«Я стараюсь с людьми любого возраста иметь отношения на равных. К примеру, со студентами. Я не считаю, что они мои студенты. Они мои, ну, товарищи, друзья. Другое дело, что у меня опыта больше, я могу им что-то подсказать.» (Леонид Клиничев)
Композитору, профессору Ростовской консерватории им. Рахманинова Леониду Павловичу Клиничеву исполняется 25 октября 85 лет! Он, работавший в Московской консерватории, а впоследствии композитор, чьи работы были востребованы за рубежом, успешно проявивший себя в сочинении музыки для кино и документалистики, в конце концов отдал предпочтение Ростову. Так и сказал: «Потому что я южанин». И потому, что безумно увлекла работа: сначала написание балета «Тихий Дон» по мотивам романа Шолохова, потом — сочинение оперы «Цыган» на основе романа донского писателя Анатолия Калинина.
Сегодня на страницах нашего блога мы собрали лучшие фрагменты интервью с композитором Леонидом Клиничевым в разные годы (источники указываем в конце текста). Личные воспоминания, впечатления интересны нашим читателям. Узнавая страницы жизни композитора и педагога из его уст выдающийся ростовчанин становится ближе любителям музыкальной культуры города.
Клиничев Леонид Павлович родился 25 октября 1938 г. в г. Старый Крым, Крымская область.
«После войны отец привёз мне с фронта трофейный аккордеон. Вот с него и началась вся моя музыка. Я самостоятельно его освоил. И, мне было лет 10-11, над аккордеоном у меня только чуб торчал, играл в клубе на танцах. Тяжело, без остановки надо было играть не меньше трёх часов, меня «изъяли» из клуба и наняли мне учителя музыки Николая Петровича Вепревцева. Вот с его лёгкой руки я освоил пианино, после окончил сразу два отделения музучилища.»
Окончил Душанбинское музыкальное училище по композиции в классе педагога, композитора Ю. Гр. Тер-Осипова в 1960 г. С 1960 по 1964гг. за четыре года закончил Ташкентскую консеваторию по композиции в классе профессора, композитора Зейдмана. В 1966-1967 гг. прошёл ассистентуру-стажировку в Московской консерватории в классе профессора Баласаняна С. А. В 1977 году по предложению первого председателя Союза композиторов России Д. Д. Шостаковича переехал работать в Ростов на Дону, во вновь открывшийся музыкальный ВУЗ.
«Когда учился в Московской консерватории, мною завладела мечта поехать туда, где жил писатель, побродить по станицам, вживую послушать песни, звучавшие в «Тихом Доне». Была, правда, и ещё одна причина. Я страшно не люблю суету, богемную жизнь… А в Москве у меня появилось много приятелей. Тянули на вечеринки. И я понял: если ничего не изменю, меня ждёт пустая-пустая жизнь. И словно кто-то свыше меня услышал. После аспирантуры меня пригласили именно в Ростовской консерватории возглавить отделение композиции.«
За пять лет объездил половину области: Цимлянск, Романовская, Вёшенская, Каргинская, Казанская… А ещё обошёл десятки хуторов. Путешествовал летом поначалу со студентами. Потом два года один. Зачастую именно ходил. Войдя в хутор, у прохожих спрашивал: «Кто тут у вас поёт?» Мне с готовностью объясняли. Ночевал где попало. Однажды не рассчитал своих сил. Темнота застала в степи. Тогда переночевал прямо на земле у дороги. Зато записал на магнитофон, который носил в своём рюкзачке, больше 400 народных песен. После часть из них использовал в своём балете «Тихий Дон», который шёл на сцене ленинградского театра им. Мусоргского.
– Для меня всегда важно найти образ. Я часто перечитываю Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока и нахожу то, что мне нужно. Стихи словно «выталкивают» меня в другое состояние. В «Степи» есть экспозиция, разработка, кульминация, реприза. Просто садись и пиши. И события, в этой повести описанные, мне особенно близки. Поэтому виолончельный концерт я сочинил на одном дыхании, собственно, как и «Кавказскую» симфонию.
Антон Павлович Чехов вдохновленный поездкой по приазовью, написал повесть «Степь». А композитор Леонид Калиничев, под впечатлением этого произведения написал Концерт для виолончели с оркестром. Чеховскую «Степь» называют поэзией в прозе. Леонид Клиничев, говорит, что перечитывая повесть, убедился — это абсолютно музыкальное произведение. Хоть и известна «Степь» со школьных лет, а с первых же строк , рассказывает Леонид Павлович, не мог оторваться. Ощущение было, что Егорушка это я, и всё, что происходило с ним – это было со мной.
Сочинения
СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ТЕАТРА:
• «Тихий Дон» – балет (МАЛИГОТ, 1997; Москва, Большой театр, 1990);
• «Цыган» – опера (РГМТ, 2005);
• «Драма на охоте» – опера (2010);
• «Анна» – моно-опера (Владикавказ, 2011, Санкт-Петербург, Мариинский театр, 2012);
• «Страсти по Марине» – моно-опера (2012);
• «Бэла» – опера (Мариинский театр, 2015);
• «Анна – Марина» – опера (Нижний Новгород, 2015);
• «Казаки» – опера (Санкт-Петербург, Мариинский театр, 2016);
• «Маленький принц» – детская опера (Мариинский, 2016);
• «Терем-теремок» – опера для самых маленьких (2016);
• «Нежная кобра» – опера (Санкт-Петербург, Мариинский театр, 2017).
