Информационный бюллетень новинок музыкально-нотного отдела за 2022 год.

Уважаемые читатели! Книжный фонд музыкально-нотного отдела пополнился новой музыкальной литературой. Предлагаем Вашему вниманию одни из наиболее интересных книжных и нотных изданий, благодаря которым Вы сможете пополнить свой багаж знаний по музыкальной тематике, узнать интересные музыкальные факты, получить информацию о новых нотах. Данная информация полезна и интересна для педагогов и учащихся музыкальных учебных учреждений, а так же для всех любителей музыки.

Антология литературы для балалайки / [редакционная коллегия: В. А. Аверин и др.]. — Москва: Музыка, cop. 2006. Вып. 1: [Произведения] / В. В. Андреев; составитель А. Горбачев;  [авторы предисловия А. Горбачев, М. Имханицкий]. — cop. 2020. — 203, [1] с., 1 парт. (83 с.).  

В первый выпуск Антологии литературы для балалайки, посвященный творчеству В. В. Андреева, включены сочинения в современной исполнительской редакции, выполненной известными отечественными балалаечниками. Для учащихся ДМШ, ССМШ, музыкальных училищ, студентов вузов, концертирующих исполнителей, а также для любителей домашнего музицирования.

Берлянчик, Марк Моисеевич (д-р искусствоведения). Основы воспитания начинающего скрипача. Мышление, технология, творчество: учебное пособие / М. М. Берлянчик. — 3-е издание, стереотипное. — Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2020. — 252 с.: нот.  — (Учебники для вузов. Специальная литература).

Учебное пособие создано на базе передового опыта и современных данных музыкознания, психологии, физиологии, педагогики. Теоретически разрабатываются пути и средства совершенствования начальных этапов формирования исполнительского мастерства скрипача. Обсуждаются новые подходы к решению насущных проблем скрипичной педагогики. В аспекте современного творчества ученика и педагога рассматриваются вопросы организации занятий, репертуара, концертных выступлений. Учебное пособие адресовано студентам высших и средних профессиональных учебных заведений, преподавателям музыкальных вузов, училищ и школ.

Василиненко, Любовь Николаевна. Нескучное сольфеджио: учебное пособие для 1 класса ДМШ и ДШИ / Л. Василиненко; офомление А. Веселова. — Санкт-Петербург: Союз художников, 2020. — 93, [1] с. : ил., схем., табл.

Учебное пособие по сольфеджио предназначено для учащихся 1 класса ДМШ(ДШИ). Первый раздел сборника — «Теоретические сведения» сориентирован на возрастные особенности детей 6-7 лет. Второй раздел выстроен по принципу постепенного усложнения учебных задач, направленных на развитие ладового и ритмического чувства, формирование интонационных навыков. Содержание третьего раздела имеет прикладной характер. Сборник адресован преподавателям, родителям учащихся и всем тем, кто находится в творческом поиске, решая проблемы музыкального обучения на начальном этапе.

Ганкин, Лев. Хождение по звукам / Лев Ганкин. — Москва: АСТ, 2020. — 351 с. — (Книга профессионала).

Книга «Хождение по звукам» — это печатная версия одноименной радиопрограммы, уже более пяти лет еженедельно выходящей на радиостанции «Серебряный дождь». В программе — и в книге — её автор, журналист и критик Лев Ганкин популярно рассказывает о популярной музыке , причём героями выпусков становятся как суперзвёзды, так и несправедливо недооцененные артисты. «Хождение по звукам» — не просто бодрая пробежка по любимым хитам, но попытка за каждым из них увидеть конкретную человеческую судьбу, а также вписать их в социальный и культурный контекст эпохи.

Давыдова, Елена Васильевна. Методика преподавания сольфеджио: [учебно-методическое издание] / Е. В. Давыдова. — Москва: Классика-XXI, 2021. — 173, [2] с.

