«До Филда фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. п. Фильд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих категорий, жанр, в котором чувство и мелодия обладают верховной властью и свободно движутся, не стесненные оковами насильственных форм». (Ференц Лист)
Ирландский композитор Джон Филд(26.07.1782-23.01.1837гг.) с русской душой, проживший более 20 лет в России, любимый светскими салонами Петербурга и Москвы, похоронен в России. В наше время нотные музыкальные издания помещают его произведения в сборники «Русский ноктюрн», «Русская фортепианная музыка». В России на его фамилию произносили как «Фильд» — смягчали Л, поэтому встречается разное написание.
Семья Джона была музыкальной, отец был скрипачом, дед – церковным органистом. В раннем возрасте Филд становится учеником итальянского музыканта Томмазо Джордани, а затем, уже в Лондоне, берет уроки у Муцио Клементи. Он выступил с первым концертом в Дублине в возрасте десяти лет. В 1799 году Филд исполняет свой Первый концерт для фортепиано в Королевском театре Haymarket» в Лондоне. В начале века Муцио Клементи и Джон Филд гастролируют по Европе, помимо обучения, Филд работал продавцом-демонстратором в фортепианной мастерской Клементи.
А в 1802 году Филд приезжает в столицу Российской империи и остается здесь на… 20 лет! У Филда было много учеников, в частности, А. И. Дюбюк , Алябьев, Гурилёв, М. И. Глинка, А. Н. Верстовский, сестра А.Грибоедова Мария, а возможно и сам Грибоедов (знаменитый грибоедовский вальс так похож на стилистику Дж.Филда). Филд был частым гостем в модных в то время литературно-художественных салонах. Кто только не посещал радушный дом В.Ф.Одоевского и со всеми общался и играл для них несравненный Филд — для Жуковского, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, для Даргомыжского, Глинки.
Дюбюк А.И. Глинка М.И. Верстовский А.Н.
В 1821 году музыкант переезжает в Москву . Постепенно у него созревает желание остаться в России навсегда. Большую роль в этом решении, вероятно, сыграло то обстоятельство, что он был тепло принят русской публикой. С 1822 года Филд жил в Москве, вращаясь в среде московской музыкальной богемы; здесь его звали «Иваном Романовичем». Мария Николаевна Толстая (уроженная Волконская), мать Льва Толстого, брала уроки музыки у Д.Филда. Писатель вспоминал в детских воспоминаниях: «Маман играла ворой концерт Филда, своего учителя. Я дремал. В воображении возникали какие-то лёгкие, светлые и прозрачные воспоминания.» И только в 1831 году на несколько лет возвращается в Европу, где возобновляет выступления. Манера исполнения Филда отличалась сдержанностью, вниманием к мельчайшим оттенкам, к каждой ноте. Композиторская и исполнительская манера Филда отличается певучестью и выразительностью звучания, лиризмом и романтической чувственностью, импровизационностью и изысканностью. Пение на фортепиано — одно из важнейших свойств исполнительского стиля Филда — было столь подкупающим для Глинки и многих других выдающихся русских музыкантов и ценителей музыки. Филдовская певучесть была родственна русской народной песенности. В течение нескольких десятилетий ноктюрны Филда, как и его фортепианные концерты, были любимыми произведениями русских музыкантов и публики.
В 1835 году больной композитор вернулся в Москву. Болезнь композитор переносил стоически и продолжал выступать. Умер Джон Фильд в Москве в 1837 году 23 января. А похороны его на Введенском кладбище состоялись в день дуэли Александра Сергеевича Пушкина…И Александр Сергеевич, конечно, неоднократно слушал выступления Джона Фильда – и на концертах и в салонах. Рассказывают, что перед кончиной к Джону Фильду, в общем, равнодушному к церкви, пришел пастор. Он ожидал увидеть согбенного старика, но вместо этого лицезрел нестарого еще человека с трубкой во рту. Трубка дымила. На столе стоял том Шекспира и бутылка вина.Фильд угостил гостя. Пастор охотно согрелся и начал спрашивать у Фильда:
— Вы принадлежите к протестантскому вероисповеданию?Фильл ответил отрицательно.- К католическому вероисповеданию?И вновь Фильд сказал «нет».- Может быть, вы кальвинист? – спросил озадаченный пастор. — Я – кла – ве – си – нист, — по слогам ответил Фильд.
