„Балалайка, более чем любой другой инструмент способная передать характер русской народной песни, стала неизменным спутником празднеств, гуляний, свадеб…“ — Дмитрий Геннадьевич Белинский музыкант, балалаечник-виртуоз 1963.
Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Во всех музыкальных школах города Ростова-на-Дону есть классы обучения игре на балалайке, домре. В зале музыкально-нотного отдела Центральной городской библиотеки имени М.Горького почти на каждом концерте с участием детской музыкальной школы имени М.М.Ипполитова-Иванова, детских школ искусств имени Г.М.Балаева, имени А.П.Артамонова можно услышать звуки балалайки. Простой струнный музыкальный инструмент узнаваем как музыкальный голос России на международных просторах. Особый стиль игры, гармонический склад русской музыки стал одним из символов музыкального творчества русского народа. Одна из версий названия инструмента «балалайка» говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит «разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, пустозвонить, калякать». Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
В музыкально-нотном отделе ЦГБ имени М.Горького прошёл День информации, посвящённый этому инструменту. Международный день балалайки отмечается ежегодно 23 июня. Он не имеет статуса официального праздника, но все равно любим всем русским народом и не только. Праздник всех поклонников «трехструнной», плотно закрепившийся в календаре торжественных событий русского народа, был учрежден с целью уважить труд и творчество музыкантов-народников, делающих весомый вклад в популяризацию богатой русской культуры. Посетители отдела в этот день смогли познакомиться с выставкой «В мире музыкальных инструментов: балалайка», посмотреть информационный видеоролик о династии педагогов-музыкантов Колонтаевых, бесконечно преданных этому инструменту, получить историческую информацию во время беседы-обзора «История развития инструмента».
Ко Дню балалайки в музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки имени М. Горького сотрудниками отдела была подготовлена тематическая выставка «В мире музыкальных инструментов».
Заведующий сектором абонемента музыкально-нотного отдела Беспалова Лариса Геннадьевна провела обзор у выставки для посетивших День информации. На выставке были представлены нотные и книжные издания о балалайке и игре на балалайке.
В первой рубрике «К истокам народной культуры» были размещены книги об истории русского народного инструмента — балалайке, о ремонте, устройстве и уходе за инструментом. Некоторым инструментам тех времен суждено было исчезнуть, забыться навсегда, некоторым остаться лишь в музее да в памяти, а иным — возродиться, обрести новый голос. Настоящие богато иллюстрированные книги рассказывают об истории исконно русского музыкального инструмента — балалайки, его особенностях и разнообразии. Эти книжные издания — первый опыт осмысления всего периода развития отечественного искусства игры на баяне, балалайке, домре, гуслях, гитаре, а также в русских народных ансамблях и оркестрах, изучения вопросов формирования их репертуара, методики.
Вторая рубрика «Обучаемся играть на балалайке» предназначена для педагогов и учащихся детских музыкальных школ и школ искусств, для участников художественной самодеятельности, имеющих опыт концертных выступлений и для студентов средних и высших специальных музыкальных учебных заведений. Педагогам и учащимся, посетившим День информации, в данной рубрике были предложены к ознакомлению нотные издания с произведениями для игры на балалайке программного направления. Хрестоматии, представленные на выставке, предназначены для начального обучения детей 6—8 лет, включая донотный период. Они предусматривают возможность играть ученику на инструменте с первого занятия. Многие пьесы сопровождаются стихами, которые предназначены для ритмической организации исполняемой музыки, а также активизирует образное представление юного музыканта. В музыкальном, и в техническом отношении произведения, представленные в данных нотных изданиях, могут быть использованы в качестве педагогического репертуара для учащихся младших, средних и старших классов ДМШ.
В третьей рубрике выставки — «Любимые мелодии» — сотрудником отдела были продемонстрированы нотные издания с произведениями для балалайки отечественных композиторов. Так же была освещена информация о знаменитых исполнителях-балалаечниках. Концепция раздела — популярная музыка для исполнения на балалайке. Сборник предназначен для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ, школ искусств, руководителей и участников оркестров народных инструментов, для широкого круга музыкантов-любителей.
Присутствующие с большим интересом подержали в руках балалайку и познакомились с цитатами о балалайке, которые так же были представлены на выставке.
Звуки балалайки звучат часто в зале музыкально-нотного отдела нашей библиотеки. Своих учеников приводит к нам педагог ДМШ имени М.М.Ипполитова-Иванова заслуженный артист Российской Федерации Владимир Петрович Колонтаев. Для ребят выступление в библиотеке — хорошая исполнительская практика, возможность порадовать родителей своим выступлением в зале МНО. Владимир Петрович очень чутко, с любовью относится к своим ученикам, но в то же время учит их не только игре на инструменте, но и прививает навыки самодисциплины, организованности, умение собраться и настроиться перед выступлением.
Фамилия педагогов-музыкантов Колонтаевых известна в нашем городе. Братья Александр Петрович и Владимир Петрович Колонтаевы имеют звание «Заслуженный артист России», увлечённо работают с детьми в ДМШ им.М.М.Ипполитова-Иванова и Ростовском колледже искусств, более 40 лет назад организовали и проводят концертную деятельность с ансамблем «Донцы» при Ростовской областной филармонии.
Посетителям МНО в День информации проводили показ видеоролика «Династия педагогов-музыкантов: Колонтаевы» об увлечённых педагогах, мастерах балалайки Колонтаевых.
В музыкальных программах в зале МНО принимают также участие воспитанники педагога Торуа Оксаны Петровны ДМШ имени М.М.Ипполитова-Иванова, учащиеся педагога Катаева Николая Алесандровича ДШИ №7 имени Г.М.Балаева и другие ребята из разных музыкальных школ города. В их исполнении звучат сольные, ансамблевые номера с аккомпанементом.
