Рандеву с композитором «Песни, которые знает и поет народ»- к 100-летию К.В. Молчанова.

Кирилл Владимирович Молчанов – это выдающийся композитор, сочинявший произведения в самых разных музыкальных жанрах.  

Кирилл Молчанов родился в музыкальной семье 22 сентября 1922 года в Москве. Его мать была оперной певицей и заниматься с сыном музыкой, вероятно, начала с самого детства. В 1937 году пятнадцатилетний Кирилл Молчанов принимает участие в смотре юных дарований – как пианист и композитор. Профессиональное образование он получит уже после войны – в 1949-м окончит Московскую консерваторию. Но первые песни, которые сразу принесли композитору известность, он сочинит в военные годы.

Впоследствии Молчанов будет много работать в академических жанрах. Напишет семь опер: Каменный цветок (по мотивам «Уральских сказов» П. П. Бажова, Москва, 1950), Заря (по пьесе А. Лавренёва «Разлом», Москва, 1956), Улица дель Корно (по мотивам романа «Васко Пратолини»либр. собств., Москва, 1960), Ромео, Джульетта и тьма (по повести Я. Отченашека, либр. собств., Ленинград, 1963) Неизвестный солдат (Брестская крепость, либр. собств., Воронеж, 1967) ,Русская женщина (по повести Ю. М. Нагибина «Бабье царство», либр. собств., Воронеж, 1969), Зори здесь тихие (по повести Б. Л. Васильева, либр. собств., Фрунзе, 1973), Балет «Макбет» по Шекспиру, вокальные циклы на стихи Петрарки, Гарсиа Лорки, Есенина. Станет автором музыки к десяткам спектаклей и фильмов, среди которых «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие».

К.В. Молчанов будет занимать большие административные должности: в 1950-х – секретаря Правления Союза композиторов СССР, в 1970-е годы – директора Большого театра. Но самой популярной, самой любимой публикой частью его творчества останутся песни: «Вот солдаты идут», «Огней так много золотых», «Жди меня»… Их исполняли Людмила Гурченко, Георг Отс, Тамара Синявская, Эдуард Хиль.

В 1975 году на сцене Большого театра состоялась премьера оперы «Зори здесь тихие». Партию Женьки Комельковой исполняла Тамара Синявская (позднее в той же партии выступала Елена Образцова).
В опере в полной мере воплотился, с одной стороны, яркий песенный дар композитора (героини оперы охарактеризованы и песней, и частушкой, и романсом, и вальсом), а с другой стороны, его интерес к кинематографии. Композитор использовал в опере приёмы, которые в сегодняшнем кинопроизводстве назвали бы «флешбэк» и «флешфорвард». Опера обрамляется прологом и эпилогом, действие которых происходит в мирное послевоенное время.

Как писал композитор, в его музыке «главенствовала не остывающая память о воинском подвиге советских солдат и миллионах жизней, которые оборвала война».

Песни Молчанова появились в программах Ленинградской филармонии во время войны в эвакуации в Новосибирске. Их автор в это время служил в Красноармейском ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа, но совсем незадолго до возвращения коллектива Филармонии в Ленинград дважды выступил в филармонических концертах. Под аккомпанемент композитора его песни исполнила певица Анна Харитонова.

История создания знаменитой песни:

