«Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Эдгар Дега
Музыка, живопись и хореография часто соединяются в своем эмоциональном и зрительном восприятии. Обычно мы наблюдаем такое явление в стенах музыкальных театров. Вот и парижский художник Эдгар Дега, посвятивший около 1500 своих работ театру, балету и танцовщицам, был любителем театра и сцены, и отразил это в своих работах. Музыкально-нотный отдел предложил провести арт-час «Живописец танцовщиц» в пространстве «Арт-Горького» Центральной городской библиотеки имени М.Горького совместно с сотрудниками арт-пространства, которые провели мастер-класс живописи по мотивам хореографии на примере работ современных художников. В программе мероприятия — просмотр презентации «Эдгар Дега», знакомство с выставкой из фондов МНО «Танец — пластический образ эпохи», мастер-класс в свободном формате по мотивам картины «Балерина» Леонида Афремова.
Французский художник Эдгар Дега, в первую очередь, ассоциируется с невероятными эскизами танцовщиц и балерин. Однако Дега не ограничивался только танцем. Он также изображал другие повседневные сцены, такие как кафе, оперные представления и пляжные пейзажи. Его картины отличались особым взглядом на мир и умением передать эмоции через изображение. Дега использовал свет и цвет, чтобы создать атмосферу и захватить внимание зрителя.
На встрече заведующая музыкально-нотным отделом ЦГБ имени М.Горького ввела участников арт-часа в атмосферу Парижа конца XIX века, атмосферу музеев Лувра, Школы изящных искусств, театра Гранд-опера и кафе Монмартра, площади Пигаль, в которых собирались богемные художники-импрессионисты и музыканты. Сотрудник библиотеки подготовил и провёл презентацию об известном художнике, его работах, рассказал об особенностях стиля Дега.
Его живопись стала олицетворением впечатления танца, восхищением хрупким моментом жизни, движением, которое через секунду прервется и более уже не повторится вновь. Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета. Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного, и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними. Участники мероприятия рассмотрели известные работы раннего Дега «Семья Беллелли» (1858-1867), «Оркестр оперы» (ок. 1870), «Танцевальный класс» (ок. , 1870), а также познакомились с более поздними работами «Голубые танцовщицы», скульптурой «Маленькая балерина».
«Оркестр оперы» (1870).
На холсте Дега представил фигуры людей, которых легко смогли бы узнать жители Парижа конца XIX века. Однако, главной фигурой является друг Эдгара Дега – Дезире Дио, которого мы видим в самом центре композиции. Именно ему впоследствии и досталась картина.
На переднем плане преобладают темные тона, в то время как свет композиции направлен на танцовщиц. Стоит отметить, что в этой картине художник в некотором роде только начинает подбираться к мотиву балерин. Ведь впоследствии именно эта тема будет больше всего интересовать Эдгара Дега. А пока с помощью игры света и тени живописец создает контрасты, помещает воздух на полотно, а также игривый фон.
Что интересно, при жизни художник никому не показывал эту картину, кроме Дио. Лишь в 1935 году сестра Дезире Мария Дио обменяла «Оркестр Оперы» у музея д’Орсэ на пожизненную пенсию. Именно благодаря ее решению ценителям искусства до сих пор доступно произведение великого мастера.
«Голубые танцовщицы» (1897г.) Картина написана любимой художником пастелью.
На картине четыре балерины в голубых балетных пачках переданы в ракурсе «вид сверху». Благодаря этому мы словно бы захвачены их занятием: за кулисами в ожидании выхода балерины поправляют наряды. Искусно переданное движение танцовщиц создает ощущение танца, который как бы вовлекает зрителя в его поэтичную пластику.
Здесь, как и в некоторых других его работах, сказалось увлечение Дега фотографией, что заметно по асимметричности композиции и спонтанности обреза краев изображения. Иногда предполагают, что это одна и та же девушка в разных ракурсах, как в рапидной съёмке. Картина находится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
В презентации заведующая музыкально-нотным отделом рассказала о парижском театре «Гранд-опера» — театре Гарнье, провела видео-экскурсию по фойе и залам театра, по которым гулял и встречал знакомых художник Дега, а также наблюдал за репетициями актрис. Обновлённый театр открылся в 1871 году и посещение его было модным для богемы тех лет, царила атмосфера праздника и роскоши, а артистки балета привлекали внимание богатой публики.
Чтобы проникнуть в мир искусства живописи, балета, участникам арт-часа было предложено нарисовать балерину по мотивам картины современного российского художника. Светлые оттенки, игра цвета, перелив ткани и переходы световых отбликов балетных пачек на картине, а также передача изгибов и линий танцовщицы попробовали передать в рисунке в технике гуашь участницы арт-часа. Руководила мастер классом сотрудник пространства «Арт-Горького».
Художницам помогало проникнуть в атмосферу импрессионизма, красок и хореографии музыка композиторов-импрессионистов, современников художника Эдгара Дега. Прозвучали произведения Э.Сати «Гимнопедия», М.Равеля «Паванна» и «Болеро», К.Дебюсси «Лунный свет» и «Медленный вальс».
Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.