В День информации «Трёхструнная чаровница» посетителям МНО ЦГБ имени М,Горького главный библиотекарь отдела представила обзор литературы по теме «История развития инструмента». Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Наряду с гармошкой и, в меньшей степени, жалейкой, она стала символом России. Струнный щипковый музыкальный инструмент был популярен у бродячих музыкантов и скоморохов. В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Главный библиотекарь МНО рассказала о работе по усовершенствованию инструмента Андреевым, о первом русском оркестре народных инструментов, созданным Василием Андреевым.
Балалайку любили слушать великие русские люди, среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и М. Горький. Восхищались русской балалайкой и В.В. Стасов, Л.Н. Толстой, А.Г. Рубинштейн, И.Е. Репин, Ф.И. Шаляпин. Они оказывали оркестру В.Андреева всемерную поддержку. Знаменитый итальянский дирижер Артуро Тосканини, прослушав в 1911 году в исполнении оркестра Андреева вальсы «Фавн», «Метеор» и другие, назвал Андреева «русским Штраусом». Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.
Васильев, Юрий Александрович. Рассказы о русских народных инструментах / Ю. Васильев, А. Широков. — Москва : Советский композитор, 1976. — 94, [1] с.
Книга в живой, увлекательной форме знакомит юного читателя со всеми разновидностями русских народных музыкальных инструментов — их устройством, историей и бытованием в наше время. Эта книжка расскажет вам о русских народных инструментах, об их истории, возможностях и способе изготовления. Прочтя ее, вы, может быть, задумаетесь над тем. что создавалось людьми многих поколений, что не одну тысячу лет занимало воображение одаренных музыкантов и мастеров. В каждом, даже самом простом музыкальном инструменте — изящество и целесообразность, достигнутые ценой труда, напряженных поисков, а порой и лишений, сквозь которые шел к своей цели древний мастер.
Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. –М.: Музыка, 1987. – 190с.
Настоящая книга посвящена столетнему юбилею русского оркестра. В ней рассказывается об истоках этой2 особой, совершенно новой области музыкального творчества – народно-инструментальной музыки письменной традиции, ее зарождению и начальным этапам формирования. Автор стремился рассказать о тех сторонах многогранной и целеу3стремленной работы В.В.Андреева и его сподвижников, которые не получили должного освещения.
Максимов, Евгений Иванович. Российские музыканты-самородки : В. В. Андреев, Н. И. Белобородов, О. У. Смоленский, П. Е. Невский, Б. С. Трояновский : факты, документы, воспоминания / Е. И. Максимов. — Москва : Советский композитор, 1987. -199, [2] с.
Издание включает в себя пять очерков, посвященных известным деятелям в области народно-инструментальной музыки, создателям: Великорусского оркестра – В.В.Андрееву, оркестра хроматических гармоник – Н.И.Белобродову, хора Гдовских гусляров –О.У.Смоленскому и эстрадному артисту, гармонисту П.Е.Невскому. Книга построена на материале, интересном для самого широкого круга читателей, — архивных документах, письмах, воспоминаниях, и иллюстрирована редкими фотографиями.
Ушенин, Владимир Васильевич. Народно-инструментальное ансамблевое исполнительство на Дону: история и современность : Очерки, статьи, воспоминания / Владимир Ушенин. — Ростов-на-ДонуД : Б. и., 2001. – 230 с.
В издании представлены очерки и статьи по истории донского ансамблевого музицирования на русских народных инструментах. Автор стремится обозначить важнейшие этапы становления и совершенствования различных типов народно-инструментальных ансамблей регионе, уделяя особое внимание формирующимся профессиональным традициям, наиболее авторитетным и популярным коллективам Дона. Центральное место в книге занимает очерк, посвященный 25-летнему ансамблю «Калинка» — признанного лидера в рассматриваемой сфере музыкального исполнительства донского края.
Самый большой памятник балалайке установлен в Хабаровске в 2014 году в одном из самых живописных мест города Хабаровска — на Амурском бульваре. 12-метровые балалайка и пипа (китайский аналог балалайки) украсили Амурский Бульвар города.
Символизирует этот памятник дружбу и тесное сотрудничество между городами-побратимами: российским Хабаровском и китайским Харбином. Этот символический подарок преподнесла китайская сторона по случаю двадцатилетия партнерства между городами. Памятник получил название «Песня о дружбе». В скульптуре скреплены между собой два народных инструмента: китайская пипа и русская балалайка. Они соединены между собой так, что напоминают китайский иероглиф Н, а в китайском языке именно с него начинаются названия Харбина и Хабаровска.
Впервые День балалайки отметили в 2008 году. Праздник тогда оказался связан сразу с двумя «балалаечными» юбилеями: исполнилось 320 лет первому документальному упоминанию инструмента и 125 лет прошло с даты, когда с балалайкой впервые познакомился музыкант и дирижер первого Национального оркестра русских народных инструментов Василий Андреев. Фактически это событие положило начало развитию искусства игры на народных инструментах в том виде, в каком оно сейчас знакомо нам. День балалайки отмечают профессиональные исполнители, играющие на разных русских народных музыкальных инструментах, творческие коллективы, просто любители, музыканты-народники Европы, Латинской Америки, Австралии, США, ЮАР, Украины, Белоруссии, Казахстана и, конечно, России.
День информации подготовили и провели : заведующая МНО ЦГБ имени М.Горького Черногрицкая Е.Ю., заведующая сектором абонемента Беспалова Л.Г., главный библиотекарь Фаустова А.И. Опубликовала заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.