Кинокалейдоскоп «Фильмы души» — к 95-летию со дня рождения Э. Рязанова.

«Кинематографу подвластно всё, он может передавать любые оттенки и нюансы движения человеческой души». Э. Рязанов

18 ноября исполняется 95 лет кинорежиссеру, непревзойдённому автору комедий, драматургу, поэту, публицисту, телеведущему Эльдару Рязанову.  В каком бы амплуа он ни выступал, его искренность и непосредственность подкупали зрителя и читателя. Каждый раз он находил новую формулу смеха.

Эльдар Рязанов родился в Самаре. Родители дали сыну восточное имя, которое в переводе с персидского означает «хозяин страны».  Детство будущего кинорежиссёра проходило сначала в Москве, потом в Нижнем Тагиле. Вернувшись в Москву, Эльдар сдал экзамены за 10-й класс экстерном. За компанию с товарищем 16-летний Рязанов пошел на вступительные испытания во ВГИК, где его приняли на режиссерский факультет. В 1944 году курс набирал Григорий Козинцев — тогда еще молодой, но уже известный кинорежиссер.

В 1950 году Эльдар Рязанов снял дипломный документальный фильм «Они учатся в Москве». Рязанов много путешествовал по стране, сюжеты для новостных сборников. В 1955 году Эльдар Рязанов ушел на «Мосфильм», чтобы снимать игровое кино. Директора «Мосфильма» Ивана Пырьева он позже называл своим третьим учителем после Григория Козинцева и Сергея Эйзенштейна, который читал во ВГИКе теорию кинорежиссуры.

В 1955 году в соавторстве с Сергеем Гуровым Рязанов снял первый советский фильм-ревю (фильм-ревю — один из жанров музыкального кино) «Весенние голоса». Иван Пырьев — мастер музыкальной комедии — тут же предложил Рязанову взяться за сценарий «Карнавальной ночи»и услышал отказ. Молодой режиссер хотел заниматься «серьезным» кино. Но Пырьев был уверен: мелодрамы снимают многие, а создавать хорошие комедии могут единицы. Под нажимом всесильного директора «Мосфильма» Рязанов сдался. После премьеры на Рязанова и исполнительницу главной роли Людмилу Гурченко обрушилась всесоюзная слава.

Пять минут (из кинофильма «Карнавальная ночь»)

Режиссер стал работать в комедийном жанре, по его мнению «хрупком и беззащитном», требующем особенно бережного отношения. Вышли картины «Девушка без адреса» (1957), «Человек ниоткуда» (1961), «Дайте жалобную книгу» (1965). В фильме «Дайте жалобную книгу» Эльдар Рязанов и сам сыграл небольшую роль главного редактора газеты. Впоследствии он нередко снимался в своих картинах в эпизодах.

В 1963 году Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский  написали сценарий «Угнали машину», который позже переработали в повесть и журнал «Молодая гвардия» опубликовал ее под названием «Берегись автомобиля». В 1966 году Рязанов снял фильм по написанному ранее сценарию. Главного героя сыграл Иннокентий Смоктуновский. Музыку для «Берегись автомобиля» написал композитор Андрей Петров, будущий соавтор многих рязановских фильмов.

Андрей Петров «Вальс» — Фильм «Берегись автомобиля»

Как бывший кинодокументалист, Эльдар Рязанов стремился к достоверности. Он не боялся затрагивать в картинах острые социальные темы, из-за чего каждая новая лента рисковала не пройти цензуру. Даже «Гусарская баллада» (1962), чистый образец героической комедии, оказалась под угрозой запрета. Роль Кутузова сыграл выдающийся комический актер Игорь Ильинский — Огурцов из «Карнавальной ночи», в чем чиновники усмотрели издевательство над отечественной историей.

Работы Рязанова 1970–80-х годов все больше раздвигали рамки комедийного жанра. Появились философская комедия «Старики-разбойники» (1971), захватывающая буффонада «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), лирическая «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975), производственная комедия «Служебный роман» (1977) и, наконец, «Гараж» (1979) — фильм-сатира о социалистическом обществе. Картина «Ирония судьбы, или С легким паром!» по пьесе Брагинского и Рязанова была удостоена Государственной премии СССР в 1977 году. В 1984 году Эльдар Рязанов стал народным артистом СССР.

Никого не будет в доме (песня из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»)

В 1982 году Рязанов прочитал пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Трагическую историю о крахе идеологии шестидесятников, к поколению которых принадлежала учительница Елена Сергеевна, удалось перенести на экраны лишь в 1988 году. Еще до перестройки Рязанов обращался к ряду произведений — «Мастеру и Маргарите» михаила Булгакова, «Самоубийце» Николая Эрдмана, роману Владимира Войновича об Иване Чонкине, «Дракону» Евгения Шварца.  Но разрешений снимать так и не получил. Тогда его внимание привлекла классика. В 1984 году вышла экранизация «Бесприданницы» Александра Островского — картина «Жестокий романс», удостоенная главного приза кинофестиваля в Дели.

Символом новой эпохи стала трагикомедия «Небеса обетованные». В 1992 году на кинофестивале в Мадриде «Небеса обетованные» получили Гран-при «За лучший фантастический фильм». В это же время возобновилась работа режиссера на телевидении: в 1980-е Эльдар Рязанов вел передачу «Кинопанорама». Стали издаваться его книги — пьесы, стихи, художественная проза, мемуары и публицистика. После 1991 года режиссер снял около 15 лент для кино и телевидения. Именем Рязанова названа улица в Москве. В октябре 2017 года в Самаре был торжественно открыт памятник кинорежиссеру рядом с домом, где он родился.

Более подробно узнать о жизни и творчестве знаменитого режиссёра вы сможете из книг и нотных изданий музыкально-нотного отдела. Особое внимание хотелось бы обратить на книгу об Эльдаре Рязановом, написанной писателем, кинокритиком Евгении Новицком, вышедшем в серии Жизнь замечательных людей. Автор в своём повествовании создаёт образ незаурядного, страстного, блистательного человека и режиссёра, прожившего долгую плодотворную жизнь и оставившего огромное творческое наследие, осваивать которое одно удовольствие. Так же предлагаем Вашему вниманию нотные издания: песенники с песнями из знаменитых фильмов Эльдара Рязанова.

В мероприятии использованы материалы из открытых источников интернета: https://stuki-druki.com/Aforizmi-Ryazanov.php; https://www.kino-teatr.ru/kino/director/ros/3705/bio/; https://www.culture.ru/persons/2200/eldar-ryazanov

Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.