5 декабря исполнилось 220 лет со дня русского поэта, дипломата Фёдора Ивановаича Тютчева. Музыкально-литературный клуб «Романсеро» посвятил очередное заседание творчеству поэта. В российской культуре сложилось устойчивое мнение, что в табели о рангах русских поэтов-классиков того времени Федор Иванович Тютчев занимает четвертое место после Пушкина, Лермонтова и Фета. На встрече в клубе побеседовали о биографии поэте и общественого деятеля, прошёл просмотр видеофильма «Федор Тютчев: нам не дано предугадать».
Родом Фёдор Иванович из стародворянской семьи с родовым имением под Брянском в Орловской губернии. Получил отличное домашнее образование. Интерес к стихотворчеству проявился рано. В детстве изучил латынь и древнеримскую поэзию, а в двенадцать лет уже переводил оды Горация и писал в подражание ему собственные оды. В 14 лет начал посещать лекции на словесном отделении в Императорском Московском университете, в 16 лет был избран членом Общества любителей российской словесности.
1821 год. Германия, Мюнхен. Сюда в российскую дипломатическую миссию прибывает 18-летний выпускник Московского университета, новоиспеченный дипломат Федя. Федя – так зовут его дома. А на работе он Федор Иванович Тютчев. В Мюнхене молодой дипломат и стихотворец окунулся в жизнь немецких светских кругов. Познакомился и завел дружбу со знаменитым философом и поэтом Фридрихом Шеллингом, на 28 лет старше себя (1775-1854) и молодым поэтом Генрихом Гейне (1797-1856). Кроме сочинения собственных стихов, начал переводить поэзию Гейне, Гёте и других немецких поэтов. Приехав 18-летним дипломатом в Мюнхен и окунувшись в жизнь высшего света, Федор Тютчев первым делом основательно влюбился в Амалию Лерхенфельд, побочную дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III. Амалия поразила, околдовала и очаровала Тютчева своей красотой, образованностью и глубиной чувств. Между ними что-то происходит. Однако в 1826 он женится на Элеоноре Петерсон, а Амалия становится женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона Крюденера.
В 23 года Федор Тютчев женился на немецкой графине Элеоноре Петерсон (урожденной Ботмер).
С Тютчевым она родила ещё трёх дочерей.
Однажды семья дипломата Тютчева плыла из Петербурга в Турин, и на пароходе начался большой пожар в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогал плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 году она умерла. Федору Ивановичу было в это время 35 лет. По свидетельству современников, проведя ночь у гроба жены, он поседел за несколько часов. В 1835 году Тютчев получил придворное звание камергера.
В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась из-за самовольного отъезда из Турина, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 году Тютчев встретился со всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. Х. Бенкендорфом. Итогом этой встречи стала поддержка императором Николаем I всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Тютчеву дали «добро» на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.
Федор Иванович любил свою родину и не любил ее преклонения перед Европой.
Как перед ней не гнитесь,господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья , а холопы.
В 1839 году Тютчев женится на немецкой баронессе Эрнестине Дёрнберг.
Эрнестина подарила Тютчеву ещё троих детей, дочку и двух сыновей.
До 1844 года Тютчев продолжал жить за границей. Живя за рубежом, Тютчев делил своё время между дипломатией и поэзией. Свои стихи Тютчев печатал в российских журналах и альманахах.
Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев продолжил работу в Министерстве иностранных дел, где с 1848 года занимал должность старшего цензора. В 1858 году Тютчев получил чин действительного статского советника и был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. В 1865 году Тютчев был произведён в тайные советники, тем самым достигнув второй ступени в государственной иерархии чиновников.
"И дым отечества нам сладок и приятен !"- Так поэтически век прошлый говорит, А в наш- и сам талант все ищет в солнце пятен, И смрадным дымом он отечество коптит!
Карьера не являлась для него самоцелью, он дорожил «своей придворной службой и ключом камергера лишь постольку, поскольку они открывали ему доступ в высшие, а потому наиболее интересные сферы». Главным было его личное участие в свершающейся истории, возможность влиять на ход политических событий. Для этого он использовал все средства и связи, которыми располагал. И ему это действительно удавалось, хотя он и писал об этом с присущей ему скромностью: «Если то, что мы делаем, ненароком окажется историей, то уж, конечно, помимо нашей воли». После революции во Франции в 1848 г. Тютчев вновь, после большого перерыва стал писать — и не только стихи: две из трех его политических статей («Папство и Римский вопрос с русской точки зрения» и «Россия и Революция») созданы именно тогда. К этому же времени относятся обширный замысел и наброски историософского трактата «Россия и Запад», в котором Тютчев намеревался исследовать корни противостояния России и Западной Европы и выявить провиденциальное предназначение первой.
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать- В Россию можно только верить.
Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества. В 1868 году был опубликован сборник лирики Тютчева. В целом поэзия Тютчева насчитывает более 400 стихотворений. У него много пейзажной лирики. Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей частью его стихотворений. Литературоведы отмечают в любовной лирике Тютчева буйность чувств, нежность и напряженность.
Хотя Тютчев не создавал стихотворений специально для романсов, многие его стихи приглянулись ведущим композиторам того времени, и они написали к ним музыку. Среди них прежде всего Рахманинов и Чайковский. Внимание композиторов привлекли свыше семидесяти стихотворений поэта, некоторые из них неоднократно положены на музыку («Весеннее успокоение», «Весенние воды», «Волна и дума», «Слезы людские, о слезы людские…», «Тени сизые смесились…», «Что ты клонишь над водами…» и другие). Хотя к текстам Тютчева обращались виднейшие композиторы (А. Гречанинов, С. Танеев, П. Чайковский, Э. Направник, Ц. Кюи), но, по замечанию Б. В. Асафьева, «все преломления его поэзии в музыкальных зеркалах несовершенны и вялы в сравнении с силой и мощью проницательно жгучей тютчевской мысли». Исключение составляют прекрасные романсы С. Рахманинова («Весенние воды» и др.).
Читателям предложены нотные издания романсов Ф.И.Тютчева, а также прозвучал ромас «Я встретил вас».
Оригинальное название стихотворения – “К. Б.” Обращено к баронессе Амалии Крюденер (1808-1888), с которой Тютчев познакомился в 1822 году в Баварии, в Мюнхене, и которой был увлечен. Годы идут. Тютчеву уже 67, он едет на лечение в Карлсбад и вдруг – новая встреча с Амалией. Казалось бы, встретились два старых человека – все прошло, все в прошлом, но «Я встретил Вас и всё былое…». Романс сохранился в памяти певца Ивана Козловского, который записал его на слух и исполнял в советское время, а автор мелодии долгое время считался утраченным. Однако, он установлен – это В. С. Шереметев; в 1898 его мелодия обработана А. А. Спиро. Именно эту обработку услышал и запомнил Козловский. В клубе «Романсеро» прослушали романс в исполнении Олега Погудина.
Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.