Музыкальный портрет «Певец души движений» — к 180-летию композитора Жюля Массне.

Жюль Эмиль Фредерик Массне́ (12 мая 1842 — 13 августа 1912) — французский композитор, получивший известность благодаря своим операм, которых насчитывается более тридцати. Чаще других ставились две оперы — «Манон» (1884) и «Вертер» (1892). Массне также писал оратории, балеты, произведения для оркестра, музыку к спектаклям, фортепианные пьесы, песни и другие музыкальные произведения. Композитор родился в местечке Монто близ города Сент-Этьен (департамент Луара, Франция). В начале 1848 года Массне переехали в Париж, где вскоре разразилась революция. В тот же год начались систематические занятия Жюля музыкой. В 1853-м мальчик был принят в подготовительный класс Парижской консерватории.

В 1860 году его жизнь была отмечена несколькими событиями: он поступил в класс гармонии Анри Ребера, получил на консерваторском конкурсе похвальный лист первой степени, стал посещать класс органа Франсуа Бенуа, но главное — попал в класс композиции Амбруаза Тома, в лице которого он обрел покровителя и близкого друга. Следующим знаменательным годом стал 1863-й: Масне одержал победу в конкурсе на Большую Римскую премию, сочинив кантату «Давид Риццио» на текст Гюстава Шуке. Получив стипендию, Массне оказался в Риме, где его творчество получило новый импульс. К этому времени относятся его Первая сюита для оркестра (1864) и симфоническая сюита «Помпея» (1865).

Встреча с поэтом Арманом Сильвестром принесла Массне замечательные плоды: в его стихах композитор нашел близкие ему интонации изящества и мечтательности и выразил их в нескольких циклах романсов — «Апрельская поэма» (1866), «Поэма воспоминаний» (1871), «Зимняя поэма» (1882).

К 1866 году относится создание фортепианного цикла «Этюды стиля и ритмов», состоящего из десяти пьес, за который Массне получил свой первый гонорар от издателя Жиро. В 1871 году в Общедоступных концертах Падлу состоялось первое исполнение его Второй оркестровой сюиты («Венгерские сцены»), имевшей успех у зрителей и собравшей хорошую прессу. Теплый прием получила и его сюита для оркестра «Живописные сцены» (1871). 1873-й стал годом роста популярности Массне. Во-первых, грандиозный успех снискала оратория-опера «Мария Магдалина», где в главной партии выступила Полина Виардо со сцены парижского «Одеона». Во-вторых, яркое впечатление о себе оставила его музыка к античной трагедии Леконта де Лиля «Эринии». В-третьих, всеобщее внимание привлекла увертюра к трагедии Расина «Федра».

Весной 1877 года в Парижской опере состоялась премьера первой большой оперы Массне «Король Лахорский». «Черт возьми, сколько у этих французов вкуса и шика», — написал, познакомившись с партитурой «Короля», Петр Ильич Чайковский в письме к брату Модесту. Хотя критики в адрес оперы было тоже немало, тем не менее «Король Лахорский» оставил яркий след в творчестве Массне. В 1878 году Жюль Массне вновь побывал в Италии: получил аудиенцию у Папы Льва XIII, был представлен королеве Маргарите, гостил у издателя Джулио Рикорди, покровителя Пуччини. Получил приглашение стать профессором контрапункта, фуги и композиции в Парижской консерватории. Был избран членом Института Франции.

Музыка Массне звучала и за пределами Франции: в Италии, Великобритании, России, Венгрии и т. Д Успехом у слушателей пользовались его произведения: маленький шедевр «Нарцисс» (на стихи Поля Коллена) для хора и солиста в сопровождении фортепиано (1877), цикл романсов «Любовная поэма» на слова Поля Робике, Шестая сюита для оркестра («Феерические сцены»), «Героический марш Сабади» — все 1879 года. Возвышение композитора продолжалось на государственном уровне: в 1880-м он получил, вдобавок к уже имевшимся у него красной ленточке и званию кавалера Ордена Почетного легиона, Орден Академических пальм. Премьера опере «Иродиада» по мотивам одноименной повести Флобера состоялась в Брюсселе, в 1881 году, а в 1883-м она была исполнена в Гамбурге, где Массне сам дирижировал постановкой. 

Но подлинного расцвета талант композитора достиг в операх «Манон» и «Вертер». Работа над «Манон» (по мотивам романа «История кавалера де Грие и Манон Леско» аббата Прево) началась в 1881 году, а была закончена в 1883-м. Премьера прошла в Опера- Комик в 1884-м. Успех оперы был необыкновенным. Здесь в полной мере высветились самые сильные стороны композиторского дара Массне. Прежде всего, тут царствовала любовь, нежная, мечтательная и восторженная. Были поводы волнующе сопоставить и столкнуть 21 любовь с религией, а также показать множество оттенков жанра — легкого, живого, подвижного. Наконец, сюжет призывал обратиться к милым сердцу Массне линиям и краскам изящных традиций XVIII века.

Вторым шедевром, прославившим имя Массне, стала опера «Вертер» по мотивам романа Гёте «Страдания молодого Вертера». Судя по воспоминаниям композитора, замысел оперы возник у него после прослушивания «Парсифаля» Вагнера в 1882 году, во время поездки по Германии. Работа над «Вертером» продолжалась с 1885 по 1887 год, но премьеры пришлось ждать пять лет: спектакль планировался в Опера-Комик, но в 1887 году в театре разгорелся пожар. Только в 1892 году «Вертер» был представлен публике со сцены Венской оперы при участии знаменитого бельгийского тенора Эрнеста ван Дика Опера явила еще одну характерную черту творческого почерка Массне: чрезвычайную простоту в сочетании с совершенностью и емкостью образа.

Известность Массне продолжала расти. Как педагог консерватории он показал себя не только первоклассным профессионалом, способным успешно обучать всем сторонам техники музыкального искусства, но и вдохновителем, отнюдь не стремящимся лепить учеников по собственному образу и подобию. Шарль Кёклен приводил в пример афоризм, выразивший требовательный принцип искусства своего наставника: «Найти — это еще ничто. Выбрать — это все». В 1894 году в разных театрах состоялись премьеры трех заметных опер Массне: «Таис» (по одноименному роману Анатоля Франса), «Портрет Манон» и «Наваррка» (на основе новеллы Жюля Клареси «Сигарета»). А летом 1895 года, находясь в Ницце, композитор закончил «Золушку». Ее премьера прошла 24 мая 1899 года в Опера-Комик. Подзаголовок («Сказка фей») указывал на особый жанр произведения. Либретто было сочинено Анри Кэном по сказке Шарля Перро. До конца года сочинение выдержало полсотни представлений.

Ж. Массне, «Размышление» для скрипки соло из оперы «Таис»

В 1896 году Массне оставил профессуру и уехал с семьей в горы Оверни, где он сочинил оперу «Сафо». В 1899 году Массне купил полуразрушенный замок в Эгревиле. Здесь композитор создал большинство своих произведений последних лет жизни. Одна из финальных опер Массне — «Дон Кихот» — была написана композитором в 1909 году по желанию Федора Шаляпина и с расчетом на исполнение им заглавной партии. Премьера состоялась в 1910-м в Монте-Карло с огромным успехом. В 1911 году на страницах Echo de Paris началась публикация отрывков из «Воспоминаний» Массне (отдельной книгой они вышли в 1912-м, после смерти композитора). «Бывают судьбы единственные в своем роде. И судьба Массне — одна из таких». (Клод Дебюсси).

Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.