Уважаемые читатели! Продолжаем информировать Вас о книжных новинках, поступающих в фонд музыкально-нотного отдела. Предлагаем Вашему вниманию одни из наиболее интересных книжных и нотных изданий, благодаря которым Вы сможете пополнить свой багаж знаний по музыкальной тематике, узнать интересные музыкальные факты, получить информацию о новых нотах. Эта информация полезна и интересна для педагогов и учащихся музыкальных учебных учреждений, а так же для всех любителей музыки.
В первой части бюллетеня представляем новые книжные издания по музыкознанию, истории музыкального образования и музыкальной культуры, о русских и зарубежных композиторах.
История отечественного музыкального образования в документах и материалах: учебное пособие / редактор-составитель В. И. Адищев. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт-Петербург [и др.]: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2020. — 222, [1] с.: табл., фотоил., нот. — (Специальная литература).
В книге публикуются материалы, характеризующие постановку музыкального образования в общеобразовательных школах России различных типов и видов в конце XIX – начале ХХ века.Издание адресуется студентам музыкальных факультетов высших учебных заведений.
Понятовский, Станислав Петрович. Истоки оркестрового исполнительства в России / С.П. Понятовский. — Москва: Музыка, 2021. — 137, [3] с. — (Библиотека музыканта-педагога).
Издание посвящено зарождению оркестрового исполнительства в России. Начиная с первых попыток в конце ХVII века, в царствование Алексей Михайловича, а затем при Петре Первом и при Анне Иоанновне, когда на российской сцене впервые была поставлена итальянская опера, оркестровое исполнительство сало заметным явлением в культурной жизни. Дальнейшее развитие исполнительства продолжилось и значительно расширилось при императрице Елизавете Петровне, и всё это привело к формированию из сборной группы придворных музыкантов двух симфонических оркестров – Первого и Второго, но это уже произошло в эпоху Екатерины Великой. Издание адресовано студентам и преподавателям музыкальных вузов и всем интересующимся отечественным оркестровым искусством.
Интересны новые книги из серий: «Школьная библиотека» и «Жизнь великих композиторов». Данные серии призвана расширить представления учащихся о классической музыке и стать отправной точкой к самостоятельному познанию искусства. Книги этих серий в доступной и увлекательной форме рассказывают о знаменитых русских и зарубежных композиторах, о времени, в котором они жили, о музыкальных жанрах. Каждая из книг интересна самому широкому кругу любителей музыки. Издания предназначены для комплектования библиотек средних общеобразовательных школ, библиотек ДМШ и ДШИ, внеклассного чтения.
Васина-Гроссман, Вера Андреевна. Михаил Иванович Глинка / В. А. Васина-Гроссман. — Москва: Музыка: Гамма-пресс, 2018. — 115, [2] с.: ил., портр. — (Школьная библиотека).
Данная книга рассказывает о жизни и творчестве великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки — основоположника отечественной музыкальной классики, русской национальной оперы, автора многих вокальных и инструментальных шедевров.
Лукьянова, Наталия Валерьевна. Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Н. В. Лукьянова.- Москва: Музыка: Гамма-пресс, 2018. — 150, [1] с.: ил., портр. — (Школьная библиотека).
Книга рассказывает о жизни и творчестве великого композитора XX века Дмитрия Шостаковича. Портрет композитора написан на фоне эпохи и представляет Шостаковича как гражданина своей страны, гениально запечатлевшего в музыке свое время.
Охалова, Ирина Васильевна. Сергей Сергеевич Прокофьев / И. В. Охалова. — Москва: Музыка: Гамма-пресс, 2022. — 133, [2] с.: ил., портр., ноты. — (Жизнь великих композиторов).
