Музыкальный портрет «Рождение звезды» — к 90-летию певицы Монсерат Кабалье из цикла «Кумиры эпохи».

12 апреля исполняется 90 лет Монсерра́т Кабалье́, которая прославилась, в первую очередь, своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх Пуччини, Беллини и Доницетти. Её огромный репертуар включает 88 ролей и около 800 камерных произведений. За весь период карьеры исполняла самые разнообразные партии — от Памины до Изольды, от Эльвиры до Турандот. Любителям рок-музыки известна по совместному альбому с вокалистом группы Queen Фредди Меркьюри- Barselona(1988). Заглавная песня, посвящённая родному городу Кабалье — Барселоне, стала одной из двух официальных песен летних Олимпийских игр 1992 года, проходивших в столице Каталонии. В 1997 году совместно со швейцарской рок-группой Gotthardбыла записана рок-баллада «One Life One Soul».

Монсеррат Кабалье родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне, Испания. Семья была довольно бедной, в связи с чем и отцу, и матери будущей звезды приходилось много трудиться. Родители видели музыкальные наклонности дочери и решили, что надо помочь дочери осуществить её мечту. Малышку отдали в лицей при барселонском театре Лисео, где её обучение закончилось в 1954 году. Монсеррат училась неизменно блестяще, перенимая знания и умения от лучших педагогов того времени. Помимо сугубо вокальных и музыкальных дисциплин, большое значение она уделяла иностранным языкам – французскому и английскому.

Ещё совсем юную ученицу лицея заприметили благодаря её удивительному голосу и неординарной манере исполнения. Специалисты настоятельно рекомендуют Монсеррат поехать в Италию и пройти прослушивание в оперный театр. Семья меценатов Бельтран Мата написали рекомендательное письмо для популярного тогда «баритона» Раймундо Торресу и оплатили все расходы девушки для поездки в Италию. Благодаря такому вмешательству влиятельных людей нашу героиню принимают на работу в итальянский оперный театр.

Когда Монсеррат в очередной раз выступала в театре, её увидел сидевший в зале директор оперного театра Базеля, Швейцария. Голос и внешность молодой певицы так впечатлили его, что он сразу после окончания выступления позвал её к себе на работу. Кабалье согласилась и переехала в Швейцарию.

В 1965 году Монсеррат Кабалье уже известна практически по всей Европе, а всемирную известность ей принесло исполнение партии Лукреции Борджиа в нью-йоркском «Карнеги-холл». После завершения выступления Монсеррат в зале творилось нечто невероятное: люди полчаса аплодировали стоя своей новой любимице. Ещё одним решающим фактором стал уход с большой сцены в том же 1965 году оперной дивы Марии Каллас. Это стало своеобразным переходом пальмы первенства от одной великой певицы к другой. Так начинается мировая слава Кабалье. В 1970 году в творческой биографии Монсеррат Кабалье происходит новое знаменательное событие – она исполняет роль в опере Беллини под названием «Норма». В 1974 году итальянский коллектив вместе со своей звездой-испанкой добрался и до Москвы. Советская публика получила возможность воочию увидеть и услышать звезду мирового масштаба и насладиться её игрой и пением в опере «Норма».

Монсерат Кабалье разъезжает по миру и выступает на лучших сценах: Большой Колонный зал Кремля, Белый дом в Вашингтоне, Зал Народа в Пекине, «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке – вот далеко не полный список мест, где радовала своих поклонников Кабалье. В 1972 году её основной сценой стал лондонский «Ковент-Гарден», где Монсеррат дебютировала своей Виолеттой в «Травиате».

Даже те, кто не интересовался оперной музыкой и не был осведомлён о существовании Монсеррат Кабалье, в конце 80-х узнали о ней благодаря необычному дуэту. Оперная дива спела вместе с рок-звездой Фредди Меркьюри. Произошло это благодаря проходящим в Барселоне Олимпийским играм. Имеющая грандиозную славу в мире оперы звезда хотела стать ближе к молодёжи, тем более, что Олимпийские игры являются по своей сути и своему духу праздником молодости и силы. Так родился официальный гимн Олимпиады-92 и союз двух звёзд мирового уровня.

В России Монсеррат стала известна ещё и благодаря своей работе с Николаем Басковым.  Знакомство произошло в Петербурге, и вот уже талантливый парень оказался под опекой великой певицы. Она учила его не только пению, но и правильному дыханию, ведь оно – залог красивого звучания. Занимались они по авторской системе венгерки Эугении Кеммени – певицы, бывшей чемпионки по плаванию, которая когда-то обучала Кабалье.

За годы своей оперной карьеры, продолжавшейся в общей сложности пятьдесят лет, она спела около ста тридцати партий, участвовала в более чем сорока оперных спектаклях. Её партнёрами по сцене были такие мировые звёзды, как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Альфредо Краус и другие.

Для всех любителей творчества певицы представляем книгу из фонда музыкально-нотного отдела: Аллегри Р. Звёзды мировой оперной сцены рассказывают. Цена успеха/Пер. с итал. И.Г. Константиновой, — 2-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2017. — 364с. — (Учебники для вузов. Специальная литература).

В данной книге представлены интервью писателя и музыковеда Ренцо Аллегри с великими оперными певцами, в том числе и с Монсеррат Кабалье.

В мероприятие использовалась информация из следующих источников: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B5,_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%82; https://globalmsk.ru/person/id/5241

Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.