В методическом пособии одного из самых известных российских педагогов-сольфеджистов Е. В. Давыдовой отражен многолетний опыт преподавания сольфеджио в музыкальных школах, училищах и вузах.
На представленной методике базируется учебный курс сольфеджио, которым пользуются тысячи учебных заведений искусств. Издание представляет несомненный интерес для преподавателей сольфеджио, в нем собран богатый методический материал, рассмотрены и критически оценены различные системы преподавания и приемы работы, существующие как в нашей стране, так и за рубежом.

Зацепин, Александр Сергеевич (1926-). Есть только миг…: песни из кинофильмов на стихи Леонида Дербенева: для голоса в сопровождении фортепиано / Александр Зацепин. — Москва: Музыка, 2020. — 70, [1] с.

Песни легендарного российского композитора Александра Зацепина, вошедшие в настоящий сборник, были написаны им в соавторстве с поэтом Леонидом Дербенёвым в прошлом, двадцатом веке. Созданные в жанре киномузыки, они утратили прикладное значение и вот уже долгие годы продолжают свою самостоятельную жизнь на современной эстраде. В их числе «Песенка о медведях», «Песня об Одиссее», «Танго Остапа», а также другие не менее популярные сочинения. Издание адресовано самому широкому кругу любителей музыки.

Клюжина, Ирина Михайловна. Музыкальная литература. Тесты. Ребусы. Кроссворды: учебно-методическое пособие [для студентов музыкальных колледжей и училищ] / И. М. Клюжина. — издание 2-е, стереотипное. — Санкт-Петербург [и др.]: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2021. — 196, [3] с.: ил., табл. 

Учебное пособие обобщает многолетний опыт работы автора на уроках музыкальной литературы и разработано в соответствии с требованиями программы по зарубежной музыкальной литературе для студентов музыкальных колледжей и училищ. Включает в себя тестовые задания, а также дополнительный раздел — ребусы и кроссворды. Материалы пособия могут быть использованы в качестве домашних и классных проверочных работ, а также на уроках музыкальной литературы и на внеклассных мероприятиях в ДМШ и ДШИ.

Ломанович, Валентина Викторовна. В альбом Лизе: практическое пособие для начинающих скрипачей: коллекция развивающих упражнений и песенок: учебно-методическое пособие / В. В. Ломанович. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2021. — 205 с.: ил.

История существования альбомного жанра богатая и разнообразная. Альбом всегда лежал в гостиной на видном месте, и каждый входящий в дом мог преобразить пустую страницу, вписав туда стихотворение или нотную строчку, вложив веточку цветущей лаванды, сорванную по дороге или нарисовав морской или какой-нибудь другой пейзаж. Постепенно страницы заполнялись, и альбом становился историей дома. Издание адресовано педагогам и ученикам ДМШ и ДШИ, а также всем интересующимся скрипичным искусством.

Пилипенко, Лариса Васильевна. Импровизация на фортепиано для детей с трех лет. Давай пошепчемся с клавишами, малыш: пособие для детских музыкальных школ и школ искусств / [музыка и стихи] Л. В. Пилипенко. — Москва: Владос, 2020. — 48 с.; 29 см. — (Библиотека детской музыкальной школы).

Учебно-методическое пособие для учащихся и преподавателей ДМШ, ДШИ, музыкальных лицеев, общеобразовательных школ и любителей музыки. Пособие представляет собой сборник материалов для соревнований по теоретическим музыкальным предметам. Может применяться по время уроков сольфеджио или музыкальной литературы. Темы, представленные в пособии, содержат теоретические, творческие и занимательные задания, ориентируя на знание музыки.

Пьесы и упражнения: для баяна: старшие классы детской музыкальной школы: учебное пособие для музыкальных школ и школ искусств / составитель Е. В. Коннова. — Москва: Владос, 2020. — 100 с.

