«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают».
Владимир Одоевский.
13 августа исполнилось 220 лет со дня рождения русского писателя и мыслителя эпохи романтизма, одного из основоположников русского музыкознания Владимира Фёдоровича Одоевского. К юбилею писателя и музыковеда в музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки имени М. Горького состоялся информационный час «Музыка в прозе».
В начале мероприятия заведующий сектором музыкально-нотного отдела Беспалова Лариса Геннадьевна рассказала о жизни и творчестве Владимира Фёдоровича Одоевского и о значении музыки в жизни писателя.
Владимир Фёдорович Одоевский родился в Москве, по разным данным, 11 или 13 августа 1804 года. На нем закончился старинный княжеский род Одоевских, имеющий прямое родство с Рюриковичами. Рано оставшись сиротой, воспитывался дядей, обучался в благородном пансионе. С 1823 года служил в Московском архиве. На своей квартире собирал «Общество любомудрия», где был председателем.
В начале двадцатых годов писатель испытывает собственные литературные таланты, занимается изданием альманаха «Мнемозина», начинает создание романа, оставшегося в итоге незавершенным. После переезда в Петербург постепенно накапливает библиографию собственных сочинений, создает талантливые сказки. В этот период Владимир Одоевский занимается редактированием журнала МВД. В собственном доме создает литературный салон, где собираются культовые личности современности. Активно создает статьи, повести и сказки, публикуется в «Современнике» и других ведущих изданиях.
Присутствующим на мероприятии читателям сотрудник библиотеки представила популярную монографию из фонда библиотеки, в которой автор рассказывает о жизни и деятельности выдающегося русского музыкального критика, литератора, просветителя и раскрывает его основные эстетические принципы.
А. В.Ф. Одоевский: Популярная монография. — Ленинград: «Музыка», 1985 с. — 96с.
Далее читателям был показан видеоролик о писателе и музыковеде. Во время просмотра видеоролика участники мероприятия узнали много интересных фактов о Владимире Одоевском. Происхождение Одоевского восходит к одной из старших ветвей рода Рюриковичей. Ещё в юности князь твёрдо решил, что литература — его призвание. Князя Одоевского нередко называют одним из первых российских музыкальных критиков. В 30-х и 40-х годах 19-го века он написал и опубликовал множество детских сказок. Так же Одоевский изобрёл уникальный клавицин, представляющий собой нечто вроде пианино с вдвое большим числом чёрных клавиш.
В заключении музыкального часа был зачитан отрывок из утопического романа Владимира Фёдоровича Одоевского «4338-год».
«Всякий знает степень своего искусства: дурной музыкант не терзает ушей слушателей, а хороший не заставляет себя упрашивать». (В.Одоевский. 4338-год).
Читатели заинтересовались данным романом, а так же сборником из фонда музыкально-нотного отдела, из которого был зачитан данный отрывок.
Интегральное скерцо. Научно-фантастические повести и рассказы о музыке / Сост. Я.Е. Лишанкий. — Москва: «Музыка», 1989. — 319 с.,ил.
Тематические сборники научной фантастики знакомы читателям издавна. Они посвящались различным проблемам. И естественно, что столь прекрасная и любимая бесчисленными ценителями ветвь литературы, называемая фантастикой, обратилась к музыке — всеобъемлющему универсальному языку, с помощью которого разум связывает времена и цивилизации. И первым в данном сборнике представлен именно отрывок из замечательного произведения писателя и музыковеда Владимира Фёдоровича Одоевского.
Владимира Одоевского можно назвать провидцем: в его незаконченной утопии, названной «4338 год», описаны современные технологии – интернет, блоги, возможность моментального обмена информацией. Итогом его литературного творчества стал сборник «Русские ночи». В нем демонстрируется разочарование в современной литературе и обществе. С этого момента Владимир Одоевский ставит в приоритеты деятельность для блага общества, старается помогать окружающим людям. Пропагандирует просвещение, выступает за отмену крепостничества, высказывается за введение присяжного суда.
Мероприятие подготовила и провела заведующий сектором абонемента музыкально-нотного отдела — Беспалова Л.Г.