Книга посвящена Сергею Сергеевичу Прокофьеву — великому русскому композитору и пианисту XX века. В ней рассказывается не только о его жизни и наиболее известных произведениях, но и о встречах с выдающимися людьми искусства — его современниками (с художником П.Пикассо, С.Эйзенштейном, С.Дягилевым и многими другими). В книге широко цитируются фрагменты из его «Автобиографии», дневников и писем, приводится большое количество иллюстраций. Книга рассчитана на старших школьником, будет интересна и взрослым читателям, любящим музыку.
Минченок, Дмитрий Анатольевич. Дунаевский: Красный Моцарт / Дмитрий Минченок. — Москва: Молодая гвардия, 2006. — 371, [3] с., [16] л. ил., портр. — (Жизнь замечательных людей).
Исаак Дунаевский — символ советской эпохи, создатель «советского Бродвея», сумевший из горнила эпохи индустриализации выковать нежнейшие вальсы и хитовые марши. Был ли Дунаевский жертвой эпохи или ее героем? Как он сочинял свои гармонии? Автор, известный драматург и театральный деятель Дмитрий Минчёнок, препарирует жизнь гения через тонкие срезы встреч с Шостаковичем, Сталиным, Чкаловым, дружбы с Любовью Орловой, Леонидом Утесовым и др. и выводит некий рецепт успеха для творческих личностей, применимый и к современности.
Зильберквит, Марк Александрович. Йозеф Гайдн / М. А. Зильберквит. — Москва: Музыка: Гамма-пресс, 2022. — 95, [1] с.: ил., портр., ноты. — (Жизнь великих композиторов).
Автор книги в доступной и увлекательной форме рассказывает юным любителям музыки о жизни и творчестве великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. Йозеф Гайдн оставил огромное творческое наследие и завоевал славу основоположника классического симфонизма. Занимательный рассказ повествует юным любителям музыки о жизни знаменитого композитора, его эпохе, жанрах, к которым он обращался.
Зильберквит, Марк Александрович. Георг Фридрих Гендель / М. А. Зильберквит. — Москва: Музыка: Гамма-пресс, 2022. — 111 с.: ил., портр., ноты. — (Жизнь великих композиторов).
Каждый, интересующийся музыкальным искусством, откроет в книге М.А.Зилберквита о Г.Ф.Генделе интереснейшие факты о жизни композитора, получит представление о музыкальной жизни Европы.
Охалова, Ирина Васильевна. Людвиг ван Бетховен / И. В. Охалова. — Москва: Музыка: Гамма-пресс, 2022. — 107, [3] с.: ил., портр. — (Жизнь великих композиторов).
В книге рассказывается о жизни и творчестве Людвига ван Бетховена, одного из величайших западноевропейских композиторов. Облик творца, его произведения, трагическая судьба музыканта, обреченного на глухо ту, предстают в контексте его общения с родными, учителями и многочисленными друзьями. В книге использовано множество документальных материалов, иллюстраций, которые способствуют созданию яркого, рельефного портрета великого композитора.
Охалова, Ирина Васильевна. Джузеппе Верди / И.В. Охалова. — Москва: Музыка: Гамма-пресс, 2020. — 92, [3] с.: ил., портр., факс. — (Жизнь великих композиторов).
Книга посвящена жизни и творчеству Джузеппе Верди – одного из величайших оперных композиторов ХIХ века. Героев его опер – королей и придворных шутов, принцесс и куртизанок – объединяет захватывающая сила страстей, яркость и необычность характеров. В книге приводится немало фрагментов из писем Верди, которые помогают составить отчётливое представление о выдающейся личности композитора, его трудах, заботах и радостях. Удачно подобранные иллюстрации связаны с разными этапами жизни маэстро, а также его окружением – композиторами, либреттистами, певцами, импресарио, дирижёрами, друзьями и родными.
Ещё одна серия, в который вышли книги о великих русских композиторах — Биографика: Золотая полка. В данной серии собраны лучшие образцы биографического жанра, созданные за многие годы в уникальной серии «Жизнь замечательных людей». Это книги самых известных авторов о самых известных героях — поэтому серии и получила название «Золотая полка». Новая серия и по форме, и по содержанию ориентирована на со-временного, в первую очередь молодого читателя. Ее книги оформлены в актуальном стиле, написаны популярно и доступно.
