Музыкальный час «Все, что на сердце у меня»- к 110 — летию композитора Т. Хренникова.

Тихон Николаевич Хренников — советский композитор, пианист, педагог, общественный деятель. Герой Социалистического Труда , Народный артист СССР, Лауреат трех Сталинских премий II степени (1942, 1946, 1952), Ленинской премии (1974), Государственной премии СССР (1967) и Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки (1979), Первый секретарь Правления Союза композиторов СССР (1948-1991).

Тихон Николаевич Хренников – одна из ключевых фигур в истории отечественной музыкальной культуры, маэстро заслуженно называют «патриархом советской музыки». Композитор оставил заметное наследие и в академической музыке, и в песенном жанре. Оперы, балеты, симфонии Тихона Хренникова в своё время удостаивались широкого внимания заинтересованной публики, коллег по музыкальному цеху и высокопоставленных лиц советского государства. Так, например, оперу «Мать» по мотивам литературного произведения М. Горького высоко ценил Никита Сергеевич Хрущев. Более 40 лет Тихон Хренников занимал пост руководителя Союза композиторов СССР.

Композитор появился на свет10 июня в 1913 году в Ельце. Тихон был младшим, десятым по счету ребенком в многодетной семье. Выбрав себе музыкальный путь, он в некотором смысле продолжил дело одного из своих старших братьев, которого почти не помнил. Вокалист, солист хора Глеб Хренников учился в Московской консерватории, погиб на фронтах Первой мировой войны. Весной 1929 года окончил школу-девятилетку, Тихон Хренников написал письмо Михаилу Гнесину и, получив положительный ответ, поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных, который окончил в 1932 году.  В 1936 году окончил Московскую консерваторию. В 1933 году был приглашен работать в Московский театр для детей, которым руководила Наталия Сац.  В этом же году состоялся его первый публичный концерт. Коллеги, знакомые и исследователи творчества музыканта вспоминают, что Тихона Николаевича отличала сила духа, он умел стойко принимать критику и удары судьбы.

«Мою музыку часто ругали, но такой выдержки как у Вас даже у меня нет», — так источники воспроизводят слова Сергея Сергеевича Прокофьева, обращенные к Хренникову после обсуждения его первой оперы «В бурю» и критических отзывов коллег.

Пост первого секретаря правления Союза композиторов Хренников занял в 1948 году. Музыканта, стремившегося стать большим композитором, а не чиновником это назначение обескуражило. О том самом дне он вспоминал: «Приехал домой сам не свой. Всё, кончилась моя музыкальная жизнь». Деваться было некуда, композитор упоминал, что назначить его на эту должность распорядился чуть ли не сам Сталин. Хренников принял пост как «миссию», продолжая творить, сочинять музыку и песни.

Часто можно слышать утверждения, что музыкантам за долгие годы правления Хренникова жилось лучше, чем членам других творческих союзов. Попадаются даже мнения, что члены Союза композиторов «не подвергались гонениям», что не в полной мере соответствует действительности. Однако это не отменяет того факта, что Тихон Николаевич нередко «заступался» за своих коллег, он умел «лавировать» и находить правильный баланс между власть имущими и творцами.

Начиная, как академический композитор и оставаясь им всегда, уже на последних курсах консерватории Хренников проявил себя прекрасным мелодистом и песенником, создавая музыку для спектаклей московских театров. Он много писал и для кино, в его творческом багаже музыка к трем десятком кинолент. Композитору довелось и самому появляться в кадре. Большинство популярных песен Тихона Хренникова увидели свет и стали популярными именно благодаря кино или театру.

«Как соловей о розе»

Ст. П. Антокольского. Исп. Р. Симонов, С. Лемешев, М.Магомаев и др.