У каждой песни, как и у человека, есть своя судьба, которая может быть счастливой и несчастливой, удачной и неудачной. Композицию иной раз ждёт немало неприятностей и испытаний, да таких, что ей не позавидуешь, а затем вдруг из страдалицы она превращается в баловня судьбы. В данном случае весьма показательна увенчавшаяся успехом история песни «Огней так много золотых», вышедшая из-под пера поэта Николая Доризо в 1953 году. К началу пятидесятых годов Николай Константинович Доризо, со школьной скамьи ушедший на фронт и всю войну служивший корреспондентом, успел окончить историко-филологический факультет университета города Ростова и выпустить два сборника своих стихов. Доризо вдруг припомнил свои, сочинённые три года назад, стихи «Я люблю женатого». Его вдруг осенило, что данный поэтический текст полностью отображает сюжет фильма «Дело было в Пенькове», а именно тот самый классический любовный треугольник. Долго не раздумывая, Николай отправился к Кириллу Молчанову и с порога сообщил, что композитору необходимо сочинить музыку. Ошарашенный таким заявлением Молчанов начал возражать: уже поздно, ведь работа над фильмом окончена, однако упрямый поэт всё же уговорил композитора познакомиться с поэтическим текстом. Пробежав глазами стихотворение, Кирилл Владимирович тут же сел к роялю и из-под его пальцев сразу полилась простая, но завораживающая мелодия.

Спустя время в квартире Доризо раздался телефонный звонок. На другом конце провода Григорий Бритиков — директор киностудии возмущённо требовал показать ему новую песню. Григорий Иванович пояснил, что, работающие на студии женщины на всех этажах распевают о том, что любят женатого. Услышав композицию в авторском исполнении, растроганный директор разрешил доснять дополнительные кадры, которые бы сопровождались данной песней и соответственно дал распоряжение о переносе сдачи киноленты. Для озвучивания композиции пригласили солисток хора имени Пятницкого Екатерину Семенкину и Антонину Фролову и в их прекрасном дуэтном исполнении песня прямо с экранов стремительно пошла в народ. Композитор Кирилл Молчанов впоследствии признался, что он так быстро придумал музыку к песне «А я люблю женатого», так как имел мелодическую заготовку, которую сочинил к стихам другого автора и по ритму напоминающие поэтический текст Николая Доризо.

Композиция «Огней так много золотых» со временем была признана визитной карточкой, неофициальным гимном, а также символом прекрасного волжского города Саратова, в центре которого данной песне даже поставлен памятник. Он представляет собой молодого человека, с букетом цветов ожидающего свою любимую девушку. Статуя олицетворяет тех холостяков, о которых повествуется в знаменитой песне. Бронзовый юноша стоит рядом с фонарём, отображающем золотые огни саратовских улиц, а часы — куранты на столбе каждые пятнадцать минут исполняют мотив популярной композиции.

Этот песенный шедевр о любви, созданный поэтом Николаем Доризо и композитором Кириллом Молчановым для фильма «Дело было в Пенькове», до сих пор так невероятно воздействует на слушателей, что многие искренне считают его творением народа. Прошло более шестидесяти лет, а композиция непрестанно в исполнении звёзд эстрады звучит на престижных концертных площадках, но самое ценное, что текст этой песни хорошо знают не только люди старшего возраста, но и молодое поколение.

Сборники вокальных произведений из фонда музыкально-нотного отдела:

Кирилл Молчанов: Песни/для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)/сост. Годзиковскаяя Е./-Москва:  Советский композитор, 1985.- 95с.: 29 см.                                

Молчанов К.В.: Монолог Эстер из оперы «Ромео, Джульетта и тьма», колыбельная Марии из оперы «Улица дель Корно».: для сопрано в сопровождении фортепиано/ред. Стемпневская Е./-Москва: Музыка, 1967.-15с.: 29см.

Молчанов К.В.: Песни/для голоса или хора с фортепиано (баяном)/.-Москва: Музыка, 1964.-104с.: 26см.

Молчанов К.В.: Три романса : на стихи С. Есенина.-Москва. Советский композитор,1979.-24с.: 30см.        

Сердце Родины [Ноты] : песни на стихи Николая Доризо: для голоса в сопровождении фортепиано (баяна)/[автор вступительной статьи Т.Рымшевич]. — Москва: Советский композитор, 1976. — 70, [1] с. : портр. ; 29 см.

Материал подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором чит. зала МНО.

В работе использованы открытые интернет-источники.

https://soundtimes.ru/populyarnye-pesni-6/ognej-tak-mnogo-zolotykh