Айнбиндер, Ада Григорьевна.Чайковский. Неугомонный фатум / Ада Айнбиндер. — Москва : Молодая гвардия, 2022. — 414, [1] с., [16] л. ил., портр., факс. ; 21 см. — (Биографика: Золотая полка). Петр Ильич Чайковский уже при жизни стал самым известным и исполняемым в мире русским композитором. Рано осознав собственное призвание и дар, он твердо шел к своей цели — к музыке, в которой был абсолютно откровенен и исповедален. Его жизнь была наполнена радостями, трагедиями, увлечениями и разочарованиями, он находился в постоянном поиске ответов на «роковые вопросы бытия» о жизни и смерти, грехе и прощении. Судьба Чайковского — бесконечная борьба, противостояние, порой и смирение перед преследовавшим его «неугомонным фатумом», который в том или ином виде ощутим практически во всех сочинениях композитора. Книга основана на подлинных материалах и документах, а также является продолжением многолетних исследований жизни и творческого наследия композитора, которые начались сразу после его смерти и осуществлялись несколькими поколениями ученых.
Федякин, Сергей Романович. Рахманинов. Белая сирень России /Сергей Федякин. — Москва : Молодая гвардия, 2022. — 477, [1] с., [16] л. ил., портр., факс. : факс. ; 21 см. — (Биографика: Золотая полка).
Книга о выдающемся музыканте ХХ века, чьё уникальное творчество (великий композитор, блестящий пианист, вдумчивый дирижёр) давно покорило материки и народы, а громкая слава и популярность исполнительства могут соперничать лишь с мировой славой П. И. Чайковского. «Странствующий музыкант» — так с юности повторял Сергей Рахманинов. Бесприютное детство, неустроенная жизнь, скитания из дома в дом: Зверев, Сатины, временное пристанище у друзей, комнаты внаём. Те же скитания и внутри личной жизни. На чужбине он как будто напророчил сам себе знакомое поприще — стал скитальцем, странствующим музыкантом, который принёс с собой русский мелос и русскую душу, без которых не мог сочинять. Судьба отечества не могла не задевать его «заграничной жизни». Помощь русским по всему миру, посылки нуждающимся, пожертвования на оборону и Красную армию — всех благодеяний музыканта не перечислить. Но главное — музыка Рахманинова поддерживала людские души. Соединяя их в годины беды и победы, автор книги сумел ёмко и выразительно воссоздать образ музыканта и Человека с большой буквы.
Далее предлагаем Вам ознакомиться с нотными изданиями по инструментоведению. Здесь собраны нотные издания с произведениями русских и зарубежных композиторов для музицирования на различных инструментах: фортепиано, скрипке, баяне, флейте, гитаре и других инструментах. Данные издания адресованы учащимся, студентам и преподавателям ДМШ, ДШИ, музыкальных училищ и вузов, а так же всем любителям музыки.
Артемьев, Эдуард Николаевич (1937-2022). Прелюдии = Preludes: для фортепиано / Эдуард Артемьев. — Санкт-Петербург: Композитор, 2021.
Эдуард Николаевич Артемьев родился в 1937 году в Новосибирске. Первоначальное музыкальное образование получил в Московском хоровом училище. В 1960 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю. А. Шапорина и Н. Н. Сидельникова. Автор камерных и симфонических произведений, оперы «Преступление и наказание» (по Ф. М. Достоевскому). Один из основоположников электронной музыки в России. Прелюдии для фортепиано написаны композитором в годы обучения в консерватории.
Бородин, Александр Порфирьевич (1833-1887). Маленькая сюита = Little Suite. Скерцо = Scherzo: Ля-бемоль мажор: [к сборнику в целом:] для фортепиано / А.Бородин; [предисловие Е. Ильяновой]. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2021. — 42,[1] с.
