Музыкальное кафе «Поэзия Жуковского в русской вокальной лирике»- к 240-летию поэта В.А. Жуковского.

Российский писатель, поэт, переводчик Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенское Белёвского района Тульской области.

Известность пришла к нему благодаря переводам и сказкам «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее». Василий Жуковский – основоположник романтизма в русской литературе, а также, один из первых, кто познакомил отечественного читателя с зарубежной поэзией, обращаясь в своем творчестве к опыту европейских авторов.

Современники ощущали поэзию Жуковского как начало нового периода в развитии русской литературы, считая именно Жуковского первым русским романтиком. Отчётливо эту точку зрения высказал В.Г. Белинский: «Жуковский внёс романтический элемент в русскую поэзию: вот его великое дело, его великий подвиг…» — Иначе можно сказать, что Жуковский внес романтический элемент и в русскую вокальную музыку, ведь именно благодаря сентиментальным его стихам многие русские, а также, зарубежные композиторы создавали вокальные произведения, пользующиеся признанием и в наши дни.
В 1808-1833 гг. Жуковский плодотворно работал в жанре баллады. Одна из них, «Лесной царь» написана в 1818г. В ней торжествует загадочный мир германского фольклора. На слова этой баллады Жуковского писали музыку Ф. Шуберт и русский композитор А. Аренский. Своими балладами Жуковский утвердил прочную традицию балладного жанра в русской литературе. Романтические тенденции в творчестве Жуковского, также, развиваются в его элегиях «Вечер» (1806), «Славянка» (1815), «Невыразимое» (1819), «Море» (1822), а также в песнях, романсах, посланиях, посвящениях и др. В дневниках и письмах 1814-1815 гг. Жуковский рассказал историю своей любви к племяннице Маше Протасовой. Согласия на брак с ней от её родных он так и не получил.

Имя где для тебя?                                                                                                                                                      Не сильно смертных искусство                                                                                                                         Выразить прелесть твою!                                                                                                                                                  Лиры нет для тебя! Что песни?                                                                                                                                          Отзыв неверный Поздней молвы об тебе!                                                                                                                                     Если бы сердце могло быть им слышно,                                                                                                                 Каждое чувство Было бы гимном тебе!                                                                                                                Прелесть жизни твоей,                                                                                                                                             Сей образ чистый священный,                                                                                                                                        В сердце, как тайну, ношу.                                                                                                                                                Я могу лишь любить.                                                                                                                                           Сказать жe, как ты любима,                                                                                                                                         Может лишь вечность одна!

К произведениям, имеющим влияние на душу человека, воплощенным в музыке, можно отнести стихотворение «Песня» («Минувших дней очарованье…»). Оно написано в июле-ноябре 1818 г. Это был период, когда в творчестве Жуковского усилилось немецкое влияние. Стихотворение посвящено Е.Ф. Вадковской, племяннице родственницы Жуковского А.И. Плещеевой, которая горячо поддерживала намерение Жуковского жениться на М.А. Протасовой, любовь к которой так и осталась в возвышенно-мечтательном варианте.
Тема стихотворения – внутренний мир человека, полный глубокого драматизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. В этом смысл жизни человека. Стихотворение «Минувших дней очарованье» положено на музыку несколькими композиторами: Н. Норовиным, Ю. Капри и П. Булаховым.

Минувших дней очарованье,
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье
И замолчавшие мечты?

(рисунок Кошкина А.)

Песни и романсы создавались Жуковским между 1806 и 1836 годами. При жизни поэта многие из них были положены на музыку его другом, композитором-любителем А. А. Плещеевым. Последний имел в своем имении в деревне Черни Орловской губернии домашний театр, где ставились сочиненные им оперы и комедии. Дружба Жуковского с Плещеевым приходится на 1811—1817 годы, когда ими совместно и была написана большая часть романсов.

Гоголь, Жуковский и Пушкин. Фрагмент «Лето в Павловске». Л. Непомнящий.

Талант, образованность, культура, личное обаяние поэта обратили на себя внимание царской семьи и многих деятелей культуры того времени. На его пятницах постоянным посетителем стал Н.В. Гоголь, который читал свою новую комедию «Ревизор» и рассказ «Нос». С именем Жуковского и по его содействию был создан журнал «Современник».

На его собраниях бывали многие писатели, а также М.И. Глинка с замыслом новой оперы об Иване Сусанине. Жуковский принял участие и в разработке либретто. Вместе с В. Одоевским Жуковский подготовил русский текст «Гимна к Радости» для первого исполнения Девятой симфонии Бетховена. В 1836 г. Глинка написал романс на стихи Жуковского «Ночной смотр» и сам исполнил его перед своими гостями – Пушкиным и Жуковским. Первые репетиции «Ивана Сусанина» М.И. Глинки проходили также в присутствии Жуковского. 

Особенно значительны созданные при жизни поэта романсы М. И. Глинки: «Бедный певец» (1826), «Утешение» (1826), «Голос с того света» (1829); «Победитель» (1832), Далее следует романс «Дубрава шумит» («Тоска по милой. Песня», перевод Ф. Шиллера «Des mädchens klage» (Жалоба Девушки).

