21 марта исполняется 185 лет со дня рождения русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. М. П. Мусоргский — один из самых загадочных композиторов XIX века. Неисчерпаемо разный, он в то же время един, всегда узнаваем. Музыкально-нотный отдел Центральной городской библиотеки имени М.Горького отметил юбилей композитора вместе с учащимися частного образовательного учреждения «Свято-Георгиевская православная общеобразовательная средняя школа» на музыкальной прогулке в актовом зале школы. Гостем мероприятия стал студент 3 курса фортепианного отделения Ростовской государственной консерватории имени С.Рахманинова Владислав Лисица (класс преподавателя С.И.Осипенко).
Почему прогулка? Потому что популярный музыкальный цикл «Картинки с выставки» написан под впечатлением посещения выставки художника и его друга Виктора Гартмана. Композитор как будто гуляет по выставке от одной картины к другой, о каждой картине создаёт отдельное музыкальное произведение, а связующей темой звучит именно пьеса «Прогулка» -Promenade.
Заведующая Музыкально-нотным отделом Центральной городской библиотеки им.Горького рассказала учащимся о жизненном и творческом пути композитора, о написанных им масштабных исторических операх «Борис Годунов» и «Хованщина», о его поездках по России. В начале 60-х годов Мусоргский предпринял ряд поездок по России, обогативших его яркими впечатлениями. Он впервые посетил Москву, поразившую его своей необычной исторической красотой. В Москве развернётся сценическое действие его опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Драгоценным материалом для творчества послужили и многочисленные типы людей, которых наблюдал композитор. В отличие от романтической традиции, Мусоргский не пытался романтизировать своих персонажей, изображая их такими, какими они были в действительности, стремясь передать их особенности, прежде всего, через извивы речевых интонаций, а через них — характеры и чувства персонажей. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. М. Леоновой, поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Мусоргский выступил как аккомпаниатор, в том числе исполнял собственные новаторские сочинения. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елисаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора, что путь его «к новым берегам» избран верно.
Во время беседы была проведена демонстрация выставки «Музыка как судьба», на которой представлены книги и нотный издания из фонда МНО о биографии композитора, нотные издания его произведений, в частности фортепианный альбом «Картинки с выставки» . Издание содержит акварели и эскизы В.А. Гартмана и факсимиле оригинальной рукописи сочинения «Картинки с выставки».
Модест Мусоргский был отзывчивым по натуре человеком, поэтому люди к нему тянулись и старались завести с ним приятельские отношения. Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман. Виктор Гартман особенно ярко проявил себя не столько художником, сколько талантливым архитектором, сформировавшим в архитектуре свой собственный стиль под названием «русский стиль». Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство. Смерть столь близкого по духу человека привела в ужас музыканта.
Через год после смерти Гартмана в 1874 году, по воле Стасова была организована огромная выставка, включавшая в себя работы талантливого мастера от акварели до работ маслом. Разумеется, Модест Петрович не мог пропустить данное мероприятие. Выставка имела успех.
Художественные работы произвели сильнейшее впечатление на композитора, поэтому он незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений, уже летом всего за три недели были готовы все миниатюры. На выставке были представлены около четырех сотен различных экспонатов. Мусоргский выбрал только несколько наиболее ярких, по его мнению, картин. К сожалению, образцы рисунков, по которым были написаны миниатюры, были утеряны.
«Картинки с выставки» — это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Гартмана. Картины меняются одна за другой, объединяет весь цикл «Прогулка». При том, что сюита имеет программу, музыка рисует достаточно свободные образы и сюжеты, связанные между собой музыкальным материалом первого номера. В зависимости от отношения автора к увиденному изменяется. Таким образом, прослеживается сквозная форма произведения, оно непрерывно развивается. Чередование номеров проводится по контрастному принципу. Далее прозвучали произведения из цикла миниатюр в исполнении студента консерватории Владислава Лисица «Прогулка», «Гном», «Старый замок». Музыка сопровождалась просмотром рисунков с выставки художника В.Гартмана, а также видеосюжетов на темы фортепианных миниатюр М.П.Мусоргского. Пьесы «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга»), «Богатырские ворота» учащиеся прослушали и посмотрели в видеороликах производства «Творческой образовательной студии». Сотрудник библиотеки рассказала об особенностях каждой пьесы.
На память о музыкальной прогулке учащиеся получили буклеты о фортепианной сюите «Картинки с выставки» композитора М.П.Мусоргского.
«Картинки с выставки» — это произведение, которое позволяет увековечить мгновение. Мусоргский сумел раскрыть разнообразные художественные образы и сюжеты разнообразием музыкальных красок. Ребятам запомнились произведения композитора из цикла «Картинки с выставки».
Несмотря на свою короткую жизнь, Мусоргский сумел привести в движение весь музыкальный мир. Секрет его музыки в исповедальном характере творчества Мусоргского, в искреннем стремлении композитора донести до слушателя жизненную правду.
Материал подготовила и провела мероприятие зав. МНО ЦГБ им.М.Горького Черногрицкая Е.Ю.