Фортепианная музыка никогда не была центром творческого внимания А. П. Бородина. «Маленькая сюита» являет миру новый тип цикла, объединив черты концертного стиля и музыки для домашнего музицирования. Скерцо As-dur высоко оценил Ф. Лист, которого Бородин посетил в Веймаре. Издание адресовано ученикам средних и старших классов ДМШ, студентам творческих учебных заведений, профессиональным пианистам, широкому кругу любителей фортепианной музыки.
В лунном сиянье… = Sparkling in moonlight…: русские песни и романсы / облегченное переложение для фортепиано [и предисловие] О. Геталовой. — Санкт-Петербург: Композитор, 2022. — 46, [2] с.
Настоящее издание поможет пробудить в детях желание музицировать, вызвать потребность самостоятельно разучивать произведения помимо школьной программы. Оно может быть использовано и в классе общего курса фортепиано, и в классе специального фортепиано для новых музыкально-эстетических отделений школ искусств, а также новых экспериментальных программ музыкальных школ. И, наконец, этот сборник пригодится пианистам-любителям, выпускникам музыкальных школ. Даже при незначительном опыте самостоятельной работы они легко справятся с музыкальным материалом.
Содержание: Звезды на небе / В. Борисов. Утро туманное / Э. Абаза. Только раз / Б. Фомин. Темно-вишневая шаль. Я помню вальса звук прелестный… / Н. Листов. Ямщик не гони лошадей / Я. Фельдман. Очи черные / сл. Е. Гребенка. Ночь светла / Н. Шишкин. Не уходи, побудь со мною… / Н. Зубов. Отцвели хризантемы / Н. Харито [и др.].
Глазунов, Александр Константинович (1865-1936). Избранные пьесы = Selected pieces: для фортепиано / А. К. Глазунов. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2021. — 79 с.
Фортепианное наследие Александра Константиновича Глазунова сравнительно невелико. Музыка для фортепиано — не самая исполняемая часть его композиторского творчества. Однако их художественная ценность неоспорима: опусы поражают разнообразием жанров, форм, находками музыкального языка. В настоящий сборник вошли пьесы соч. 25, 42, 49. Издание адресовано ученикам старших классов ДМШ, студентам музыкальных училищ и вузов, концертирующим пианистам, а также всем любителям фортепианной музыки.
Глазунов, Александр Константинович (1865-1936). Элегия = Elegy: соч. 17. Две пьесы = Two pieces: соч. 20. Песнь менестреля = The song of Minstrel: соч. 71: для виолончели и фортепиано / А. К. Глазунов; [предисловие Е. Ильяновой]. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2022. — 56, [1] с., 1 парт.
Музыка для виолончели в творчестве Александра Константиновича Глазунова представлена всего несколькими опусами. Вместе с тем в пьесах отразились наиболее специфические черты его композиторского мышления. Элегия памяти Листа (соч. 17), Мелодия и Испанская серенада (соч. 20), Песнь менестреля (соч. 71) — сочинения, которые достойно украсят репертуар как обучающегося игре на инструменте, так и профессионального исполнителя. Издание адресовано ученикам старших классов ДМШ, студентам музыкальных училищ, вузов, концертирующим исполнителям, любителям инструментальной музыки.
Грезы = Dreams: альбом популярных пьес: для кларнета и фортепиано. — Москва: Музыка, cop. 2005. — 51, [1] с., 1 парт. (19 с.).
В сборник вошли известнейшие пьесы композиторов-классиков: И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, Ф. Шопена, Р. Шумана, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Скрябина и др. Для учащихся старших классов ДМШ и музыкальных училищ.
