Автор всемирно известного балета «Жизель» Адольф Адан был одним из наиболее знаменитых и любимых композиторов Франции первой половины XIX в. Его оперы и балеты пользовались огромным успехом у публики, слава Адана еще при жизни перешагнула рубежи Франции. Наследие его огромно: свыше 46 опер, 18 балетов («Жизель», «Корсар», «Фауст», «Дева Дуная», «Морской разбойник», «Гентская красавица», «Своенравная жена», «Орфа» и др.) Музыку Адана отличают изящество мелодии, пластичность рисунка, тонкость инструментовки.
В музыкально-нотном отделе к юбилею французского композитора состоялся музыкальный час «Балеты Адольфа Адана на сцене». Для любителей творчества Адана и балетного искусства зав. сектором абонемента музыкально-нотного отдела провела обзор о жизни и творчестве композитора.
Была представлена мини-выставка, где участники мероприятия и посетители музыкально-нотного отдела познакомились с книжными и нотными изданиями с информацией о творчестве композитора, с балетными либретто и с произведениями из балетов Адольфа Адана.
Адольф Адан родился в Париже 24 июля 1803 года в семье Луи Адана – музыкального педагога, пианиста, композитора. Адан получил музыкальное образование в Парижской консерватории. Сильное воздействие на развитие его композиторских способностей оказала встреча с композитором Франсуа Буальдье — одним из ведущих французских композиторов того времени. Он сразу заметил в Адане мелодический дар и взял его в свой класс. Адольф Адан обучался у Франсуа Буальдьё в Парижской консерватории, помогал своему наставнику работать над оперой «Белая дама», создавал музыку для водевилей. Первую свою одноактную оперу — «Петр и Екатерина» — Адан написал в 1829 году.
Адольф Адан – автор множества балетов, однако наибольшее значение из них имеют два произведения, это «Жизель» и «Корсар». В конце 1830-х годов Адольф Адан приезжает в Санкт-Петербург. В Петербурге царило увлечение балетом. Все новейшие достижения французского балета быстро переносились на русскую сцену. На сцене выступала знаменитая танцовщица Мария Тальони. Композитор был свидетелем успеха танцовщицы в главной партии его балета «Дева Дуная». В дальнейшем Адан трудился над балетом «Морской разбойник», созданным специально для премьеры в России. Балет «Морской разбойник» был написан в Санкт-Петербурге в театральном сезоне 1839/1840 так же для Марии Тальони, которая и пригласила Адана в Россию. Партитура «Морского разбойника» посвящена императрице Александре.
Затем композитор возвращается в родной Париж, и в 1841 году пишет «фантастический балет» «Жизель, или Вилисы», утверждающий романтическое направление в балетном искусстве Франции. Балет был написан на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генихом Гейне. Премьера состоялась 28 июня 1841 года в театре Королевской академии музыки, на сцене Опера Ле Пелетье. Главные партии исполнили Карлотта Гризи и Жюль Перо.
«Жизель» становится вершиной творчества Адольфа Адана и занимает одно из ведущих мест в списке блистательных шедевров мирового балетного искусства. Балет «Жизель» был поставлен в Петербурге в 1842 г., через год после парижской премьеры. Он и по сей день входит в репертуары многих музыкальных театров.
Ещё одним из самых известных балетов Адольфа Адана является классический балет «Корсар» на приключенческую тему из жизни корсаров. Первое представление состоялось 23 января 1856 года в Парижской Опере. Французский композитор написал музыку, которая отражает романтически напряжённый фон хореографического действия, как иллюстрацию сюжетной линии байроновской поэмы.
Музыка Адана составляет одну из ярких страниц музыкальной культуры XIX в. Не случайно Камиль Сен-Санc писал: «Где чудные дни „Жизели“ и „Корсара“?! Это были образцовые балеты. Необходимо воскресить их традиции. Ради бога, если это возможно, отдайте нам прекрасные балеты былых времен».
Мероприятие подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.