13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Праздник учрежден в 2005 году, дата связана с рождением Гая Цильния Мецената, римского покровителя художников, артистов и музыкантов, помощника императора Октавиана Августа. Идея проводить праздник принадлежит директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому и главному редактору альманаха «Русский меценат» Аркадию Соснову.
Именно в Эрмитаже находится полотно «Меценат представляет императору Августу свободные искусства» итальянского художника Джованни Баттисты Тьеполо. В этот день отмечаются заслуги меценатов и людей, занимающихся благотворительностью. Неформальное название этого праздника — День «спасибо». Он ежегодно проводится в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, во время праздника происходит церемония вручения почетных грамот меценатам, людям и социально ответственным компаниям, занимающимся благотворительностью. В День мецената и благотворителя проводится представление широкой публике благотворительных проектов. Презентация проектов касается здравоохранения, культуры, искусства, науки, образования. Часть проектов находит свое отражение в специальном тематическом номере альманаха «Русский меценат». Это единственное издание, посвященное теме социального партнерства и благотворительности на постсоветском пространстве. Стоит отметить, что День мецената и благотворителя не является государственным праздником в России, а существует исключительно благодаря общественной инициативе. Согласно традиции каждый год 13 апреля в музее «Эрмитаж» заводят часы «Павлин». В этот день на церемонии обязательно присутствуют дети, ведь многие реализуемые проекты посвящены именно им. Самая приятная традиция в День мецената и благотворителя — дарение подарков, без которых праздник никогда не обходится.
Меценатом называют человека, жертвующего деньги на развитие науки и искусства. Меценаты, как и человек, давший имя этому явлению, заботятся в первую очередь о пользе для всего человечества, а не конкретной личности. Меценатство – это вложение в науку и искусство как таковые, а не адресная поддержка конкретного творца. То есть человек, занимающейся такой деятельностью, передает средства поэту не потому, что тот в них нуждается, а для развития его деятельности, получении результата в перспективе и обогащения культуры страны.
Пик меценатства в Российской империи также приходится на середину XIX — начало XX века. В это время значительный вклад вносят купцы. Они открывают музей и театры, возрождают ремесла и промыслы. Имения купцов становятся культурными центрами, куда съезжаются художники, писатели и поэты, актеры. Имена самых известных из них — Мамонтова, Морозова, Третьякова — до сих пор широко распространены.
И.Е.Репин Портрет Третьякова.
Павел Третьяков начал собирать коллекции из гравюр и литографий еще в детстве. До создания собственной галереи искусств он организовал приют для вдов и сирот художников, заказывал и покупал картины. После посещения Эрмитажа решил создать уникальную коллекцию картин русских художников, начав с «Искушения» Николая Шильдера и «Стычки с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. К сорока годам он решил построить здание для коллекции, так как она стала огромной. Так появилась Третьяковская галерея.
Имя Саввы Мамонтова неразрывно связано с реализацией строительства железнодорожной магистрали Ярославль-Архангельск. Но большие заслуги Мамонтова были не только в этом. Человек щедрой души и высоких нравственных побуждений, он бесконечно преклонялся перед русской культурой. Было время, когда Савва Мамонтов всерьез готовил себя к оперной карьере. Он пробовал свой голос, и ему говорили, что если он будет заниматься, то все может получиться. Через несколько лет Мамонтов поехал в Милан, где занимался пением и изучал живопись. Вернувшись в Россию, он организовал Частную оперу Мамонтова, в которой ставил различные оперы русских композиторов в исполнении молодых певцов.
(И.Е.Репин.Портрет Саввы Мамонтова.)
Савва Иванович сильно повлиял на судьбу таких гениев, как В. М. Васнецов, В. А. Серов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, Ф. И. Шаляпин и др. В 1870 г. Мамонтов купил бывшее имение писателя Сергея Тимофеевича Аксакова и, привлекая к себе художников, музыкантов, актёров и певцов, создал место, в котором талантливые творцы работали и отдыхали. А в 1878 г. здесь уже образовалось своеобразное объединение, получившее название «Абрамцевский художественный кружок». (Автор: Альбина Дадашева. Источник: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/101692/© Shkolazhizni.ru)
Савва Морозов (фото-портрет) Участвовал в создании МХАТа, пожертвовал огромную сумму на строительство и другие расходы театра. Благодаря Морозову впервые в российском театре появилось осветительное оборудование. Предпочитал делать это анонимно. Дружил и помогал Максиму Горькому и Антону Чехову. Позже оказывал поддержку революционному движению, спонсировал издание различной запрещенной литературы. Позже пересмотрел свои политические взгляды.
Имя Митрофана Беляева выделяется среди других русских меценатов прежде всего тем, что он не создал ничего материального, направлял свои силы и немалые деньги на поддержку русских музыкантов и композиторов. «Беляевский кружок», созданный в 80−90-е гг. известным лесопромышленником и огромным любителем русской музыки М.П.Беляевым, оказался единственным музыкальным центром, где собрались наиболее активные музыканты и композиторы. В кружке объединились лучшие композиторы того времени, а Н. А. Римский-Корсаков был идейным центром этого объединения. Беляев значительно повлиял на судьбу таких композиторов, как Александр Константинович Глазунов и Александр Николаевич Скрябин. «Беляевские пятницы», организация «Русских симфонических концертов», «Русских камерных вечеров» привлекало внимание к русской музыке. Митрофан Петрович Беляев перед смертью завещал большие деньги на продолжение начатого им дела.