Романс «Голос с того света» создан в 1825 году. Создан по одноименному произведению В.А. Жуковского – перевод отрывка из трилогии Ф. Шиллера «Валленштайн». С первого прослушивания музыка в романсе воспринимается возвышенно, светло, спокойно и напоминает звучание хорала.

Романс М.И. Глинки «Победитель» написан в 1832 году, в Милане. В этот раз композитор обращается к светлому образу. Стихотворение В.А. Жуковского снова переводное, в этот раз перевод одноименного стихотворения Л. Уланда «Der Sieger». При жизни композитора романс был известен и под другими названиями: «Турнир»; «Сто красавиц светлооких»; «Испанский романс. В отличие от других романсов М.И. Глинки, в «Победителе» мы видим ярко выраженный пафос и воспевание солнца, света, мужества и

«По вечерам и в сумерки любил я мечтать за фортепиано.
Сентиментальная поэзия Жуковского мне чрезвычайно нравилась и трогала
меня до слез. (Вообще говоря, в молодости я был парень романического
устройства и любил поплакать сладкими слезами умиления.)» – так отзывался
об этом периоде своего творчества М.И. Глинка в своих «Записках».

Из современников Жуковского музыку на тексты его стихов писали также А. Алябьев («Песнь бедняка»), Д. Бортнянский (кантата «Певец во стане русских воинов», получившая известность сразу же после своего появления, являясь поэтическим откликом на события Отечественной войны 1812 г., участником которой был Жуковский. Это героическая песнь, кантата, но в нее автор включил и высокое послание, и застольную песнь, и элегические размышления).

Также авторами музыки к стихам Жуковского являются:  М. Виельгорский («На древней высоте»), А. Вейраух (цикл), А. Верстовский («Три песни скальда», «Певец»), А. Даргомыжский («К востоку, всё к востоку…», «Изменой слуга паладина убил…», «Счастлив, кто от хлада лет…» и др.), Д. Кашин («Слава на небе солнцу высокому…»), Н. Норов («Воспоминание»), М. Яковлев («Не узнавай, куда я путь склонила…») и другие композиторы. К его стихотворениям обращались А. Аренский («Лесной царь», «Кубок», «Старый рыцарь»), А. Глазунов («Любовь»), А. Гречанинов («Мальчик с пальчик»), А. Рубинштейн («Весеннее чувство», «Листок», «Ночь», «Сон»), Ц. Кюи («Розы расцветают»), А. Танеев («Устал я…»), М. Ипполитов-Иванов («Нормандская песня», «Призыв») и другие.

Сборники романсов русских композиторов из фонда музыкально-нотного отдела:

Алябьев, Александр Александрович (1787-1851). Избранные романсы = Selected romances : [для голоса в сопровождении фортепиано] / А. А. Алябьев. — Санкт- Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2019. — 60, [1] с. : портр. ;29 см. 

Аренский, Антон Степанович (1861-1906). Избранные романсы = Selected romances : [для голоса в сопровождении фортепиано] / А. С. Аренский. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2020. — 69, [1] с. ; 29 см. 

Варламов, Александр Егорович(1801-1848). Избранные романсы [Ноты] = Selected romances : [для голоса в сопровождении фортепиано] / А. Е. Варламов. — Санкт- Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2019. — 67, [1] с.; 29 см.

Глинка, Михаил Иванович. Вокальные дуэты [Ноты] = Vocal Duets : в сопровождении фортепиано / Глинка. — Москва : Музыка, 2010. — 77,[1] с.; 29 см.

Глинка, Михаил Иванович (1804-1857). Избранные романсы и песни = Selected romances and songs: для голоса и фортепиано / Глинка. — Москва : Музыка, cop. 2015. — 79, [1] с.; 29 см.

Гнесин, Михаил Фабианович (1883-1957). Стремление: «Часто при тихом сиянии месяца…»: для высокого голоса в сопровождении фортепьяно : [соч. 1, № 4] / М. Гнесин ; слова В. Жуковского. -Москва : Советский композитор, 1963. — 7 с., включ. обл. ; 29 см.

Музыка в зеркале поэзии : [Поэт.антология : Рус. поэзия XVIII-XX века : Сборник стихов : В 3 вып.] / Сост., вступ. ст. и коммент. Б. Каца. — Ленинград : Советский композитор.Ленинградское отделение, 1985. — 20 см.

Рубинштейн, Антон Григорьевич(1829-1894).Двенадцать дуэтов [Ноты] : в сопровождении фортепиано : соч. 48 / А.Рубинштейн. — Москва : Музыка, 1989. — 62, [1]с. ; 29 см.

Жуковский первым в русской поэзии сумел раскрыть тонкости внутреннего мира человека, глубину его эмоциональных переживаний, сложность чувств и настроений. Новаторство Жуковского проявилось в изображении романтического образа природы, который отражает движения души, её тонкую внутреннюю организацию.

Мероприятие подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором чит. зала музыкально-нотного отдела.