14 февраля исполняется 210 лет со дня рождения композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы следующих поколений.
А.С. Даргомыжский Родился в Арсеньеве 14 февраля 1813 года. За то, что он родился на тульской земле, можно «благодарить» Наполеона: родители А.С. Даргомыжского приехали в Даргомыжку к сводному брату Сергея Николаевича из Москвы. В 1812 году русские войска оставили Москву и ее занял Наполеон. Сергей Николаевич и его жена Мария Борисовна «застряли» в имении, и 14 февраля 1813 года на свет появился будущий великий композитор. 1 января 1818 года отец будущего композитора С.Н. Даргомыжский назначается управляющим Коммерческим банком в Санкт-Петербурге, и многочисленная семья переезжает в «Северную Пальмиру».
Александр Сергеевич никогда не обучался ни в одном учебном заведении, но получил широкое гуманитарное образование, в котором главное место занимала музыка. Его обучение и воспитание было поручено приходящим учителям. Изучение фортепианной игры он закончил у известного в свое время музыканта Шоберлехнера и семнадцати лет стал известен петербургской публике как музыкант-виртуоз. Знакомство Даргомыжского с М. И. Глинкой в 1834 году оказало большое влияние на дальнейший творческий путь композитора. По тетрадям Глинки композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки. Несмотря на разницу в возрасте, между двумя музыкантами установились тесные дружеские отношения, которые длились 22 года. Уже ранние произведения Даргомыжского свидетельствуют о самобытном претворении им музыкальных традиций Глинки. В ранний период творчества написан ряд произведений для фортепиано и некоторые популярные романсы и песни — «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Слеза», «В крови горит огонь желанья». Композитор принимает активное участие в благотворительных концертах. В это же время он знакомится с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным (братом поэта Александра Пушкина), Петром Вяземским, Иваном Козловым.
Даргомыжский наряду с Глинкой является основоположником русской классической оперной школы. Первая опера Даргомыжского «Эсмеральда» (по роману Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери», 1847), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчества, обнаружила драматический дар композитора.
Его центральное произведение — опера «Русалка», работа над которой длилась 10 лет, знаменовала рождение нового жанра, народно-бытовой психологической музыкальной драмы. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки. Ее отличают психологическая глубина, точность в обрисовке характеров. Даргомыжский впервые в русской опере воплотил не только социальные конфликты того времени, но и внутренние противоречия человеческой личности. Даргомыжский впервые воплотил в музыке тему социального неравенства. Композитор в этот период сосредоточил внимание на выработке естественной декламации мелодии. Окончательно формируется метод творчества компрозитора ‑ «интонационный реализм». Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Петр Ильич Чайковский высоко оценил это произведение, считая, что в ряду русских опер оно занимает первое место после гениальных опер Глинки. В 40-50-е годы XIX века Даргомыжский сблизился с композитором Милием Балакиревым и критиком Владимиром Стасовым, которые основали творческое объединение «Могучая кучка», написаны романсы и песни «Ты скоро меня позабудешь», «Мне грустно», «И скучно, и грустно», «Лихорадушка», «Душечка девица» и другие.
В шестидесятые годы композитор становится все более заметной фигурой в русской музыкальной жизни. Он пишет не только оперы, но и произведения для оркестра, романсы, песни. Оркестровое «Болеро» исполняют на Павловском вокзале — очень престижной концертной площадке того времени. Помимо сочинения музыки он занимался и музыкально-общественной деятельностью. В 1859 году в Петербурге вышел первый номер сатирического журнала «Искра», где Даргомыжский заведовал музыкальной частью. Многие заметки и фельетоны о театре и музыке принадлежали перу Александра Сергеевича. К «искровским» произведениям композитора принадлежит драматическая песня «Старый капрал» на текст поэта Василия Курочкина, вдохновившегося творчеством Беранже. Шаляпин вспоминал, как однажды во время исполнения этой песни он увидел Льва Толстого, украдкой вытирающего слезы. Особое место заняли в творчестве композитора песни социально‑бытового содержания «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник». Творческое наследие композитора: 4 оперы — «Эсмеральда» по роману В.Гюго (перевод для либретто делал сам Даргомыжский), «Русалка», Торжество Вакха», «Каменный гость» (окончание дописывали Ц.Кюи и Н.А.Римский-Корсаков); произведения для оркестра «Болеро», «Баба-Яга» («С Волги в Ригу»), «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия»; произведения для фортепиано; около 100 песен и романсов.
На территории муниципального образования Арсеньевский район Тульской области установлен единственный (до 2013г.) в мире памятник Даргомыжскому работы скульптора Вячеслава Клыкова. Здесь родился и рос отец композитора Сергей Николаевич Даргомыжский, родился и сам Александр Сергеевич Даргомыжский.
Не первый, как Глинка, не гениальный, как Мусоргский, не плодовитый, как Римский-Корсаков… Огорченный и разочарованный трудностями, с которыми он сталкивался при попытках представить свои оперы на суд зрителей. Чем же главным значим Даргомыжский для отечественной музыки? Тем, что отстранившись от мощного влияния итальянской и французской композиторских школ, пошел в искусстве уникальным путем, следуя одним только собственным эстетическим вкусам, не потакая публике.
Предлагаем к просмотру документальный фильм о композиторе А.С.Даргомыжском Телеканал «Культура» , 2008г. «Слыхали ль вы?», Режиссер: Татьяна Слюсаренко
Предлагаем познакомиться с изданиями о композиторе А.С.Даргомыжском, которые имеются в музыкально-нотном отделе ЦГБ им.М.Горького:
- Даргомыжский, Александр Сергеевич (1813-1869). Избранные письма / А. С.Даргомыжский ; [вступ. ст. , ред. текста и аннот. указ. М. С. Пекелиса].- Москва : Государственное музыкальное издательство, 1952. — 75с.
- Медведева, Ирина Андреевна (1939-).Александр Сергеевич Даргомыжский / И. А. Медведева. — Москва : Музыка,1989. — 188с.
- Канн-Новикова, Елизавета Исааковна(1902-1975).Хочу правды : повесть об Александре Даргомыжском / Е. Канн-Новикова. — 2-е изд. — Москва : Музыка, 1976. — 127с.
- Пекелис, Михаил Самойлович. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение : В 3 тт. — Москва : Музыка, 1966-1983. — 20 см.
- Пекелис, Михаил Самойлович. Даргомыжский и народная песня : К
- проблеме народности в русской классической музыке /М. Пекелис. — Москва ; Ленинград : Музгиз, 1951.-212 с.
- Тарасов, Лев Михайлович.Даргомыжский в Петербурге / Л. М.Тарасов. — Ленинград : Лениздат, 1988. — 238с.
- Ноты
- Даргомыжский, Александр Сергеевич(1813-1869).Арии из опер = Arias from operas :для женских голосов в сопровождении фортепиано / А. Даргомыжский. -Москва : Музыка,1984. — 64с.
- Даргомыжский, Александр Сергеевич(1813-1869).Избранные романсы и песни: для среднего голоса в сопровождении фортепиано / А.Даргомыжский. — Москва : Музыка, 1990. — 31с.
- Даргомыжский, Александр Сергеевич(1813-1869).Полное собрание романсов и песен : [для голоса с фортепиано] / А.Даргомыжский ; редакция, вступительная статья и комментарии М. С. Пекелис. -Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1947. Вокальная музыка русская — Ноты Т. 2. — 1947. — С. 337-669
Материал подготовила зав. МНО ЦГБ им.М.Горького Черногрицкая Е.Ю.