Музыкальный час «Скрипичные концерты эпохи барокко».

Творчество выдающегося итальянского композитора и скрипача А. Корелли, 370-летие со дня рождения которого мы отмечаем сегодня, оказало огромное влияние на европейскую инструментальную музыку конца XVII — первой половины XVIII в. Он по праву считается основоположником итальянской скрипичной школы. Многие крупнейшие композиторы последующей эпохи, включая И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, высоко ценили инструментальные сочинения Корелли. Он проявил себя не только как композитор и замечательный скрипач-исполнитель, но и как педагог (школа Корелли насчитывает целую плеяду блестящих мастеров) и дирижер (он был руководителем различных инструментальных ансамблей). Творчество Корелли и его многообразная деятельность открыли новую страницу в истории музыки и музыкальных жанров. При жизни Корелли пользовался славой. Перед ним преклонялись Куперен, Гендель, И.-С. Бах, на его сонатах учились поколения скрипачей. Для Генделя его сонаты стали образцом собственного творчества, Бах заимствовал у него темы для фуг и был многим ему обязан в певучести скрипичного стиля своих произведений.

Корелли родился 17 февраля 1653 года в маленьком городке Романьи Фузиньяно. Его родители принадлежали к числу образованных и богатых жителей городка. Семья перехала в Фаэнцу, чтобы местный священник преподал ему первые уроки музыки. Годы ученичества Корелли совпали с периодом расцвета болонской скрипичной школы. Ее основатель — Эрколе Гайбара. В Академию филармоников, основанную в 1650 году, Корелли был принят в 17-летнем возрасте как полноправный член. В Рим Корелли переехал в 1675 году. В Риме Корелли довольно быстро завоевал высокое и прочное положение. В это время его оценивают как замечательного, непревзойденного скрипача.

Часто выступает в одном из самых блестящих салонов итальянской столицы — салоне шведской королевы Христины. Обладая огромным состоянием, она устраивала грандиозные праздники в своем палаццо Риарио. Христине Шведской Корелли посвятил свой первый печатный труд — Двенадцать церковных трио-сонат, опубликованный в 1681 году.

Корелли не оставлял оркестра церкви св. Людовика и управлял им на всех церковных праздниках вплоть до 1708 года. С 9 июля 1687 года служил кардиналу Панфили, от которого в 1690 году перешел на службу к кардиналу Оттобони. Капелла кардинала под руководством Корелли превратилась в первоклассный ансамбль. Требовательный и чуткий Арканджело добивался исключительной точности игры и единства штрихов. 26 апреля 1706 года Корелли был принят в члены Аркадской академии «для защиты и прославления народной поэзии и красноречия».

С 1710 года Корелли перестал выступать и занимался только композицией, трудясь над созданием «Concerti grossо». Concerto — в буквальном переводе — «устройство», «согласие». Исполнительский состав оркестра Корелли представляет собой удвоенный струнно — смычковый квартет аккомпанемента и трио солистов — две скрипки и виолончель. Concerto grosso Корелли включает от 4 до 6-7 частей, если не считать небольшие Adagio, служащие как бы связками между быстрыми частями. Музыкальное единство Concerto grosso Корелли проявлялось и в сохранении основной тональности на протяжении всех частей. Музыка патетична, порой в ней слышится лирический напев, ощущается связи с народными истоками.
Основоположником жанра concerto grosso считается итальянский композитор Алессандро Страделла. Но Арканджело Корелли довел этот жанр до совершенства. Своими «Concertо grossо» Корелли заложил фундамент для развития классической симфонической музыки.


Умер Корелли в ночь на 8 января 1713 года. «Его смерть опечалила Рим и мир». По настоянию Оттобони Корелли погребен в Пантеоне Санта-Мария делла Ротунда, как один из величайших музыкантов Италии.

