«Кинематографу подвластно всё, он может передавать любые оттенки и нюансы движения человеческой души». Э. Рязанов
18 ноября исполняется 95 лет кинорежиссеру, непревзойдённому автору комедий, драматургу, поэту, публицисту, телеведущему Эльдару Рязанову. В каком бы амплуа он ни выступал, его искренность и непосредственность подкупали зрителя и читателя. Каждый раз он находил новую формулу смеха.
Эльдар Рязанов родился в Самаре. Родители дали сыну восточное имя, которое в переводе с персидского означает «хозяин страны». Детство будущего кинорежиссёра проходило сначала в Москве, потом в Нижнем Тагиле. Вернувшись в Москву, Эльдар сдал экзамены за 10-й класс экстерном. За компанию с товарищем 16-летний Рязанов пошел на вступительные испытания во ВГИК, где его приняли на режиссерский факультет. В 1944 году курс набирал Григорий Козинцев — тогда еще молодой, но уже известный кинорежиссер.
В 1950 году Эльдар Рязанов снял дипломный документальный фильм «Они учатся в Москве». Рязанов много путешествовал по стране, сюжеты для новостных сборников. В 1955 году Эльдар Рязанов ушел на «Мосфильм», чтобы снимать игровое кино. Директора «Мосфильма» Ивана Пырьева он позже называл своим третьим учителем после Григория Козинцева и Сергея Эйзенштейна, который читал во ВГИКе теорию кинорежиссуры.
В 1955 году в соавторстве с Сергеем Гуровым Рязанов снял первый советский фильм-ревю (фильм-ревю — один из жанров музыкального кино) «Весенние голоса». Иван Пырьев — мастер музыкальной комедии — тут же предложил Рязанову взяться за сценарий «Карнавальной ночи»и услышал отказ. Молодой режиссер хотел заниматься «серьезным» кино. Но Пырьев был уверен: мелодрамы снимают многие, а создавать хорошие комедии могут единицы. Под нажимом всесильного директора «Мосфильма» Рязанов сдался. После премьеры на Рязанова и исполнительницу главной роли Людмилу Гурченко обрушилась всесоюзная слава.
Режиссер стал работать в комедийном жанре, по его мнению «хрупком и беззащитном», требующем особенно бережного отношения. Вышли картины «Девушка без адреса» (1957), «Человек ниоткуда» (1961), «Дайте жалобную книгу» (1965). В фильме «Дайте жалобную книгу» Эльдар Рязанов и сам сыграл небольшую роль главного редактора газеты. Впоследствии он нередко снимался в своих картинах в эпизодах.
В 1963 году Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский написали сценарий «Угнали машину», который позже переработали в повесть и журнал «Молодая гвардия» опубликовал ее под названием «Берегись автомобиля». В 1966 году Рязанов снял фильм по написанному ранее сценарию. Главного героя сыграл Иннокентий Смоктуновский. Музыку для «Берегись автомобиля» написал композитор Андрей Петров, будущий соавтор многих рязановских фильмов.
Как бывший кинодокументалист, Эльдар Рязанов стремился к достоверности. Он не боялся затрагивать в картинах острые социальные темы, из-за чего каждая новая лента рисковала не пройти цензуру. Даже «Гусарская баллада» (1962), чистый образец героической комедии, оказалась под угрозой запрета. Роль Кутузова сыграл выдающийся комический актер Игорь Ильинский — Огурцов из «Карнавальной ночи», в чем чиновники усмотрели издевательство над отечественной историей.
Работы Рязанова 1970–80-х годов все больше раздвигали рамки комедийного жанра. Появились философская комедия «Старики-разбойники» (1971), захватывающая буффонада «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), лирическая «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975), производственная комедия «Служебный роман» (1977) и, наконец, «Гараж» (1979) — фильм-сатира о социалистическом обществе. Картина «Ирония судьбы, или С легким паром!» по пьесе Брагинского и Рязанова была удостоена Государственной премии СССР в 1977 году. В 1984 году Эльдар Рязанов стал народным артистом СССР.
В 1982 году Рязанов прочитал пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Трагическую историю о крахе идеологии шестидесятников, к поколению которых принадлежала учительница Елена Сергеевна, удалось перенести на экраны лишь в 1988 году. Еще до перестройки Рязанов обращался к ряду произведений — «Мастеру и Маргарите» михаила Булгакова, «Самоубийце» Николая Эрдмана, роману Владимира Войновича об Иване Чонкине, «Дракону» Евгения Шварца. Но разрешений снимать так и не получил. Тогда его внимание привлекла классика. В 1984 году вышла экранизация «Бесприданницы» Александра Островского — картина «Жестокий романс», удостоенная главного приза кинофестиваля в Дели.
Символом новой эпохи стала трагикомедия «Небеса обетованные». В 1992 году на кинофестивале в Мадриде «Небеса обетованные» получили Гран-при «За лучший фантастический фильм». В это же время возобновилась работа режиссера на телевидении: в 1980-е Эльдар Рязанов вел передачу «Кинопанорама». Стали издаваться его книги — пьесы, стихи, художественная проза, мемуары и публицистика. После 1991 года режиссер снял около 15 лент для кино и телевидения. Именем Рязанова названа улица в Москве. В октябре 2017 года в Самаре был торжественно открыт памятник кинорежиссеру рядом с домом, где он родился.
Более подробно узнать о жизни и творчестве знаменитого режиссёра вы сможете из книг и нотных изданий музыкально-нотного отдела. Особое внимание хотелось бы обратить на книгу об Эльдаре Рязановом, написанной писателем, кинокритиком Евгении Новицком, вышедшем в серии Жизнь замечательных людей. Автор в своём повествовании создаёт образ незаурядного, страстного, блистательного человека и режиссёра, прожившего долгую плодотворную жизнь и оставившего огромное творческое наследие, осваивать которое одно удовольствие. Так же предлагаем Вашему вниманию нотные издания: песенники с песнями из знаменитых фильмов Эльдара Рязанова.
В мероприятии использованы материалы из открытых источников интернета: https://stuki-druki.com/Aforizmi-Ryazanov.php; https://www.kino-teatr.ru/kino/director/ros/3705/bio/; https://www.culture.ru/persons/2200/eldar-ryazanov
Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.