Музыкальный салон «Струнная капель» — к 345-летию Антонио Вивальди.

 «Когда достаточно одной скрипки, не используют две» (Антонио Вивальди)

Антонио Вивальди является одним из величайших представителей итальянского скрипичного искусства 18-го века. Необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своем первозданном виде и сегодня занимает почетное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства.  При жизни получил широкое признание как скрипач во всей Европе. Известность Вивальди как композитора при его жизни была велика, но после смерти его слава начала затухать. Вивальди долгое время был известен, в основном, благодаря своим инструментальным концертам, в особенности, для скрипки. Одними из наиболее известных его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года». Сегодня мы предлагаем познакомиться с интересными фактами биографии композитора, послушать его музыку, а также представляем фильмы о Вивальди.

Антонио Вивальди появился на свет 4 марта 1678 года в Венеции. Он рос и воспитывался в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттиста и его супруги Камиллы. В конце XVII века Венеция была признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила под звуки музыки, и дом будущего композитора не являлся в этом смысле исключением. Глава семейства Вивальди настолько искусно владел мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе оркестра собора Св. Марка. Он быстро освоил игру на скрипке и в 10 лет часто выступал в соборном оркестре вместо своего отца. А в 13 лет мальчик впервые попробовал сочинять собственную музыку.  Виртуозная игра на скрипке и отголоски в ранних произведениях Антонио музыкального стиля известного римского скрипача Арканджело Корелли стали причиной предположений, что, возможно, Антонио обучался игре на скрипке у этого мастера. 

Антонио Вивальди принял решение стать священнослужителем, и это вполне объяснимо, так как в Италии тех времён являлось привычным делом совмещение духовной и музыкальной карьер. В сентябре 1703 года Вивальди стал «мастером скрипки» в детском доме под названием «Pio Ospedale della Pietà» в Венеции. «Оспедале делла Пьета» сначала был гостиницей для рыцарей-крестоносцев, затем превратился в благотворительный приют с обучением музыке для детей-сирот, в основном брошенных девочек. Успехи в музыке могли изменить жизнь девочек к лучшему. Отношения Вивальди с советом директоров Ospedale часто были напряжёнными. Совет каждый год устраивал голосования, оставлять ли его на работе в качестве учителя. Голосования редко проходили единодушно; и в 1709 году его не поддержали, затем снова пригласили. Он прослужил в школе до 1715 года, и снова с 1723 до 1740, обучая девочек игре на скрипке и пению, а также был руководителем оркестра и композитором. Вивальди должен был сочинять новую ораторию или концерт к каждому празднику, а также учить сирот теории музыки и игре на определённых инструментах. Ему было только 25 лет, когда он начал работать в «Ospedale della Pietà». Именно там он сочинил большинство своих крупных произведений в течение последующих тридцати лет. Большая часть духовной вокальной и инструментальной музыки Вивальди была написана для исполнения в «Ла Пьета».  Его имя становится известным в родной Венеции, а учитывая то, что Венеция в ту пору посещалась большим количеством путешественников, популярность Вивальди распространяется за пределы Венеции.

м/ф «Сказки старого пианино. Антонио Вивальди» (2007г., Студия М.И.Р. анимация и документальные фильмы).

Антонио увлекается другой идеей – стать оперным композитором. На тот момент опера считалась самым востребованным жанром у зрителей, и Вивальди с присущей ему целеустремленностью и неукротимым темпераментом погрузился в новый для него вид творчества. Его оперный дебют под названием «Оттон на вилле», поставленный в 1713 году, прошел с грандиозным успехом. Вивальди начинает работать в сумасшедшем ритме — он успевает создавать по 3-4 оперы за год. После серии побед, Вивальди решается взять продолжительный отпуск, путешествует по Италии и Европе. Его слава как оперного композитора растет, и Антонио получает приглашение принца Гессен-Дармштадского, тонкого ценителя музыкального искусства, занимающего должность губернатора Мантуи, стать капельмейстером при его дворе. В 1721-22 годах Вивальди работает в Милане и Риме, продолжая сочинять новые оперы. На склоне лет дела композитора сильно пошатнулись. Он решил вернуться в Венецию, надеясь обрести душевное равновесие в родном городе, который рукоплескал ему без малого 40 лет. Но его поджидало разочарование. Сочиненная им музыка уже не вызывала былого восторга, у публики появились новые кумиры. Даже в родной консерватории, с которой его связывали 38 лет плодотворной работы, ему дали понять, что в его услугах не очень нуждаются.

