Музыкальный портрет «Я выбрал песню» — к 90-летию композитора Виктора Берковского.

«Он замечательно владеет редко кому доступным искусством правильного прочтения поэзии, прочтения точного, с тонким пониманием всех ее смысловых и звуковых нюансов, и потому его музыка почти всегда адекватна стиху, поэтическая строка обретает единственно возможное звучание». (Юрий Левитанский).

13 июля 1932 года родился Виктор Семёнович Берковский — советский и российский учёный, композитор, бард, один из наиболее признанных мастеров композиторской авторской песни. Для его стиля характерны богатая, яркая мелодика, насыщенная ритмика, сочные гармонии. Песни Виктор Берковский сочинял на стихи Михаила Светлова, Эдуарда Багрицкого, Новеллы Матвеевой, Роберта Рождественского, Давида Самойлова, Юрия Левитанского, Булата Окуджавы, Дмитрия Сухарева и других российских и зарубежных поэтов. Иногда сочинял песни в соавторстве с Сергеем Никитиным («Под музыку Вивальди», «Али-баба и 40 разбойников» и другие). Исполнял песни с Г. Бочкиной и Д. Дихтером, затем с Г. Бочкиной и Д. Богдановым. Был одним из руководителей проекта «Песни нашего века» (1999).

Родился композитор в городе Запорожье. Отец — Семён Михайлович Берковский — работал на металлургическом заводе «Днепроспецсталь». С началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт. Мать, Этель Викторовна, работала на заводе врачом. Память о юных фронтовиках чуть старше себя отразилась в одной из самых пронзительных и известных в народе песен Берковского и поэта Дмитрия Сухарева  — «Вспомните, ребята!». В 1950 г. Берковский оканчивает среднюю школу № 50 Ленинского р-на г.Запорожье и уезжает учиться в Москву. Поступает сначала в Московский автомобильно-дорожный институт, но после первого курса переводится в Московский институт стали. Заканчивает МИСиС в 1955 г. по специальности «Обработка металлов давлением». Возвращается в Запорожье, работает на электрометаллургическом заводе «Днепроспецсталь» .

В 1962 г. Берковский вернулся в Москву. Поступил в аспирантуру МИСиСа, в 1967г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование пластического формоизменения при прокатке в калибрах», после чего остался работать и преподавать в этом институте. Два года (1970-1972) провёл в командировке в Индии, где преподавал на металлургическом факультете Индийского технологического института в городе Харагпур, недалеко от Калькутты, куда он был направлен в составе небольшой группы профессоров.

Главные направления научной работы Берковского — разработка теоретических основ и программного обеспечения компьютерных систем для расчёта технологических параметров процесса сортовой прокатки и создание автоматизированных систем для управления режимом прокатки прокатных станов. Им опубликовано более 120 научных трудов, множество учебных пособий и статей в научных журналах. За заслуги в области образования он удостоен звания «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Практически всю жизнь, наряду с преподавательской и научной работой, Виктор Берковский сочинял музыку, являясь одним из ярчайших представителей жанра авторской песни. Первые песни сочинил в 1957-1958 годах в Запорожье.Он — автор музыки более 200 песен; среди которых наиболее известны: «Гренада» (стихи М. Светлова), «Ну что с того, что я там был» (стихи Ю. Левитанского), «Альма-матер» (стихи Д. Сухарева), Под музыку Вивальди» (музыка совместно с С. Никитиным, стихи А. Величанского), «Снегопад» (стихи Ю. Мориц).

Высокий уровень творческих запросов, требований к качеству выбираемой поэзии, характерные для этого автора начиная с его самых первых песен, которые были написаны еще в Запорожье в конце 1950-х годов, когда жанр авторской песни только складывался и осознавал свои приоритеты, во многом определили его дальнейшее развитие и несомненно способствовали тому, что «в этом деле» сразу был задан «верный тон». В основе большинства песен Берковского, как правило, лежат лучшие образцы современной русской поэзии. Яркий пример такого точного «попадания» в стихотворение, после чего оно уже не мыслится звучащим по-иному, – песня «Гренада». Музыку на знаменитое светловское стихотворение неоднократно пытались написать и до, и после Берковского, в том числе некоторые очень известные композиторы, но народ знает и поет ее только в «берковском» варианте, с той единственной мелодией, которая как будто родилась вместе с этими стихами. Причем, как это и бывает с песнями, ставшими «народными», очень часто исполнители даже не помнят имени композитора.

В. Берковский Д. Богданов- Гренада.

В соавторстве с Сергеем Никитиным Берковский пишет музыку к театральным спектаклям, кинофильмам и радиоспектаклям. Некоторые из них: «Мэри Поппинс» (Театр имени Ермоловой, 1975); «Коньки» (Центральный детский театр, 1975); «Морские ворота» (песни на стихи Ю. Визбора; Рижская киностудия, (1974) и др. Исполнял песни совместно с Г. Бочкиной и Д. Дихтером, затем — с Г. Бочкиной и Д. Богдановым. Был одним из руководителей проекта «Песни нашего века» (1998). В 2009 году большой успех выпал на песню «Колечко» («Пролитую слезу из будущего привезу») на стихи Иосифа Бродского, прозвучавшую в исполнении Полины Агуреевой в остросюжетном триллере С. Урсуляка «Исаев».

Музыку Берковского всегда отличала органично присущая ей «оркестровость» звучания, до сих пор еще, к сожалению, мало реализованная на практике. Традиционный для авторской песни гитарный аккомпанемент, вполне самодостаточный для музыки большинства бардов, лишь в малой степени способен передать все богатство музыкальных идей, заложенных композитором в свои песни, – так что происходящее сейчас расширение инструментальной оснастки жанра сулит здесь естественное и богатое продолжение.

Под музыку Вивальди» (В.Берковский-С.Никитин) — РГСОК .
«Поговорим о любви. Весенний концерт, посвященный теме любви в музыке кино», 23.04.2015 г., Концертный зал им. П.И. Чайковского. Российский государственный симфонический оркестр кинематографии. Дирижер — Сергей Скрипка.

В музыкально-нотном отделе вы можете ознакомиться с нотными сборниками с песнями В. Берковского. В сборниках вы можете найти такие песни, как «Гренада», слова М.Светлова, «Вот и лето прошло», слова А. Тарковского, «Под музыку Вивальди» (совместное сочинение В. Берковского и С. Никитина), слова А. Величанского, «Старый друг», слова Е. Евтушенко и многие другие.

Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г. При подготовке мероприятия были использованы материалы из открытого доступа интернета: https://www.peoples.ru › art › music › bard › berkovsky https://ru.wikipedia.org/wiki/