Для учащихся Детской музыкальной школы имени М.М.Ипполитова-Иванова заведующая музыкально-нотным отделом центральной городской библиотеки имени М.Горького провела музыкальный салон «Балетные истории русских композиторов». Эта встреча приурочена к международному Дню хореографии, который отмечается 9 января, к 135-летию написания знаменитого балета «Спящая красавица» (написан русским композитором П.И.Чайковским в 1889 году), а также вспоминаем дату появления первых балетных постановок в России.
Рассказ о первых появлениях танцевальных постановок в России сопровождался видеороликом об истории русского балета. Первое балетное представление в России, по мнению И. Е. Забелина, состоялось состоялось на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенском, а 8 февраля 1673 году при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском дворце состоялся первый в России балетный спектакль – «Балет об Орфее и Эвридике». Несмотря на то, что балет не имел существенного значения для развития русского сценического танца, важен сам факт появления в России балетного театра. Впервые русский зритель смог познакомиться с зарубежным искусством профессионального танца! В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета . Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место.Танцмейстером в корпус в 1734 году был зачислен Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства . Первая балетная школа была основана в 1734 году, а первая полноценная балетная труппа появилась в 1740-х годах в Императорской школе балета в Санкт-Петербурге. В 1783 году был создан Мариинский театр. Его танцевальный коллектив и по сей день остается одной из величайших балетных трупп мира. Мариинский театр принес русскому балету мировую славу. В Москве появился Петровский театр в 1776 году, предшественник Большого театра. Открылся каменный Большой театр в Москве в 1825 г., в 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров и из Петербурга в Москву приехала оперная труппа, что дало развитие большого сценического музыкального искусства в обоих крупных городах России.
Учащиеся ДМШ им.М.М.Ипполитова-Иванова познакомились с литературой из фонда музыкально-нотного отдела Центральной городской библиотеки имени М.Горького о балете, узнали, что такое балетное либретто и увидели сборник либретто самых известных балетов разных композиторов.
Далее вспомнили о том, что 135 лет назад в 1889 году русским композитором П.И.Чайковским был завершён один из гениальных его балетов «Спящая красавица», на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Вместе с ребятами вспомнили сюжетную линию, главных действующих героев балета, посмотрели либретто балета «Спящая красавица». Юным музыкантам были представлены нотные издания в переложении для фортепиано популярных отрывков из балета.
Во время просмотра видеоролика прозвучали самые яркие музыкальные фрагменты из балета «Спящая красавица». Ещё одна книга была в гостях у юных музыкантов : Наши / [авт. проекта Любовь Александровна Суркова]. — [Изд. 3-е испр. и доп.]. — [Ростов-на-Дону : МУ «Управление культуры Администрации города Ростова-на-Дону : Омега Паблишер, 2009. На страницах этой книги ребята узнали о балеринах из Ростова-на-Дону Ольге Спесивцевой и Фее Балабиной.
Ольга Спесивцева (1895-1991) родилась в Ростове-на-Дону. Отец был провинциальным театральным актёром. В семье, кроме Ольги, было ещё четверо детей. Когда Ольге исполнилось шесть лет, отец скончался от туберкулёза, оставив без средств к существованию большую семью. Мать Устинья Марковна, не в силах прокормить всех, вынуждена была уехать из Ростова в Петербург, отдать в детский приют при доме ветеранов сцены трёх старших детей: Анатолия, Зинаиду и Ольгу. Туда принимали детей — актёрских сирот на полное содержание. Все трое позже были приняты в Санкт-Петербургское театральное училище им.Вагановой. Сложная судьба и жизненный путь балерины не помешали ей выступить на балетной сцене в постановках «Спящей красавицы» в 1919 году — Аврора, Фея Бриллиантов, Принцесса Флорина, в партии принцессы Авроры, Лондон, Великобритания, 1923 г.
Фея Ивановна Балабина (1910-1982) родилась в Ростове-на-Дону. Заслуженная артистка РСФСР (1939), заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Хореографическое образование получила в Ростове-на-Дону, в 1925г. солистка оперно-балетного коллектива. В 1926-29 училась на курсах при Ленинградском хореографическом училище (ученица М. Романовой, Е. Гейденрейх), в 1931 окончила его (ученица А. Вагановой), в 1931-56 балерина Мариинского театра. В «Спящей красавице» в 1943г. исполняла партию Авроры. На софийскую сцену Болгарии Балабина перенесла балет «Спящая красавица». Она работала в Болгарии в 1958—1959 и 1960—1961 годах, была педагогом Софийской оперы; в 1975 году — репетитор и балетмейстер Софийского народного оперного театра.
Ученикам ДМШ им.Ипполитова-Иванова было очень интересно узнать об известных ростовских балеринах прошлого века, которые исполняли ведущие партии в спектакле П.И.Чайковского «Спящая красавица».
Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.