Содержание: Прелюдия / И. С. Бах. Адажио / Г. Ф. Гендель. Мелодия: из оперы «Орфей и Эвридика» / К. В. Глюк. Менуэт / Л. Бетховен. Пчелка / Франсуа Шуберт. Ноктюрн; Мазурка / Ф. Шопен. Грезы: из цикла «Детские сцены» / Р. Шуман. Лебедь / К. Сен-Санс. Песня Сольвейг: из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» / Э. Григ. Полет шмеля: из оперы «Сказка о царе Салтане» / Н. Римский-Корсаков. Песня без слов / П.Чайковский. Вальс / А. Аренский. Этюд / А. Скрябин.
Детский альбом [Ноты] = Children’s Album: для флейты и фортепиано / составитель Ю. Должиков. — Москва: Музыка, 2014, cop. 2004. — 55, [1] с., 1 парт. (24 с.).
Сборник включает известнейшие пьесы Б. Марчелло, Г.Ф. Телемана, А. Алябьева, Н. Платонова, Т. Хренникова и других композиторов. Данный иллюстративно-художественный материал широко используется в процессе обучения молодых флейтистов. Для учащихся старших классов ДМШ.
Содержание: Сицилиана; Сарабанда / М. Блаве. Жига / Ж.Б. Лойе. Аллегро / Б. Марчелло. Ларго / И. Кванц. Марш / Л. д’Эрвелуа. Колыбельная; Вальс; Романс; Полька / Т. Хренников. Сицилиана / Л. Граном. Кантабиле и аллегро / Г.Ф. Телеман. Колыбельная /И. Андерсен [и др.].
Музыка для саксофона = Music for saxophone: пьесы русских композиторов: для альтового (тенорового) саксофона и фортепиано: старшие классы детских музыкальных школ, музыкальные училища / составители А. Большиянов (предисловие), С. Поддубный. — Санкт-Петербург: Композитор, 2021, cop. 2007. — 31, [1] с., 1 парт. (12 с.).
Появившийся в 1840 году своеобразный, с характерным, красивым тембром звучания духовой инструмент саксофон значительно обогатил оркестровую палитру. Успешно и органично использовали саксофон в своих партитурах Бизе, Рахманинов, Равель, Шостакович, Хачатурян. Нельзя не упомянуть и о важнейшей роли саксофона в джазе и эстрадных оркестрах. Предлагаемый сборник включает в себя произведения композиторов, использовавших в своем творчестве разнообразные стилевые сочетания, а это ценно и необходимо не только для развития технических навыков, но и для расширения эмоциональной, выразительной сферы исполнения.
Музыкальная мозаика: учебное пособие для баяна (аккордеона): 1-4 годы обучения / редактор-составитель, [автор предисловия и методических рекомендаций] М. П. Говорушко. — Санкт-Петербург: Композитор, 2021, cop.2020. — 43, [1] с. — (Из творческого наследия П. И. Говорушко).
Учебное пособие включает неизменно востребованные в учебном репертуаре авторские пьесы разных эпох и народные мелодии (как отечественные, так и зарубежные) в переложениях для баяна (аккордеона) выдающегося российского музыканта и педагога Петра Ивановича Говорушко. Нотный материал сопровождается методическими рекомендациями составителя М. П. Говорушко; несколько выполненных им переложений также опубликованы в этом сборнике. Издание рекомендовано учащимся начального звена музыкального образования и широкому кругу любителей игры на баяне (аккордеоне).
Никанорова, Наталия Вениаминовна. Я на скрипочке играю: первые шаги: учебное пособие для начинающих: клавир с приложением партии / Наталия Никанорова, Ирина Гриднева; рисунки И. Гридневой. — Санкт-Петербург: Композитор, 2021. — 18, [1] с.: ил.
Вниманию педагогов и учащихся предлагается сборник, рекомендованный для начального этапа обучения игре на скрипке. Каждая пьеса написана в своем жанре и характере и ориентирована на конкретный эмоциональный образ, определенный музыкальный размер и ритм. Миниатюры снабжены иллюстрациями, к тому же практически под всеми пьесами пособия выписан стихотворный текст-сюжет. Осваивая исполнительские приемы через эмоциональное, образное восприятие музыки, юные учащиеся развиваются как музыканты, расширяют свой кругозор и фантазию. Надеемся, что данный сборник заинтересует маленьких скрипачей и дополнит педагогический репертуар для начинающих.