«Корелли-композитор и Корелли-виртуоз неразрывны между собой, — пишет советский музыкальный историк К. Розеншильд. — Оба утвердили в скрипичном искусстве стиль высокого классицизма, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность с полным господством разумного, логического начала». Отмечаются многочисленные связи его творчества с народными мелодиями и танцами. В жигах камерных сонат слышны ритмы народных плясок, а наиболее известное из его сольных скрипичных произведений Folia написана на тему испано-португальской народной песни, в которой рассказывается о несчастной любви. 

Другая сфера музыкальных образов откристаллизовалась у Корелли в жанре церковных сонат. Эти его произведения наполнены величавой патетикой, а стройные формы фугированных аллегро предвосхищают фуги И.-С. Баха. Подобно Баху Корелли повествует в сонатах о глубоко человеческих переживаниях. Его гуманистическое мировоззрение не позволяло подчинить свое творчество религиозным мотивам. Корелли отличался исключительной требовательностью к сочиняемой музыке. Хотя он интенсивно работал всю жизнь, однако из всего написанного опубликовал лишь 6 циклов (opus 1—6), составивших стройное здание его творческого наследия: 12 церковных трио-сонат (1681); 12 камерных трио-сонат (1685); 12 церковных трио-сонат (1689); 12 камерных трио-сонат (1694); сборник сонат для скрипки соло с басом — 6 церковных и 6 камерных (1700) и 12 Больших концертов (concerto grosso) — 6 церковных и 6 камерных (1712).


Жизнь Корелли в общем сложилась благополучно. Он был признан, пользовался почетом и уважением. Окруженный симпатией и восхищением, обеспеченный материально, Корелли в течение большей части своей жизни мог спокойно отдаваться творчеству.

Предлагаем для ознакомления издания из фонда музыкально-нотного отдела:

  • 166 биографий знаменитых композиторов : Зарубежные композиторы. Русские композиторы ; [авт.-сост. Л. В.  Михеева]. — Санкт-Петербург : Композитор, 2000. — 200 с., 12 л. ил. : 12 л. ил.
  • Бочаров, Ю. Мастера старинной музыки./Юрий Бочаров-М.:  Москва: Гелеос,           2005.-352с. : 20см.                                                                                                                        
  • Гуревич, Евгения Львовна.  История зарубежной музыки : Попул. лекции : Для студентов высш. и сред.  пед. учеб. заведений / Е. Л. Гуревич., 2. изд., стер. — М. : Academia, 2000. —  317, [3] с. : ил., портр. ; 20 см. 
  • Дуков, Евгений Викторович. Концерт в истории западноевропейской  культуры / Е.В. Дуков ; [предисл. Л.И.   Левин]; Рос. акад. наук. Гос. ин-т  искусствоведения. — Москва : Классика-  XXI, 2003. — 254, [2] с., [4] л. ил. ;  22 см.
  • Корелли, Арканджело (1653-1713). Соната [Ноты] : ре мажор : для  скрипки и фортепиано : соч. 5 / А. Корелли. — Москва : Муз. изд-во П.  Юргенсона, 2004. — 15 с., 1 парт. (7 с.) ; 29 см.
  • Corelli, Arcangelo (1653-1713).  Sonata [Ноты] : per violino e basso continuo : op. 5 No. 7 (1700) /Arcangelo Corelli ; kozreadja Istvan Homolya & Sandor Devich. — Budapest : Musica, [20—]. — 8 с., 2 парт. (3, 4 с.) ; 31 см.
  • Corelli, Arcangelo (1653-1713). 12 Sonate [Ноты] : per violino e basso continuo : op. 5 / Arcangelo  Corelli ; kozreadja Homolya Istvan & Devich Sandor. — Urtext. — Budapest : Musica, [20—]. — 31 см. — (EMB Urtext).  Пер. загл.: 12 сонат : для скрипки и  бассо континуо.
  • Корелли, Арканджело (1653-1713).  Фолия [Ноты] / А. Корелли ; обработка для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера. — Москва : Музыка, 1988. — 15 с., 1 парт. (8 с.) ; 29 см.

Материал подготовила и разместила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО.

(В материале использованы доступные интернет-источники).