Кинолекторий «Музыкальная комедия Свинарка и пастух» к 85-летию открытия ВДНХ.

Главный библиотекарь Центральной городской библиотеки им. Горького музыкально-нотного отдела Фаустова А.И. провела мероприятие в пансионате для пожилых людей, престарелых и инвалидов «Моя Семья». Зрители узнали о знаменательном событии, послушали факты о ВДНХ и посмотрели фрагменты из музыкальной комедии «Свинарка и пастух».

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ), в 1939—1959 годах — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) — крупнейший выставочный комплекс в городе. Входит в 50 крупнейших выставочных центров мира. Ежегодно ВДНХ посещают 30 млн гостей. Большинство павильонов построено в период с 1950 по 1954 год, уже при послевоенной реконструкции выставки. При этом часть сооружений сохранилась с выставки 1939 года, а часть построена уже после 1954 года.

Открытие и масштабы комплекса ВДНХ были настолько грандиозны, что многие художники, композиторы и режиссёры стремились увековечить выставку в своих работах. ВДНХ— визитная карточка картины «Свинарка и пастух». Началась история фильма тоже с выставки, это одна из главных кинематографических локаций Москвы. Здесь снимался фильм «Свинарка и пастух» , а Сельскохозяйственная выставка выступила в качестве съемочной площадки.

Сложно представить, что съемки на Сельскохозяйственной выставке шли во время бомбежек в первые четыре месяца войны. Съёмочной группе приходилось постоянно прятаться в бомбоубежищах.

Премьера состоялась 17 ноября 1941 года. Критики картину ругали, называли «деревенским балаганом». Пырьев болезненно воспринимал упрёки в идеализации действительности: «Я никогда не отрицал и не оспаривал право других режиссёров и сценаристов показывать жизнь такой, как она есть, — это их дело… Но зачем же отнимать у нас право показывать жизнь такой, «какой по нашим понятиям и устремлениям она должна быть».

И хотя реальность предвоенных лет действительно была далека от той, какой ее изображал Пырьев, тем не менее, лирическая комедия о счастливой мирной жизни и о любви понравилась зрителям. Оптимизм ее героев внушал надежду и веру в светлое будущее, что в тот момент и требовалось. Песни из фильма, музыку к которым написал Т. Хренников, сразу после его выхода распевала вся страна.

Сотрудник библиотеки рассказала о композиторе Хренникове Тихоне Николаевиче, написавшем музыку к кинофильму «Свинарка и пастух» (1941).

Возглавляя Союз Композиторов СССР,был вынужден в публичных речах поддерживать «партийную линию» в музыке, однако, в отличие от руководителей Союза писателей, в доносах и преследованиях членов возглавляемой им организации замешан не был. Союз Композиторов был единственным творческим союзом в СССР, ни один из членов которого не был репрессирован.

Большой удачей Хренникова явилась музы­ка к кинофильму «Свинарка и пастух» (1940- 1941), удостоенная Государственной премии СССР. Великолепный сценарий, отмеченный жанровыми чертами народной комедии, пре­красные песенные стихи талантливого поэта В. Гусева, творческий контакт с замечатель­ным кинорежиссером И. Пырьевым, тонко понимающим и чувствующим музыку, — все это давало композитору широкие возможно­сти для создания музыкальной лирической кинокомедии — жанра, особенно близкого его творческой индивидуальности. Музыка филь­ма изобилует множеством ярких песенных мелодий. Это: «Песня Глаши», «Серенада Кузьмы», «Песня-письмо Абдуссалама», «Ах ты, зимушка-зима», которые являются рельефными, выразительными музыкальными ха­рактеристиками тех или иных героев карти­ны. А «Песня о Москве» — одна из лучших песен о нашей столице. В этой приподнятой, радостной песне звучит глубокое чувство любви к родной Москве, близкой сердцу каждого советского человека.

Как вспоминала Марина Ладынина: «На фронте картина принималась очень хорошо, сотни писем приходили. И вы подумайте, эти любовные дуэты — «И в какой стороне я ни буду, по какой ни пройду я траве, друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве» — это принимало форму какого-то гимна.»

Огромную популярность «Песня о Москве» приобрела в годы Великой Отечественной войны. Она звучала по радио, с концертной эстрады, ее пели артисты фронтовых кон­цертных бригад. В суровые первые месяцы войны, когда фашистские орды рвались к столице, эта песня, как писал советский пи­сатель Л. Кассиль, напоминала о том, «что нам так дорого, чем мы так гордимся, что так героически защищает на фронтах Вели­кой Отечественной войны Красная Армия».

Гусев – русский человек. И в сценарий он вводит исконно русские мотивы.В обществе далеко еще не все прониклись социалистической нравственностью. Таковым Гусев показывает односельчанина Глаши конюха Кузьму, нагловатого, самоуверенного, недалёкого, заботящегося лишь о себе любимом. В Москве его интересуют лишь магазины. А ради призрачного личного счастья он способен и на подлость. Но в кино добро побеждает. Кузьма посрамлён, а Глаша и Мусаиб соединяют свои судьбы.

Зрители остались очень довольны, узнали интересную новую для них информацию о ВДНХ, факты о жизни и творчестве композитора Т.Н.Хренникова.

Материал подготовила и провела главный библиотекарь Фаустова А.И