В музыкально-нотном отделе прошёл музыкальный час, посвящённый творчеству итальянского композитора, органиста и клавесиниста Джироламо Фрескобальди, одного из выдающихся мастеров эпохи барокко, основоположника итальянской органной и клавирной школы.
В начале мероприятия заведующий сектором музыкально-нотного отдела Беспалова Лариса Геннадьевна рассказала о жизни и творчестве итальянского композитора Джиролама Фрескобальди. Были освещены наиболее интересные биографические данные и вехи становления Фрескобальди, как музыканты, а так же наиболее занимательные факты из жизни композитора.
Джироламо Фрискабальди отличают неповторимый композиторский почерк, для которого характерна стилистика «взволнованного стиля» с гармоническими новшествами, разнообразием фактурных приемов, импровизационной свободой, искусством варьирования. Необычной для своего времени была исполнительская трактовка темпа и ритма. В предисловии к одной из книг своих токкат и других сочинений для клавесина и органа Фрескобальди призывает играть… «не соблюдая такта… сообразно чувствам или смыслу слов, как это делается в мадригалах».
Фрескобальди родился в 1583 году в Ферраре, в то время — одном из крупнейших музыкальных центров Европы. Первые уроки музыки получил предположительно у отца, музыканта и видного гражданина в Ферраре. Ранние годы жизни связаны со службой у герцога Альфонсо II д’Эсте, известного на всю Италию меломана.
У Джироламо обнаружились способности к игре на органе. При этом же дворе работал Луццаско Луццаски, который был первым учителем Фрескобальди. Фрескобальди называл своего учителя «редким органистом» и посвятил ему свои каприччио. В возрасте четырнадцати лет Фрескобальди получил звание органиста феррарской Accademia della Morte. Со смертью герцога Фрескобальди покидает родной город и переезжает в Рим.
В Риме он работал в разных соборах в качестве органиста и при дворах местной знати — клавесинистом. Выдвижению композитора способствовало покровительство архиепископа Гвидо Бентнвольо. Вместе с ним в 1607-08 гг. Фрескобальди совершил путешествие во Фландрию, тогдашний центр клавирной музыки. Поездка сыграла важную роль для формирования творческой индивидуальности композитора.
Рубежное значение в жизни Фрескобальди имел 1608 год. Именно тогда появились первые публикации его сочинений: три инструментальные канцоны, Первая книга фантазий и Первая книга мадригалов. В том же году Фрескобальди занимает высокий и чрезвычайно почетный пост органиста римского собора Святого Петра, на котором композитор оставался практически до конца своих дней.
Постепенно росли слава и авторитет Фрескобальди как органиста и клавесиниста, незаурядного исполнителя и изобретательного импровизатора. В 1628-34 гг. Фрескобальди работал органистом при дворе тосканского герцога Фердинандо II Медичи во Флоренции, затем продолжал свою службу в соборе Святого Петра. Слава Фрескобальди становится поистине интернациональной. Три года у него учился крупный немецкий композитор и органист Иоганн Якоб Фробергер и многие другие известные композиторы и исполнители
Как композитор и исполнитель на органе и клавире, Фрескобальди оказал огромное влияние на развитие итальянской и западноевропейской музыки. Особенно велика была его слава в Германии. На сочинениях Фрескобальди учились Иоганн Себастьян Бах, Дитрих Букстехуде и многие другие композиторы.
Главное место в творческом наследии композитора занимают инструментальные сочинения для клавесина и органа во всех известных тогда жанрах: канцоны, фантазии, токкаты, каприччио, партиты, фуги. Поздние музыкальные произведения до сих пор находятся в виде рукописей.
Присутствующим на музыкальном часе был показан видеоролик Дж.Фрескобальди — Токката и канцона Stanislav Kalinin organ.
Так же для читателей была представлена мини-выставка с нотными изданиями, где каждый любитель старинной музыки имел возможность ознакомиться с произведениями знаменитого итальянского композитора Джироламо Фрескобальди.
Фрескобальди, Джироламо (1583-1643). Избранные клавирные сочинения =Opere scelte per il clavicembalo / Джироламо Фрескобальди; составление, редакция, [вступительная статья и перевод] Н Копчевского; [с предисловиями автора]. — Москва: Музыка, 1983. — 95, [1] с.
Frescobaldi, Girolamo (1583-1643). Toccata: in G Major: [for Piano] / Frescobaldi; [transcription and revision by Bela Bartok; editor’s note]. — Budapest: Musica, 2011, cop. 1930. — [4], 9 с.
Great Italian Masters of the 16th and 17th Centuries [Ноты] = Grandimaestri italiani del XVI e XVIIsecolo: for piano / edited by PaoloZanzu. — Milano : Ricordi, cop. 2013. -XVI, 64 с.; 31 см. — (Ricordi Piano Library).
Клавирные пьесы [Ноты]: западноевропейских композиторов XVI-XVIII вв./ составление, редакция [и вступительные статьи] Н. Копчевского. — Москва: Музыка, 1975-1977. Вып. 3: Италия, Франция. — 1977. — 68, [1] с.
Музыка для детей [Ноты]: фортепианные пьесы: учебное пособие / [составление, педагогическая редакция и предисловие К. С. Сорокина]. — Москва: Советский композитор. — Вып. 1: Для 1-2 классов детской музыкальной школы. — Издание 7-е. — 1989. — 173, [2] с.
Музыкальный альманах. Гитара [Ноты] / составление и редакция Е.Ларичева, А. Назарова. — Москва:Музыка, 1986-1990. Вып. 1. — Издание 2-е, стереотипное. — 1989. — 50, [2] с.: ил., портр., фото.
В мероприятии использована информация из Интернета: https://www.belcanto.ru/frescobaldi.html; https://www.belcanto.ru/frescobaldi.html.
Мероприятие подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.