Очередную встречу в первую субботу февраля в клубе «Романсеро» открыли информационной страничкой о композиторе Василии Агапкине.
Василия Ивановича Агапкина вспоминается всякий раз, когда звучит его неувядающий марш «Прощание славянки». Оно вписано золотыми буквами в скрижали мировой музыкальной культуры и военно-дирижерского искусства. Этот марш знают и любят в Болгарии, Польше, Словакии, он известен во Франции, Америке, Японии и даже в Африке.
Василий Иванович Агапкин родился в Рязанской губернии в деревне Шанчерово Михайловского района. Стал сиротой рано, вместе с братьями и сестрами долгое время жил в нищете. Когда ему исполнилось 10 лет, стал учеником в духовом оркестре 308-го Астраханского пехотного полка. В 1906 м году Агапкин был призван в армию и служил в рядах Тверского драгунского полка, под Тифлисом. Когда срок службы истек, он отправился в Тамбов с целью поступления в музыкальное училище, а уже 12 декабря 1910 года стал штаб-трубачом в 7-ом запасном кавалерийском полку. В 1911 Агапкин продолжил обучение в классе медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища.
Агапкин стал автором музыки марша «Прощание славянки», находясь в Тамбове. Подтолкнули его к этому события Первой Балканской войны. В Тамбове есть памятная плита, посвященная этому событию. Шедевр быстро стал популярным. Нежная и трогательная мелодия, навсегда запоминающийся щемящий мотив и «неправильность» марша — ведь он был написан в миноре, в отличие от привычных бравурных мажорных маршей — все это удивительно трогает душу, а перед глазами сразу возникают картины проводов на фронт и прошедших войн. Даже инструменты «играют» свою роль — трубы и ударные «зовут» мужчин на фронт, флейты, кларнеты и саксофоны — «плачут» вместе с женщинами.
Агапкин дирижировал сводным военным оркестром Московского гарнизона на параде 7 ноября 1941 г. в Москве, провожая участников парада с Красной площади прямо в бой. Событие это в наши дни довольно подробно описано в книгах и очерках, авторы их не правы только в одном: на том памятном ноябрьском параде «Прощание славянки» оркестр не исполнял, поскольку этот марш был запрещен. А всему виной — песенные варианты, сочиненные на эту музыку в годы гражданской войны «по другую сторону баррикад». Уже после смерти Сталина фонограмму марша «подложили» под документальные съемки парада 1941 г. «задним числом». Не звучал этот марш и во время Парада Победы в июне 1945 г.
В июне 2015 в Тамбове в сквере между Пушкинской библиотекой и Дворцом бракосочетаний на ул. Интернациональной было торжественное открытие памятника двум замечательным военным композиторам, прославившим Тамбовский край – В.И.Агапкину и И.А.Шатрову, написавшим два пронзительных произведения – марш «Прощание славянки» (Агапкин) и вальс «На сопках Манчжурии» (Шатров).
Участники клуба «Романсеро» с удовольствием прослушали информацию о композиторе и его популярном марше, посмотрели видеофильм об истории создания «Прощания славянки».
Далее на заседании клуба выступила председатель клуба Людмила Донская. Она рассказала о писателе, поэте, драматурге А.В.Софронове, прозвучала знакомая всем песня «Ростов-город, Ростов-Дон» на стихи Софронова. Продолжили выступление Вячеслав Ильин и Юрий Палехов с песнями Высоцского, авторскими песнями.
А также донские поэтессы прочитали стихи о войне и о Ростове. Татьяна Боженкова прочитала стихи «На дорогах войны», о Ростове. Антонина Рыбалкина, участник клуба «Окраина» представила один из последних сборников клуба и прочитала стихи «Послушайте, люди!», «Высоцкий пел для нас». А также прочитала свои стихи Н.Д.Тихомирова.
По окончанию встречи авторы и поэты сделали совместное фото в клубе «Романсеро».
Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.