Творческий портрет «Беседы о музыке» к 95-летию дирижёра Евгения Фёдоровича Светланова.

«В деятельности музыканта, как и в любой другой, главное — не останавливаться в поисках, постоянно идти только вперёд!» (Е. Светланов).

Евгений Фёдорович Светланов – советский и российский дирижёр, композитор, пианист, который, помимо музыкальной и композиторской деятельности, также занимался литературной работой. Пианист был лауреатом правительственных наград. За вклад в развитие музыки и за творчество он получил Ленинскую и Государственную премии, звание народного артиста. Дирижер 45 лет управлял оркестром Большого театра, совмещая с руководством Государственным оркестром СССР.

Евгений Светланов появился на свет 6 сентября 1928 года. Связать биографию с музыкой юному москвичу оказалось предначертано свыше, ведь мальчик рос в творческой семье. Его родители были оперными певцами и солистами Большого театра, поэтому в детстве Евгений часто оставался на репетициях и за кулисами постановок, как и его сестра Анна. Музыкой мальчик стал заниматься с шести лет. Он был хористом, участвовал в пантомимах и всячески проявлял интерес к искусству.

В 1944 году Светланов стал учеником Музыкально-педагогического училища. Затем поступил в институт им. Гнесиных, а в 1951-м оказался студентом Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Педагогами Светланова были композиторы Михаил Гнесин, Юрий Шапорин и Александр Гаук, пианист Генрих Нейгауз. В молодости композитор демонстрировал невероятный потенциал, поэтому уже на 4-м курсе консерватории получил приглашение выступить дирижером-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

Светланов реализовался в профессии с 1954-го. В 1954 году, будучи студентом, Светланов стал дирижером ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.В 1955 году дебютировал как дирижер Большого театра с оперой Николая Римского Корсакова «Псковитянка». С 1963-го он 2 года занимал пост главного дирижера в Большом театре и за это время провел за пультом 16 опер и 9 балетных постановок. Из них в 12 он выступил постановщиком. Среди них были «Паганини» на музыку Сергея Рахманинова, «Чародейка» Петра Чайковского, «Иван Сусанин» Михаила Глинки и другие.

В 1962 году Светланов получил назначение на должность музыкального руководителя Кремлевского дворца съездов. Площадка стала прокатным пространством для выступлений, принадлежащим Большому. Спустя 2 года состоялись первые итальянские гастроли оперного коллектива театра. В Милане Евгений Светланов дирижировал в «Ла Скала» в трех оперных спектаклях и управлял симфоническими оркестрами. Вернувшись на родину, композитор был назначен худруком Государственного симфонического оркестра СССР. Светланов совмещал работу с контрактной деятельностью, поэтому с 1992 по 2000 год управлял гаагским Резиденц-оркестром. Большой театр продлил сотрудничество с музыкантом с 2000 по 2002 год.

Первыми авторскими произведениями композитора стали кантата «Родные поля», рапсодия «Картины Испании», симфония си-минор и три русские песни. Этими работами он привлек к себе внимание публики и профессионального сообщества, а в 1970-е представил на суд слушателей крупноформатные симфонии, а также ряд рапсодий и сочинения для исполнения на духовых инструментах. Светланов создавал и камерные произведения. В своем творчестве композитор сочетал традиции классической русской музыки, развивая их как гениальный интерпретатор. Музыковеды отмечают, что стиль Евгения Светланова перекликался с творчеством Рахманинова.

Творческое наследие огромно: несколько тысяч кассет, дисков, записей с концертов и театральных постановок. Первый дирижёр, реализовавший идею создания «Антологии русской симфонической музыки». За годы работы с оркестром записал почти все симфонические произведения  М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича и многих других композиторов. Некоторые их произведения под его управлением прозвучали впервые. Наибольшую известность получило исполнение симфонических произведений П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова. Существует также ряд записей как пианиста.

«Ракоци-марш» («Венгерский марш»). Композитор Гектор Берлиоз. Дирижер — Евгений Светланов. Фрагмент концертной программы «Концерт Государственного академического симфонического оркестра СССР». Главная редакция музыкальных программ, 1985 г.

В 2004 году в честь Светланова был назван Большой зал Московского международного Дома музыки. В 2006 году его имя было присвоено Государственному академическому симфоническому оркестру России. С 2007 года проаодится Международный конкурс дирижеров имени Евгения Светланова.

Более подробно о жизненном и творческом пути выдающегося советского дирижёра и пианиста вы можете узнать из книг, находящихся в фонде музыкально-нотного отдела ЦГБ им. М. Горького. Книги рассчитаны на широкие круги музыкантов и любителей музыки.

Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Евгений Светланов: Творческий портрет. — М.: Музыка, 1979. — 32 с., ил., портр. — (Мастера исполнительского искусства).

Крылова Л.Л. Евгений Светланов: Популярная монография. — М.: Музыка, 1986. — С ил. 207 с.

Евгений Светланов: Дирижёр, композитор, пианист / Сост. П.В. Лукьянченко. — М.: Музыка, 1987. — 159 с., ил. — (Выдающиеся советские музыканты).

Была использована информация из Интернета: https://24smi.org/celebrity/115963-evgenii-svetlanov.html; https://ria.ru/20130906/960771799.html.

Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.