Оркестровые трудности для гобоя и английского рожка. Оперы и балеты П. И. Чайковского = Orchestral Difficulties for Oboe and English Horn. Operas and ballets by P. I. Tchaikovsky / составление и редакция Леонида Сироткина. — Санкт-Петербург: Композитор, cop. 2000. — 46, [1] с.
Содержание: 1. Гобой: оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Мазепа», «Иоланта», «Орлеанская дева», «Черевички», «Чародейка», балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
2. Английский рожок: оперы «Иоланта», «Мазепа», «Пиковая дама», «Орлеанская дева», балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Пешков, Станислав Филиппович. Азбука балалаечника: методические рекомендации и технический минимум балалаечника: учебное пособие для детских музыкальных школ, школ искусств и домов детского творчества (младшие, средние, старшие классы) / Станислав Пешков; под общей редакцией В. Н. Конова; [с предисловием редактора]. — Санкт-Петербург: Композитор, 2021, cop. 2016. — 63, [1] с.: ил., фото.
В пособии, созданном на основе методик выдающихся музыкантов-балалаечников П. Нечепоренко, Е. Блинова, А. Шалова и личного многолетнего педагогического опыта автора, кратко и ёмко излагаются основные сведения, необходимые обучающемуся игре на балалайке. Особую ценность представляет второй раздел – технический минимум балалаечников, где в разработанных автором упражнениях и сочинениях этюдах последовательно осваиваются, закрепляются и совершенствуются разнообразные игровые навыки. Издание проиллюстрировано наглядными фотографиями.
Популярные классические мелодии / составитель Валерий Бровко. — Санкт-Петербург: Композитор, 2022. — (Коллекция гитариста). Вып. 1. — 2022. — 25, [1] с.
Составитель настоящего сборника Валерий Леонардович Бровко — известный петербургский музыкант, композитор, аранжировщик, член Союза композиторов, автор ряда учебных музыкальных пособий. Представленные в сборнике мелодии у всех на слуху, наверняка они популярны и в среде гитаристов-любителей. Валерий Бровко предлагает свою аранжировку: с одной стороны, весьма упрощенную (такова, например, фантазийная ритмическая импровизация на «Лунную сонату» Бетховена), с другой — по возможности максимально приближенную к оригиналу. Пьесы доступны для исполнения начинающими гитаристами, гитаристами-любителями.
Шедевры русской фортепианной миниатюры = Russian piano miniature masterpieces / составитель [и автор предисловия] О. Геталова. — Санкт-Петербург: Композитор, 2021, cop. 2010. — 138, [2] с.
Данная книга прекрасный подарок профессиональным исполнителям и любителям домашнего музицирования. Читатель совершит своеобразный исторический экскурс: от первых шагов русского салонного пианизма в конце XVIII — начале XIX века до современных достижений в этой области. Несложный уровень пьес даст стимул для их разбора и исполнения ученикам старших классов музыкальных школ и студентам училищ. Разнообразие представленных в сборнике жанров позволит каждому музыканту найти мелодию, созвучную состоянию его души.
Содержание: Два вальса / А. С. Грибоедов. Мазурка; Прощальный вальс; Разлука: ноктюрн / М. И. Глинка. Ноктюрн; Апрель. Подснежник; Октябрь. Осенняя песнь: из цикла «Времена года» / П. И. Чайковский. Элегия; Мелодия / С. В. Рахманинов [и др.].
Ознакомиться с книжными и нотными новинками, представленными в данном бюллетени, можно на постоянно действующей выставке новых поступлений «Музыкальная панорама», подготовленной сотрудниками музыкально-нотного отдела к Дню специалиста.
Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО Беспалова Л.Г.