Музыкальный портрет «Иоганнес Брамс — новатор и традиционалист» — к 190-летию немецкого композитора и пианиста .

Иоганнес Брамс — знаменитый немецкий композитор, дирижёр, пианист. Его можно поставить в один ряд с такими великими чародеями музыки, как Людвиг Ван Бетховен и Иоганн Себастьян Бах. Талантливый пианист, дирижер и сочинитель продолжил традиции предшественников и написал десятки произведений для фортепиано, органа, голоса, камерного ансамбля и симфонического оркестра.

Иоганнес Брамс родился в Гамбурге, в семье музыканта и домохозяйки, 7 мая 1833 года. Его отец Иоганн Жакоба играл на струнных и духовых музыкальных инструментах. Его мать Джоанна Ниссен была домохозяйкой. Конечно первые уроки музыки маленькому ребёнку преподавал его отец. Занятия не прошли даром, юное дарование стало выступать на концертах, а уже в 1845 году Иоганнс сочинил своё первое музыкальное произведение — сонату fis-moll.

Брамса перевели в класс композитора Эдуарда Маркессена, который увидел, что перед ним ребёнок с необыкновенным дарованием. Позднее, после смерти великого Мендельсона он скажет, что один мастер ушёл, но другой пришёл ему на смену и это Брамс.

В 1849 году Иоганнес, который к тому времени уже написал много произведений успешно гастролировал. Иоганнес написал композиции «Скерцо ор.4» и песни «Возвращение на родину», которое впоследствии уничтожил. В музыкальной среде говорили, что Брамс ликвидировал свои ранние творения из-за того, что их якобы исполняли в борделях. Но конечно это были только домыслы злопыхателей. Но факт остаётся фактом, композитор действительно расправился с многими своими музыкальными произведениями.

В 1853 году Иоганнес познакомился с Робертом Шуманом и его женой пианисткой Кларой Шуман-Вик. Шуман был восхищён творчеством молодого композитора. Он радушно принял Иоганнеса у себя в доме. Немного позднее Роберт Шуман напечатал в газете статью «Дорогу молодым», в которой рассказал о молодом даровании Брамсе в восхитительной степени. Существенную роль в творческом развитии Брамса сыграла также его встреча в 1853 году с Э. Ременьи. Выступая с ним в качестве аккомпаниатора, Брамс проникся красотой и увлекательностью венгерских национальных мелодий, входивших в репертуар скрипача. Впоследствии это нашло отражение в творчестве Брамса – в его знаменитых «Венгерских танцах» и в ряде других сочинений, где использованы характерные мелодические обороты и ритмы венгерской народной музыки.

В 1850-х годах Брамс много выступал как пианист в различных городах Германии, руководил придворной хоровой капеллой в Детмольде и женским хором в Гамбурге.

Позднее он переехал в Баден-Баден, и там создал своё знаменитое произведение «Немецкий реквием» и это его творение будет иметь оглушительный успех. В этот период свой жизни он создаст много произведений, которые впоследствии принесут ему всемирную славу. Он завершит серию «Венгерских танцев», и представит их на суд зрителей, сборник вальсов для вокального квартета и фортепиано. Благодаря вновь вернувшемуся успеху, на гребне славы он продолжит работать над незаконченными произведениями. Увидела свет партитура кантаты «Ринальдо», «Первой симфонии», частью которой была знаменитая «Колыбельная», и «Рапсодии» для контральто, мужского хора и оркестра. Начиная с 1862 года творческая деятельность Брамса теснейшим образом связана с Веной. В этом городе, являвшемся тогда своеобразным музыкальным центром, постоянно звучали австрийские, немецкие, венгерские, чешские, словацкие, сербские песни и танцы. Все это было источником, питавшим творчество Брамса.

Иоганнес организовал концерт в Веском музыкальном обществе. На нём были исполнены его произведения «Вариации на тему Гайдна» и «Семь песен для смешанного хора», которые он сочинил в 1874 году. После громкого успеха в Вене, имя композитора Брамса преодолело границы Европы. Брамс удостоился почётными наградами и премиями. Ему присвоено звание почётного гражданина Гамбурга.

В 1882 году вместе со всемирно известным придворным оркестром Майнингена, он исполнил второй фортепианный концерт и «Венгерский танец», который был записан на фонографе, который специально для этого случая привёз Томас Эдисон. В 1890-х годах великий композитор находился на пике славы.

Иоганнес Брамс так и не сочинил ни одной оперы, но зато он был гением практически во всех других жанрах. Творчество Брамса, характеризуется глубокой и органической связью с народно-бытовой музыкой. Брамс был одновременно традиционалистом и новатором. В его музыке широко используются структуры и композиционные приемы мастеров барокко и классицизма. Его музыку можно назвать самобытной и самостоятельной. У Брамса был свой собственный стиль, оригинальность его произведений не даёт её спутать ни с одним композитором.