Возможно, это не очень узнаваемая сегодня, но значимая для автора композиция. Тихон Николаевич подчеркивал, что эта песня «прошла через всю его жизнь». История романса «Соловей о розе» переплетается с его личной историей любви. Дело было в далеком 1936 году, молодой композитор Хренников был приглашен писать музыку к спектаклю театра Вахтангова «Много шума из ничего» по мотивам комедии Шекспира. Ряд песен из этого спектакля обрели популярность. Хренников вспоминал, что написав песню для спектакля, показал её возлюбленной. Кларе Арнольдовне песня не понравилась. Композитор, никогда не пасовавший перед трудностями, задался целью написать песню, которая бы пришлась по душе Кларе. Такой песней и стал романс «Как соловей о розе». В спектакле её пел Рубен Симонов. Песню иполнял Муслим Магомаев, пели и другие советские исполнители. Есть записи Сергея Лемешева и Юрия Гуляева.

«Марш артиллеристов«

Ст. В. Гусев, исп. Ансамбль Александрова.

Хренников – свидетель Великой Отечественной войны, военная и патриотическая тема стала одной из важнейших в его творчестве. В страшный для страны период он не сражался на фронтах с оружием в руках, он писал музыку, выступал с концертами перед бойцами Красной Армии.

«Я был весь в музыке, я сочинял музыку, играл, пел, выступал в госпиталях, в воинских частях, я чувствовал себя только композитором, не хотел никакой другой жизни», — из интервью Тихона Хренникова.

Среди песен военных лет авторства Тихона Хренникова часто выделяют пафосную, но невероятно мощную композицию «Марш артиллеристов», известную по строчке «Артиллеристы, Сталин, дал приказ» или, в более поздней версии «Артиллеристы, точный дан приказ».Широко узнаваемыми у аудитории разных поколений стали слова припева.

Из сотен тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину — огонь, огонь!

«Марш Артиллеристов» был написан в 1943 году, этим же годом датировано первое исполнение Краснознаменным ансамблем песни и пляски Александра Александрова. «Это единственная песня, которой я завидую. Песня потрясающей яркости, силы, после неё армия встанет и пойдет побеждать»; -так высказалась о песне А. Пахмутова. Она впервые услышала эту песню в фильме «В шесть часов вечера после войны». В дальнейшем «Марш артиллеристов» звучал в исполнении оперного певца Марка Рейзена. Произведение закрепилось в репертуаре долгожителя советской эстрады Иосифа Давидовича Кобзона.Песня до их пор нередко исполняется на 9 мая.

«Песня о Москве«

Ст. В. Гусев.

В 1941 году Иван Пырьев снимает комедию «Свинарка и пастух», фильм выходит на экраны уже во время Великой Отечественной войны. Музыка к этой картине стала одной из известнейших работ Хренникова в кино. Действие фильма разворачивается в Москве. В нём прозвучит песня о дружбе и о столице нашей страны, строки которой укоренились в памяти поколений.

И в какой стороне я ни буду, По какой ни пройду я траве, Друга я никогда не забуду, Если с ним подружился в Москве.

Прошло 80 лет с того момента, как Владимир Зельдин и Марина Ладынина исполнили её с экрана а песня продолжает звучать в разных исполнениях. За долгие годы истории её кто только не пел. В советское время она звучала голосами Сергея Лемешева и Муслима Магомаева.

«Московские окна«

Ст. М. Матусовский.

«Здесь живут мои друзья И дыханье затая, В ночные окна вглядываюсь я»,

— написал поэт Михаил Матусовский, соавтор ряда самых известных и широко узнаваемых по сей день творений композитора Хренникова.

Песня «Московские окна» увидела свет в 1960-м году. В конце 50-х годов, отдыхая в санатории «Барвиха», композитор встретился с Георгием Александровым, кинорежиссером, супругом актрисы Любови Орловой. Он как раз собирался снимать фильм «Русский сувенир» со своей женой в главной роли и пришел к Хренникову с предложением стать композитором фильма и написать «шлягер для Любочки», который Орлова должна была исполнять ещё до выхода картины на экран. Хренников предложение принял, но судьба распорядилась иначе.

В ходе работы над фильмом потребовалась две мелодии, первая, впоследствии ставшая «Московскими окнами», написалась быстро, а вот вторая, что называется «не шла». Фильм «Русский сувенир» вышел с музыкой Молчанова, а мелодия, написанная для Орловой, осталась. Композитор уже и думать о ней забыл, пока в его квартире не раздался звонок. На проводе был Леонид Утесов. Он попросил у Хренникова песню. Утесов впервые явил слушателям эту песню со сцены Театра эстрады, закрепив за собой статус первого исполнителя.