Художественный фильм «Вивальди, рыжий священник» ( Италия, 2009, режиссёр Лиана Марабини ) можно посмотреть по гиперссылке. Биографическая музыкальная драма «Вивальди, рыжий священник» была снята режиссером Лианой Марабини по собственному сценарию в 2009 году. В основе сюжета лежит история взаимоотношений великого итальянского скрипача и композитора Антонио Вивальди и венецианки Лауры. Это очень странно, ведь ни один учёный, исследователь биографии композитора, никогда даже не упоминал об этой женщине — очевидно, её просто не существовало, и это только вымысел. Гораздо логичнее было бы построить фильм на загадочных отношениях Вивальди и Анны Жиро, которые долгое время полнились слухами. Антонио Вивальди был великим музыкантом, добрым пастырем и красивым мужчиной. Его божественная музыка пробуждала в людях добрые чувства, а скромная недоступность служителя алтаря разбивала сердца придворных дам. Обет безбрачия предписывал отцу Вивальди противостоять соблазнам, вместо этого он влюбился…

Фильм Вивальди, рыжий священник (Vivaldi, the Red Priest): фото, видео,  список актеров - Вокруг ТВ.

Художественный фильм «Вивальди, принц Венеции» ( Франция, 2006, режиссер: Жан-Луи Гильермо) можно посмотреть по гиперссылке. Став священнослужителем Антонио Вивальди также очень много времени посвящает искусству, а конкретно музыке, без которой не видит свою жизнь. Талант и виртуозность маэстро становятся известными не только в Венеции, но и за её пределами. Скоро Антонио получает предложение радовать своим музыкальным даром самого императора Австрии и герой отправляется в Вену…

Как и многие композиторы того времени, в последние годы жизни Вивальди имел множество финансовых затруднений. Его композиции были уже не в таком почете, как когда-то в Венеции; изменение музыкальных вкусов быстро сделали их устаревшими. В ответ Вивальди решил продать большое количество рукописей за ничтожные цены, чтобы обеспечить свой переезд в Вену. Причины ухода Вивальди из Венеции неясны, но вполне вероятно, что после успеха его встречи с императором Карлом VI он хотел занять позицию композитора при императорском дворе. Также возможно, что Вивальди отправился в Вену, чтобы осуществить постановку своих опер.

В 1740 году в поисках выхода из положения он отправился в Вену, ко двору императора Карла VI, своего давнего и могущественного почитателя в надежде, что там его талант будет востребован. Но судьба приготовила Вивальди очередной удар — не успел он приехать в Вену, как Карл VI скончался. Композитор пережил своего несостоявшегося покровителя совсем ненадолго. Он умер 28 июля 1741 года и был похоронен в Вене в могиле для бедных. (Вивальди и Моцарт похоронены на одном кладбище в Вене, там хоронили одних из самых бедных представителей населения.)  Среди поклонников творчества музыканты были короли Австрии и Франции. Композитор написал серенаду к свадьбе Людовика XV , а позже и к рождению его детей. Для австрийского правителя была написана рукопись «Цитра» в знак благодарности за звание рыцаря.

Судьба маэстро является яркой иллюстрацией того, что слава и забвение в человеческой жизни идут рука об руку. Всего через 30 лет после его смерти упоминание о Вивальди даже мимоходом не встречается ни в каких официальных источниках, в отличие от других итальянских композиторов. И лишь в начале XX века музыка Вивальди вернулась к нам, трогая души своей искренностью и мелодичностью. Сегодня она украшает собой репертуары самых именитых оркестров. Понадобилось почти два столетия, чтобы мир заново открыл музыку великого венецианца и смог по достоинству оценить ее великолепие.

Карикатура на Вивальди — «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци.

Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха. В начале XX века концерт Фрица Крейслера в C-dur, сочинённый в стиле Вивальди (который он выдавал в качестве оригинального произведения итальянского композитора) помог возродить репутацию Вивальди. В 1926 году в монастыре в Пьемонте исследователи обнаружили четырнадцать томов сочинений Вивальди, которые считались утраченными во время наполеоновских войн.

Антонио Вивальди — плодовитый композитор. Он является автором 90 опер, 517 концертов, втор свыше 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат,  серенад,  симфоний,  Stabat Mater и других церковных произведений.

Музыкально-нотный отдел предлагает нотные издания произведений Вивальди в переложении для скрипки и фортепиано, несколько биографических книг о композиторе.

Материал подготовила зав. МНО ЦГБ им.М.Горького Черногрицкая Е.Ю.

Использованы источники: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/antonio-vivaldi http://www.bmks.ru/gorodskaya_biblioteka/kluby_tsgb/narodnyj_universitet__aktivnoe_dolgoletie/mart_2021/lektsiya__portret_antonio_vivaldi_garmonii_charuyuschaya_sila, https://interesnyefakty.org/antonio-vivaldi/ и другие.