место в репертуаре ДМШ и ДШИ страны. В данный сборник вошли переложения Ходоша, ставшие лауреатами и дипломантами конкурса, а также ряд переложений, сделанных самим автором.

      Участникам понравилось мероприятие, они остались довольны, что узнали о ростовском композиторе В.С.Ходоше — таком талантливом и разностороннем человеке.

      Материал подготовила и провела главный библиотекарь Фаустова А.И