За свою жизнь он напишет около 80 произведений. Но особенное признание ему принесёт его симфония. В жанре симфонической музыки Брамс является продолжателем традиций Бетховена. Не зря 1-ю симфонию Брамса порой называют «десятой симфонией Бетховена».

Иоганнес Брамс умер 3 апреля 1897 года в Вене, в следствии тяжелой болезни. Похоронен на австрийском кладбище Wiener Zentralfriedhof, под памятником по проекту бельгийского архитектора Виктора Орта и монументом австрийского скульптора Илзе фон Твардовски.

Биографический и нотный материал из фонда музыкально-нотного отдела:

Биографические издания.

Царева, Екатерина Михайловна. Иоганнес Брамс / Е. М. Царева. — Москва : Музыка, 1986. — 382,[1] с. :ил., нот. ил. ; 20 см.

Произведения для фортепиано.

Brahms, Johannes (1833-1897).Brahms album [Ноты] : zongorara /Brahms. — Budapest : Editio Musica,[1979]. — 75 с. : портр. ; 31 см. -(Albumok : Nagy mesterek valogatott zongoramuvei = Klavieralbum serie). Перевод заглавия: Альбом Брамса : для фортепиано. — На венгерском, немецком.

Brahms, Johannes (1833-1897). Walzer [Ноты] : fur Klavier : op.39 / Johannes Brahms. — Leipzig : VEB Breitkopf & Hartel musikverlag, [1979]. — 14 с. ; 30 см. — (Edition Breitkopf : Nr. EB 6009). Перевод заглавия: Вальсы : для фортепиано. 

Брамс, Иоганнес (1833-1897). Избранные произведения [Ноты] : для фортепиано : [в 2-х томах] / И. Брамс ; [ред. А. А. Попович]. — Москва : Современная музыка, 2010. — 29 см.

Брамс, Иоганнес (1833-1897). 51 упражнение : для фортепиано /Йоганнес Брамс ; перевод Н. А. Александровой ; [с предисловием]. -Издание 4-е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2020. — 57 с. ; 29 см. 

Брамс, Иоганнес (1833-1897).Симфонии [Ноты] = Symphonien / И.Брамс ; переложение для фортепиано О. Зингера. — Москва : Музыка, 1984. -158, [1] с. ; 30 см.

Брамс, Иоганнес (1833-1897).Собрание сочинений : для фортепиано : в трех томах / И. Брамс. — Москва : Музыка, 1984-. — 30 см.

Скрипичные произведения.                                            Брамс, Иоганнес (1833-1897).Венгерские танцы [Ноты] = HungarianDances / Брамс ; обраб. для скрипки и фортепиано Й. Иоахима и Ф. Крейслера. — Москва : Музыка, 2010. — 39, [1] с., 1парт. (16 с.) ; 29 см.

Брамс, Иоганнес (1833-1897).Венгерский танец № 5 [Ноты] =Hungarian dance No. 5 / И. Брамс ;транскрипция Й. Иоахима. Славянский танец № 2 [Ноты] = Slavonic dance No.2 : [к сб. в целом: для скрипки и фортепиано] / А. Дворжак ; транскрипция Ф. Крейслера ; [к сб. в целом]: сост. С.М. Шальман. — Санкт-Петербург :Композитор, cop. 1998. — 18 с., 1 парт.(7 с.) ; 30 см. — (Транскрипции знаменитых скрипачей).

Брамс, Иоганнес (1833-1897).Концерт для скрипки с оркестром[Ноты] = Concerto For Violin and Orchestra : Op. 77 / Брамс ; каденция Й. Йоахима. — Москва : Музыка, 2009. -39 с., 1 парт. (27 с.) ; 29 см. 

Вокальные сочинения И.Брамса.                             

Брамс, Иоганнес (1833-1897).Избранные песни = Ausgewahlte lieder : для голоса в сопровождениифортепиано / Й. Брамс ; перевод Игн. Ивановского. — Ленинград : Музыка, Ленинградское отделение, 1985. — 79,[1] с. ; 29 см.

Брамс, Иоганнес (1833-1897).Цыганские песни = Gipsy songs : дляголоса и фортепиано : [ор. 108] / Брамс ; [русский текст Ц. С.Миклашевской]. — Санкт-Петербург : Нота, 2004. — 28 с. — (Искусство вокала = Vocal art).

Использованные источники: https://kinobaza24.ru/biography/brams-kratkaya-biografiya-i-tvorchestvo.html

https://kinobaza24.ru/biography/brams-kratkaya-biografiya-i-tvorchestvo.html

http://www.calend.ru/persons/1116/

Материал подготовила Н.И. Гудзь, зав. сектором читального зала музыкально-нотного отдела