В книге Киры Анненковой, журналистки, изучающей Ирландскую историю и культуру, «Ночные песни русского Джона Филда», которая находится в читальном зале МНО, собрана информация из государственного музея истории Санкт-Петербурга об адресах квартир, снимаемых Д.Филдом в России. Этой книгой, изданной в 2000 году небольшим тиражом в 2000 экз., заинтересовалось Посольство Ирландии в России. Немногие ирландцы знают что-либо о композиторе Дж.Филде. В России жили и проживают потомки Дж.Филда. Например, по линии сына Леона Шарпантье (Лев Иванович Леонов) — знаменитого тенора, первого исполнителя роли Собинина в опере «Иван Сусанин», известна его дочь, внучка Филда, балерина, артистка Мариинского и Большого театра Ольга Шарпантье (1904- 1993), приглашаемая при жизни в празднование Дня независимости Ирландии на приём в Посольство. О других потомках также упоминается в книге.
Ноктюрн в переводе с французского означает «ночной». Впервые к музыкальному жанру это слово применил ирландский композитор, пианист-виртуоз Джон Филд, который и стал основоположником ноктюрна. Это было в 1810-х годах, однако схожий итальянский термин notturno был в ходу в XVIII веке. Им обозначали музыку, которую исполняли на открытом воздухе. Предпосылки к появлению ноктюрна были ещё в Средневековье. Например, в католическом богослужении так называли церковную службу, которая шла от полуночи до рассвета. То есть уже тогда жанр был связан с ночью. Постепенно ноктюрн стал перетекать в светское искусство. В XII веке трубадуры и миннезингеры (средневековые поэты-музыканты, преимущественно из рыцарского сословия) начали обращаться к более лиричным произведениям. Мелодии погружали слушателя в атмосферу любовных ночных свиданий и сердечных переживаний.
Первый композитор, который начал писать знакомые нам ноктюрны — всё тот же Джон Филд, основоположник жанра. Он создал восемнадцать фортепианных произведений, которые до сих пор входят в репертуар музыкантов. Произведения данного жанра романтической музыки со свойственным им неторопливым и спокойным темпом, обычно имеют репризную трёхчастную форму, которую можно выразить в формуле ABA. Как правило, в ноктюрнах заключительная часть повторяет первую, хотя часто с небольшими изменениями, а средний раздел своей взволнованностью и динамичностью противопоставляется крайним частям. Гибкая, изящная мелодия зачастую накладывается на аккомпанемент с арпеджированными аккордами, вызывающими ассоциации с особо предпочитаемыми композиторами — романтиками пейзажными образами: шелестом листвы, колыханием волн и струящимся лунным светом.
Имя и деятельность Филда занимают в русской музыкальной истории почетное и уважаемое место. Его композиторское, исполнительское и педагогическое творчество способствовало становлению и развитию русского пианизма, оно подготовило почву для появления целого ряда выдающихся русских исполнителей и композиторов. У Фильда учились Глинка, Одоевский, Алябьев, Дюбюк, Грибоедов, Верстовский, и замечательная польская пианистка Мария Шимановская, в альбом которой Пушкин записал:
Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает, Но и любовь – мелодия…
Кроме большого количества фортепианных пьес, в число которых входят 18 ноктюрнов, «Камаринская», несколько сонат, вариации, фантазии, рондо и фуги, Филд написал семь концертов для фортепиано с оркестром. Современникам Джон Филд был прежде всего известен как пианист-виртуоз. Как композитор Филд был оценен лишь во второй половине XX века. Сейчас его ноктюрны и другие фортепианные сочинения входят в репертуар многих пианистов. Музыка Джона Филда использована в фильме Михаила Локшина «Серебряные коньки» (2020).
В музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им.М.Горького вы можете познакомиться с литературой о композиторе и нотными сборниками некоторых произведений Джона Филда.
Использованы открытые источники: https://www.belcanto.ru/field.html https://gorbilet.com/blog/music/noktyurn-istoriya-poyavleniya-romantichnogo-muzykalnogo-zhanra/ http://rudnik92.blogspot.com/2017/04/john-field-18-nocturnes-18.html https://iskusstvo-zvuka.livejournal.com/144242.html
Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.