Задача учебного пособия — организовать работу юного исполнителя-баяниста, систематизировать домашние занятия, внести разнообразие в процесс обучения игре на инструменте, максимально использовать потенциал каждого ученика. В пособие включены как развивающие задания, так и пьесы для концертного исполнения. Учебное пособие адресовано детям, обучающимся в старших классах музыкальных школ и школ искусств, преподавателям музыки.

Слободенюк, Дмитрий Павлович. Ежедневные упражнения флейтиста: учебно-методическое пособие / Д. П. Слободенюк. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2021. — 57 с.

«В процессе обучения и совершенствования исполнительского мастерства важную роль играют ежедневные упражнения. В данном сборнике затрагиваются основные моменты развития исполнительской техники. Все главы и многие упражнения содержат простые практические советы и пожелания, помогающие избежать ошибок. Этот сборник упражнений хорошо подойдет для учащихся старших классов ДМШ и студентов музыкальных колледжей. Цель создания данного учебного пособия — наметить пути правильной организации самостоятельных занятий по специальности.

Трифонов, Алексей Александрович. Теория и практика фортепианной педагогики: учебное пособие / А. А. Трифонов. — Издание 2-е, исправленное. — Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2020. — 215 с.: нот., схем. — (Учебники для вузов. Специальная литература).

Книга самарского пианиста и педагога А. А. Трифонова представляет собой попытку создания теории фортепианной педагогики. Труд посвящен основным этапам работы преподавателя и ученика над произведением. Основываясь на собственном опыте и опыте коллег, автор предлагает варианты решения возникающих трудностей на уроках фортепиано. Издание адресовано студентам музыкально-педагогических факультетов, педагогам общего и специального фортепиано, а также всем интересующимся вопросами педагогики.

Фролова, Юлия Васильевна. Музыкальный словарь: для учащихся ДМШ и ДШИ / Ю. В. Фролова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 138 с.: ил., портр.; 24 см. — (Учебные пособия для ДМШ).

Предлагаемое издание охватывает самые распространенные термины и понятия, встречающиеся в процессе школьного музыкального обучения. Оно знакомит с музыкальными инструментами, формами, жанрами, певческими голосами, раскрывает значение таких понятий, как гармония, мелодия, ритм, интонация и многие другие. Материал, изложенный в форме свободного доверительного рассказа, в интересной и увлекательной манере повествует о том или ином явлении, приоткрывая тайны и загадки музыкального искусства. Словарь станет верным другом и помощником для преподавателей, детей и их родителей, а также займет достойное место в домашней библиотеке любой семьи, воспитывающей в своих детях любовь к миру Музыки.

Фурсенко, Татьяна Федоровна. Теория и методика преподавания мировой художественной культуры и искусства: учебное пособие / Т. Ф. Фурсенко. — 3-е издание, стереотипное. — Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2021. — 482, [1] с.

В учебном пособии изложена методика и современные технологии преподавания мировой художественной культуры и искусства. Обобщён опыт учёных и учителей-практиков, представлены многочисленные примеры апробированных инновационных методов и приёмов преподавания МХК и искусства. Учебное пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям учреждений высшего образования, а также всем тем, кто занимается проблемой педагогики искусства.

Черлова, Ольга Альбертовна. Его Величество Рояль: размышления педагога / О. Черлова; оформление Е. Гросман. — Санкт-Петербург: Союз художников, 2020. — 137, [2] с. : ил.

В книге изложены педагогические принципы, приемы и методы работы с маленькими учениками-пианистами. Построена монография в виде бесед: для чего идти в муз. школу; о рояле и преимуществах акустического инструмента; об игровых методах работы с начинающими; как обучать нотной грамоте; о развитии творческих навыков; о выборе репертуара; о построении урока; о работе над музыкальным произведением; о волнении и подготовке к концертному выступлению и пр. Монография снабжена нотными примерами и обширным справочно-библиографическим материалом.

Ознакомиться с книжными и нотными новинками можно также из библиографического списка, подготовленного сотрудниками музыкально-нотного отдела к Дню специалиста.

Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО Беспалова Л.Г.