Музыкально-литературный час «Стихи и музыка» –275 лет со дня рождения немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте.

Главный библиотекарь Центральной городской библиотеки им. Горького музыкально-нотного отдела Фаустова А.И. провела мероприятие в пансионате для пожилых людей, престарелых и инвалидов «Моя Семья». Зрители узнали факты о поэте Иоганне Вольфганге Гёте, послушали его стихи. А так же узнали о композиторах, которые писали музыку на его литературные произведения.

Иоганн Гете – гениальный немецкий поэт, философ, мыслитель, естествоиспытатель, просветитель, ученый и политический деятель. Работал в разных жанрах: поэзия, драма, эпос, автобиография, эпистолярия.

Иоганн Вольфганг Гете родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне. Он рос талантливым ребенком, проявлял способности к науке, с семи лет знал несколько языков, пробовал писать первые стихи и сочинять пьесы. Когда юноше исполнилось шестнадцать лет, он стал студентом университета Лейпцига, где приступил к изучению права. Во время обучения Гете впервые влюбился, что стало поводом для создания лирического сборника стихов «Аннетте» (1767).

Жизнь Гёте нельзя представить себе без музыки. В доме во Франкфурте, где Гёте жил в детстве, была музыкальная комната. Его мать хорошо играла на фортепиано. Дома устраивались музыкальные вечера. С 10 лет мальчику давали уроки игры на фортепиано.

В Лейпциге студент Гёте часто проводил вечера в «Концерте» или театре. В Страсбурге Гердер привил ему любовь к народным пеням. Гёте начал собирать их и искал корни поэзии в народном искусстве.

Много лет Гёте жил в Веймаре. У Веймарского герцога был придворный оркестр, часто устраивались концерты, которые Гёте неприменно посещал. Мать герцога Анна Амалия Любила музыку, она сама играла на фортепиано и сочиняла музыку. Она создала даже музыку к некоторым спектаклям Веймарского театра, например к первому поставленному в Веймаре произведению Гёте «Эрвин и Эмильра». Кроме того спектакля Гёте искал и другие комические музыкальные пьесы, для которых требовалось музыкальное оформление. Кроме того Гёте был заинтересован в переложении его стихов на музыку. Гёте был знаком с некоторыми композиторами, перекладывавшими на музыку его стихи. А многие композиторы писали музыку к произведениям Гёте, не будучи лично знакомым с поэтом.

Гёте был знаком с некоторыми композиторами, перекладывавшими на музыку его стихи. А многие композиторы писали музыку к произведениям Гёте, не будучи лично знакомым с поэтом. Многочисленные песни на тексты стихов Гёте и музыка к его произведениям появилась в 19 столетии. Особенно популярной была у композиторов трагедия Гёте «Фауст», многие из них писали музыку к этому произведению:

Людвиг Ван Бетховен – «Жил был король» (Блоха), Франц Шуберт «Гретхен с прялкой», Феликс Мендельсон «Гретхен (Я потеряла покой), Рихард Вагнер , Шарль Гуно, Роберт Шуман.

Самым известным переложением музыки Гёте являлось переложение Франца Шуберта  произведение «Лесной царь».

Шуберт, будучи очень требовательным к себе в творчестве, три раза, внося изменения, пересматривал свою балладу и только через пять лет после создания позволил впервые исполнить её на одном из частных собраний. После этого окончательная версия «Лесного царя» была опубликована лишь в 1821 году и в тот же год в знаменитом венском театре «Кернтнертор» состоялась публичная премьера произведения.

Шуберт написал  музыку к 80 стихам Гёте. Первая песня, которая принесла композитору успех была «Лесной царь», которую создал в 1816 году в возрастее 19 лет . так же приметны его произведения на стихи Гёте «Пастух на скале» , «Юноша на ручье», «Путник», «Форель».

Слушатели посмотрели видеоролик с музыкой Ф. Шуберта «Лесной Царь»

Людвиг Ван Бетховен знал произведения Гёте с юности и боготворил поэта. Он написал музыку к некоторым его стихам «Сурок», «Миньон», «Новая любовь, новая жизнь», так же в 1809 году Бетховен получил заказ на написание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» Бетховен работал над ней несколько месяцев и утверждал, что он делает это из любви к поэту.

«Фауст» Иоганна Вольфганга фон Гёте – одно из величайших произведений немецкой литературы нового времени и одна из величайших эпических поэм в западной литературе. Фауст занимал мысли и творчество Гёте на протяжении всей его жизни. Первые наброски истории о Фаусте он сделал, будучи молодым студентом юридического факультета, и завершил последний акт пьесы только за год до своей смерти, примерно через шестьдесят лет после начала работы.

Французский композитор Шарль Франсуа Гуно написал оперу оперу «Фауст», в Германии она известна под названием «Маргарита». Впервые она была поставлена в париже в 1859 году. В германии первая постановка состоялась в 1861 году.


Слушателям была представлена выставка, с книгами различных композиторов,по его литературным произведениям.

  1. Бетховен, Людвиг ван (1770-1827). Музыка к трагедии И. В. Гете «Эгмонт» [Ноты] = Musik zu Goethe’s Trauerspiel «Egmont» : [op. 84(1810)] / Л. Бетховен ; [переложение для фортепиано К. Рейнеке ; предисловие С. Сигитова]. — Ленинград : Музыка, Ленинградское отделение, 1987. — 54,[2] с.
  2. Бетховен, Людвиг ван (1770-1827). Песни = Lieder : для голоса с фортепиано / Л. Бетховен. — Москва : Музыка, 1967-1970.
  3. Фантазия [Ноты] : на мотивы из оперы «Фауст» Ш. Гуно : для скрипки и фортепиано : [соч. 20] / Г. Венявский ; [ред. скрипичной партии Д. Цыганова]. — Москва : Государственное музыкальное издательство, 1959. — 26 с.
  4. Гуно, Шарль (1818-1893). Куплеты Мефистофеля : «На земле весь род людской…» : из оперы «Фауст» : для баса в сопровождении фортепиано / Ш. Гуно ; [пер. П. Калашникова]. — Москва : Музыка, 1978. — 7 с.
  5. Шуберт, Франц (1797-1828). Избранные песни = Ausgewahlte Lieder : в шести томах / Ф. Шуберт ; составление, редакция, вступительная статья, предисловие и примечания Ю. Н. Хохлова. — Москва : Музыка, 1975-1980.

Материал подготовила и провела главный библиотекарь Фаустова А.И