«Визбор был настоящим гением общения! Он всегда оказывался центром притяжения в любой компании. И совершенно неважно, были ли вокруг него учёные, альпинисты, спортсмены-горнолыжники, геологи, моряки Северного флота или киношники.» (Сергей Никитин)
Кем только ни был Юрий Визбор: бардом, журналистом, киноактёром, прозаиком, киносценаристом, документалистом, драматургом, поэтом, художником. Он был голосом своей эпохи. Один из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни, им создано более 300 песен. Член Союза журналистов и Союза композиторов СССР.
В музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки имени М.Горького к 90-летию Юрия Визбора посетители отдела вспомнили песни барда, композитора, журналиста, сценариста и актёра. Многогранный талант, роли в кинофильмах, любимые добрые песни «Ты у меня одна», «Домбайский вальс», «Солнышко лесное», «Ночная дорога», «Серёга Санин», «Александра» и другие слушали сегодня наши читатели в записи и открывали страницы песенников. Самые лучшие свои произведения Юрий Визбор создавал, когда был окрылен любовью. Вся его жизнь состояла из романов, и песен, которые создавались под впечатлением от новых отношений. «Ты у меня одна» посвящалась первой жене Аде Якушевой, с которой вместе учился в институте. Она тоже писала и исполняла песни, и представляла собой воплощение женственности тех лет.
Сотрудник музыкально-нотного отдела рассказала о биографии и творческом пути яркой личности XX века. В стенах Московского педагогического института Юрий Визбор взял в руки гитару и освоил первые аккорды, научился видеть красоту в музыке и поэзии. В те годы в пединституте зарождалась авторская песня, и Визбор стал самым ярким представителем этого жанра. Творческая биография будущего барда началась именно в этих стенах. В те годы в институте много времени уделялось развитию песенных традиций, самодеятельность была на высоком уровне, процветал туризм.
В 60-е годы Визбор начал выступать с концертами. И в это же время появилась первая песня в жанре репортаж. О чём были эти репортажи? Как обычно: знатный водитель, славный полярник, смелый летчик — героические профессии, в которые Визбор погружался с головой на месяц, на два. Каждый такой шестиминутный репортаж сочетал интервью, шумовые эффекты и, конечно же, песни, которые Визбор писал о людях, иногда даже оставляя подлинные фамилии. Его композиции звучали музыкальным сопровождением во многих картинах. Среди них стоит отметить «Александру» из «Москва слезам не верит», «Ты у меня одна», «Серега Санин» для картины «Нежность к ревущему зверю». Песня «Милая моя» быстро стала хитом, и звучала во всех концертных программах Визбора. Юрий не только писал стихи и музыку, он еще очень любил горы, поэтому альпинизм стал его постоянным занятием. Он участвовал в экспедициях на Памир, Тянь-Шань, Кавказ, стал инструктором в горнолыжном спорте. Он сыграл в лентах «Июльский дождь», «Красная палатка», «Белорусский вокзал», «Возмездие», «Рудольфио», «Ты и я». Но самая яркая роль ему досталась в картине «Семнадцать мгновений весны», где он перевоплотился в Мартина Бормана.
Не только авторская песня прославила Юрия Визбора. В 1962 году он выступил инициатором создания молодежной радиостанции «Юность». С 1964 совместно с группой единомышленников издавал журнал «Кругозор» с вкладками в виде гибких пластинок. Участвовал в создании 40 картин, среди которых — несколько художественных фильмов: «Год дракона», «Прыжок». Песни Юрия Визбора звучат в музыкально-нотном отделе на встречах в клубе авторской песни «Созвездие» в исполнении участников клуба, любителей бардовской песни.
Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю. Материал подготовлен на основе информации открытых источников.