Действительно, меценат пожертвовал 1,5 млн рублей «Попечительному совету для поощрения русских композиторов и музыкантов», что помогло долгие годы и дальше развивать культуру русской музыки.( Источник: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/101692/© Shkolazhizni.ru)
Особо необходимо отметить историю меценатства семьи фон Мекк, в частности покровительство, дружбу и помощь Надежды Филаретовны фон Мекк по отношению к Петру Ильичу Чайковскому и поддержку других музыкантов.
Витте писал: «Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень корректный немец; он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно». Это как раз было занятием привычным- делать добрые дела. Глава семейства Карл Фёдорович фон Мекк не жалел денег на благотворительность. Десять тысяч – на общежитие студентов-путейцев. Двадцать пять тысяч – Императорскому обществу любителей естествознания, антропологии и этнографии. Был членом попечительства о недостаточных студентах Императорского университета, почетным попечителем Каменец-Подольской гимназии. Не удивительно, что вдова Н.Ф. фон Мекк продолжила традицию меценатства и благотворительности. Одним из ее величайших авторитетов был Людвиг Второй, король Баварии. Он оказывал огромную поддержку композитору Рихарду Вагнеру. «Русским Вагнером» стал Петр Ильич Чайковский. Первую финансовую помощь Надежда Филаретовна оказала директору Московской консерватории Николаю Рубинштейну. Одно время она покровительствовала молодому композитору из Сен-Жермена Клоду Дебюсси, Генриху и Владиславу Пахульским. Она взяла его к себе на службу в качестве домашнего пианиста . (https://www.miloserdie.ru/article/nadezhda-fon-mekk-metsenat-po-perepiske/)
Восторг от новых произведений П.И.Чайковского симфонической фантазии «Буря», Первый концерт для фортепиано с оркестром послужили поводом для переписки и дружеской поддержке на многие годы. Петр Ильич получает от Надежды Филаретовны годовое содержание 6000 рублей в год, ежегодно 13 лет (в то время денежное довольствие министра путей сообщения было 2 400 руб). Главная же ее заслуга- умение любовью поддерживать и возвращать к творчеству П. И. Чайковского. Восторженные письма госпожи фон Мекк на него действуют спасительно.
Представляем нашим читателям издание, которое мы получили в дар от Международного благотворительного фонда имени Надежды Филаретовны фон Мекк в год 180-летнего юбилея П.И.Чайковского за популяризацию имени великого композитора: Галина фон Мекк. «Как я их помню». Издательство ИКАР, 2019.-432с.
Эта книга повествует о созидательном и счастливом периоде дореволюционной жизни и послереволюционных трагедиях семьи, которая сыграла значительную роль в истории России. Речь идет о наследии родословной семьи фон Мекк. Ее представители были известными подвижниками, предпринимателями, меценатами и общественными деятелями. Книга написана Галиной Николаевной фон Мекк, дочерью известного железнодорожника Николая Карловича фон Мекк — председателя Правления и основного акционера крупнейшей в России частной железной дороги — Московско-Казанской. Ее бабушкой была Надежда Филаретовна фон Мекк (Фраловская) всемирно известный покровитель и тайный друг Петра Ильича Чайковского. Ее дед — Карл Федорович фон Мекк — один из первопроходцев транспортного строительства известен как «железнодорожный король». Судьбы членов этой семьи связаны с целым сонмом великих исторических персонажей. Читатель узнает много познавательных фактов о династии Романовых, Потемкине-Таврическом, Пушкине, Чайковском, Рубинштейне, Врубеле, Серове, Щусеве, Нестерове, Кустодиеве, Столыпине, Дебюсси, Витте, Скрябине, Молотове, Дзержинском… Фамилия фон Мекк после 1929 года была под запретом многие десятилетия. Это издание станет для читателя исторической кладезью неизвестной истории России. В книге представлено множество документов и иллюстраций, которые опубликованы впервые.
Данное документальное повествование читается легко, чем и завораживает с первой страницы. Поэтому оно претендует встать в ряд лучших образцов русской прозы, отображающей реалии противоречивой истории России. Тизер книги «Как я их помню» Галины фон Мекк можно посмотреть по ссылке
Кажется, что революция уничтожила благотворительность и меценатство. Однако это не совсем так. Отношение советской власти к благотворительности менялось в связи различными критическими для всего мира событиями. В Большой советской энциклопедии было зафиксировано, что благотворительность является прерогативой классового общества и социальному строю чужда. Но с началом Великой Отечественной войны все стало иначе. Рабочие заводов решили отчислять свой заработок в фонд обороны Родины. За три месяца в него поступило 36 миллионов рублей. Начала процветать и не денежная помощь: собиралась теплая одежда, вещи, еда. После войны государство решило облечь благотворительность в социально приемлемую для того времени деятельность — труд. Проводились субботники, школьники и студенты осуществляли различные виды помощи.
Современная Россия характеризуется широким развитием благотворительности. Появляется все больше благотворительных организаций, создаются частные и корпоративные фонды, устраиваются концерты и мероприятия. Социально ответственные компании и люди, занимающиеся благотворительностью, становятся все более распространенным явлением по причине развития гражданского общества и широкого набора инструментов для продвижения своей деятельности.
Использованы материалы: http://von-meck.info/13-literature/bymecks/79-isbn-5-86863-107-2, https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/101692/, https://rus.team/holidays/den-metsenata-i-blagotvoritelya-v-rossii,https://lala.lanbook.com/tpost/n5275eyli1-istoriya-razvitiya-metsenatstva-i-blagot, https://www.miloserdie.ru/article/nadezhda-fon-mekk-metsenat-po-perepiske/, https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/101692/.
Материал подготовила и опубликовала зав. МНО ЦГБ им.М.Горького Черногрицкая Е.Ю.