«Романс Лапина»

Ст. М. Матусовский, исп. А. Борисов

Тихон Хренников и Михаил Матусовский вместе писали песни для фильма «Верные друзья» режиссера Михаила Калатозова. Картина с большим успехом прошла на экранах в 1954 году. Актер Александр Борисов от лица своего героя профессора Лапина под гитару исполняет красивую лирическую песню. По имени персонажа композиция получила официально названием «Романс Лапина», но в памяти поколений осталась по первым строчкам, которые, что называется, засели в подкорке:

«Что так сердце, что так сердце растревожено, будто ветром тронуло струну, о любви немало песен сложено, я спою тебе спою ещё одну».

Эпизод с исполнением этой песни снимался, говоря кинематографическим языком, «на натуре», то есть на открытом воздухе, среди реальных пейзажей, в Ростовской области на знаменитой реке Дон.

«Лодочка«

Муз. М. Матусовского, исп. А. Борисов, В. Меркурьев и Б. Чирков; В. Толкунова, братья Мищуки.

В том же фильме троица главных героев в исполнении Александра Борисова, Василия Меркурьева и Бориса Чиркова поют:

«Плыла, качалась лодочка по Яузе-реке».

Песня запомнилась слушателям, ушла в народ, и стала одним из самых узнаваемых произведений в творческом наследии композитора Хренникова и поэта Матусовского.

«Давным-давно»

Ст. А. Гладкова исп. Л. Голубкина

«Меня зовут юнцом безусым Мне это право, это право, все равно Зато не величают трусом Давным-давноДавным-давноДавным-давно»

— поёт Лариса Голубкина в роли Шурочки Азаровой в фильме «Гусарская баллада». Картина Эльдара Александровича Рязанова вышла на экраны в 1962 год, к тому моменту возраст песни уже насчитывал два десятилетия, происхождение композиции восходит к сороковым годам.

«Давным-давно» — песня театральная не только по своему происхождению, но и по фактуре, а потому её часто берут за основу шуточных куплетов и различных переделок к праздникам, юбилеям, торжественным событиям. Популярность у аудитории снискали и другие песни Хренникова и Гладкова, написанные для спектакля и прозвучавшие в фильме. Одной из самых известных стала «Колыбельная Светлане» (тихие поляны…)

Тихона Хренникова не стало 14 августа 2007 года в Москве на 95-м году жизни. В Ельце, по его завещанию на могиле был установлен православный крест, однако недалеко от могилы был установлен бюст Хренникова работы Льва Кербеля. 10 сентября 2000 года в Ельце состоялось торжественное открытие первого в стране дома-музея Т. Н. Хренникова по адресу ул. Ленина, 99. 30 июля 2008 года в Липецке появилась улица Т. Хренникова. 14 августа 2008 года в саду дома-музея Т. Н. Хренникова в Ельце установили памятник композитору работы А. М. Таратынова. В Ельце присвоено его имя школе, в которой учился композитор в детстве. В апреле 2015 года в Москве на доме, где с 1981 по 2007 гг. проживал Т. Хренников, была установлена памятная доска. В церемонии открытия мемориальной доски приняли участие Валерий Гергиев, Иосиф Кобзон, министр культуры РФ Владимир Мединский.

Тихон Николаевич Хренников написал огромное количество музыкальных произведений, среди которых — 8 опер, 5 балетов, 3 симфонии, 8 инструментальных концертов, музыка для 30 кинофильмов, многочисленные произведения камерной, вокальной и программной музыки и музыки для театральных постановок. Но особое место в памяти современников отведено его душевным песням «на все времена».

Источники: https://stuki-druki.com/authors/hrennikov-tihon.php

https://dzen.ru/a/YSXh_R2BTm22Mv7k

Материал подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором чит. зала музыкально-нотного отдела ЦГБ им.М.Горького.