ОСНОВНЫЕ СИМФОНИЧЕСКИЕ И КАМЕРНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
• Симфония для струнных и ф-но в 3х частях (РАСО, 1980);
• Три симфонии для большого состава (1965, 2000, 2008);
• Симфонические картины по Гоголю (1963);
• Три струнных квартета (1963, 1966, 1989);
• Три концерта для симфонического оркестра: «Дорога скорби» (2002), «День гнева» (2003), «Преображение» (2004);
• 4 цикла для хора a capella на стихи А. Блока, М. Лермонтова, А. Пушкина, М. Ломоносова;
• 5 сюит для симфонического оркестра (1990-2014);
• Струнная серенада (2009);
• Концерт для фортепиано с симфоническим оркестром (1998);
• Вокальные циклы на стихи М. Лермонтова, К. Хетагурова;
• Музыка к художественным и документальным фильмам (30) на студиях Мосфильма, им. Довженко, Ц.Т. студии «Экран», студии кинохроники Москвы и Ростова-на-Дону;
• Музыка к драматическим спектаклям;
• Камерные произведения для различных инструментов;
• Обработки народных песен (около 50).
ИЗ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ЗАКАЗОВ:
• «CREDO» – месса на тексты псалмов Давида, Д. Джонса и Т. Элиота. (Глазго, 1990),
• Концерт для ф-но и оркестра (фестиваль «Агосто 2», Болонья, 2007),
• «Viadolorosa» – концерт для симфонического оркестра (орк. оперы г. Палермо, 1997),
• Струнный квартет (квартет орк. Ла Скала, 2009),
• Рондо для ф-но (Рим, 2010).
В 1993-2013 – советник Губернатора Ростовской области по культуре. В 1989-2000 – председатель Ростовской организации Союз композиторов и секретарь Союза композиторов России. В 1990-1991 избран ответственным секретарем Союза композиторов СССР.
Награды
- Лауреат премии Ленинского комсомола (1975)
- Лауреат премии им. М. Шолохова (1978)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985)
- Профессор (1988)
- Почетный деятель Союза композиторов России (2000)
- Кавалер Ордена Дружбы народов (2013)
В настоящее время преподаватель РГК им. С. В. Рахманинова по специальности композиция, полифония, оркестровка, чтение партитур. Среди выпускников по специальности более 20-ти являются членами Союза композиторов России. Среди них: Народный артист России Кусяков А. И., Заслуженный деятель искусств России Ходош В. С., Заслуженный деятель искусств России Левин И. М., Насонов И. А., Шаулов В. И., Курюмова И. П., Хевелев А. А. — лауреат (золотая медаль) международного фестиваля 100-летие С. С. Прокофьева (Глазго), Яковлев А. В. – лауреат более 50-ти высших наград международных конкурсов как пианист и композитор.
Леонид Павлович Клиничев ведёт большую просветительскую и общественную работу, проводя многочисленные творческие встречи, мастер-классы не только в России, но и за рубежом. Он является постоянным председателем жюри областного конкурса молодых композиторов РО им. С. С. Прокофьева (2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013, 2015, 2017), председателем международных конкурсов композиторов (Болонья, Италия 1998; Кьетти, Италия 2002), член жюри международных конкурсов композиторов и исполнителей (Кастрогари, Италия, 2004; Фьюджи, Италия, 2005; Торонто, Италия, 2006), член жюри Северокавказского конкурса молодых исполнителей (2015), международного конкурса вокалистов им. П. Лисициана (Владикавказ, 2017).
Представляем нотные издания из фонда музыкально-нотного отдела ЦГБ им.М.Горького с произведениями Леонида Павловича Клиничева.
- Клиничев, Леонид Павлович (1938-).Песни и обработки = Songs and transcriptions : для народного хора [без сопровождения и с сопровождением фортепиано (баяна)]/Леонид Клиничев;[предисловие Е. М. Клиничевой, Н. В.Чаленко]. — Ростов-на-Дону : Ростовская государственная консерватория(академия) им.С.В.Рахманинова, 2006.- 40 с.
- Клиничев, Леонид Павлович (1938-).Хоры из опер /Леонид Клиничев; Рост. гос. консерватория им. С. В.Рахманинова ; [предисловие Е. М. Клиничевой и Г. В. Хорошайло]. -Ростов-на-Дону :Ростовская государственная консерватория им С. В.Рахманинова, 2020. — 88 с.
- Произведения ростовских композиторов для фортепиано [Ноты] : педагогический репертуар музыкальных училищ: [для фортепиано / составитель и А.матевосян, педагогическая редакция Н.Корси].- Москва:Советский композитор,1988.-80 с.
- Там, где Дон течет [Ноты] : сборник песен : [для голоса (соло, ансамбль, хор) с сопровождением фортепиано /составитель и автор предисловия В. С.Ходош].-[Факсимильное издание].-Ростов-на-Дону:Ростовское книжное издательство, 1986.- 92с.
27 октября в 18:00 Ростовский государственный музыкальный театр приглашает на юбилейный концерт Леонида Клиничева . В этот день на сцене Музыкального театра прозвучат знаменитые произведения и мировые премьеры сразу двух масштабных полотен заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Ростовской консерватории Леонида Клиничева.
Использованы источники : https://www.muzklondike.ru/announc/537, https://rostov.aif.ru/archive/1772004, https://rostcons.ru/personpages/klinichev.html, https://www.kino-teatr.ru/kino/composer/ros/34572/bio/, https://rostov.aif.ru/society/persona/pevec_prekrasnyh_dam_chem_slavitsya_donskoy_kompozitor, https://unioncomposers.ru/composer/view/?id=233
Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.