Исторический экскурс «Истинный художник Ренессанса»- к 455-летию композитора Клаудио Монтеверди.

Сведения о жизни выдающегося итальянского композитора конца XVI начала XVII вв. Клаудио Монтеверди отрывочны, его творческое наследие частично утеряно, а музыка забыта вплоть до XIX в., когда она вновь была открыта К. фон Винтерфельдом. Но в тоже время значение его творчества огромно. Монтеверди — последний композитор-мадригалист эпохи Ренессанса, первый оперный автор эпохи раннего барокко и один из главных сочинителей церковной музыки.

9 мая 1567 года в североитальянском городе Кремона в семье врача родился первенец, которого крестили именем Клаудио Джованни Антонио. Мальчик оказался музыкально одарен и поступил в ученики к капельмейстеру Кремонского кафедрального собора Маркантонио Индженьери. В пятнадцать лет Клаудио посвятил учителю первое издание своих мотетов. Монтеверди постигал искусство музыки, принимая участие в исполнении литургических песнопений. Также он учился в Университете Кремоны. Его первые опубликованные сборники включали (латинские) мотеты и духовные (итальянские) мадригалы (Cantiunculae Sacrae, 1582; Madrigali Spirituali, 1583). За ними последовали сборники трёхголосных канцонетт (1584), позже две «книги» (сборники) пятиголосных мадригалов (1587; 1590).

Очень быстро Монтеверди стал известен не только в родном городе, но и во всех соседних – Брешии, Вероне, Милане, Венеции. В 1590 он переехал в Мантую, став музыкантом герцога Гонзага, сначала как певчий и гамбист, а с 1602 как капельмейстер, организатор всей музыкальной жизни при герцогском дворе. Винченцо Гонзага высоко ценил маэстро, который сопровождал его в военных походах и официальных визитах. Благодаря этому, Клаудио познакомился с музыкальной культурой европейских стран – венгерской, французской, австрийской, голландской, перенимая лучшие ее достижения (так, опыт Флорентийской камераты — «драмы для музыки», как первоначально называли оперу —  он перенёс в Мантую).

В 1599 году Клаудио женился на певице Клаудии де Каттанес, у пары родилось трое детей: два сына и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения. К сожалению, семейное счастье было прервано в 1607, когда супруга внезапно умерла. В это же время двор Гонзаги начал испытывать финансовые сложности. Монтеверди поехал в родную Кремону, но герцог пытался его вернуть, предлагая щедрое жалование. Хотя композитор и понимал, что необходимо искать другой путь развития, альтернативы пока не было, и он продолжил работу в Мантуе вплоть до смерти герцога в 1612 году. Последующие события были также безрадостны – новый герцог уволил Монтеверди, в Кремону пришлось вернуться без гроша в кармане.

Клаудио Монтеверди, ок. 1597, автор неизвестен, (Музей Ашмола, Оксфорд). Самый ранний из известных портретов Монтеверди. Здесь композитору около 30 лет, портрет написан в Мантуе.

В 1613 Монтеверди едет в Венецию и после прослушивания, на котором он исполнил написанную по случаю музыку для мессы, получает пост маэстро главного храма Светлейшей – базилики Сан-Марко. Это был первый по значимости музыкальный пост в католическом мире за пределами Ватикана. Поначалу на композитора обрушились административные заботы – поиск и обучение музыкантов и хористов, поддержание дисциплины — в храме служили 30 певцов и 6 инструменталистов. Но вместе с тем он должен был писать музыку для всех главных церковных праздников. А вскоре у него начали заказывать и другие венецианские церкви, и аристократы, и светская власть города-государства. Более того, Монтеверди все еще писал и для двора Мантуи – формально он оставался ее подданным, хотя и пенял на то, что герцогство задолжало ему пенсию.

В начале 1630-х в Венецию пришла чума, уничтожившая треть населения города, в адском костре страшной болезни Монтеверди потерял младшего брата, Джулио Чезаре. В этот же период композитор становится священником, принимая сан. Скончался маэстро 29 ноября 1643 года.

Санта Мария Глориоза деи Фрари – одна из величайших венецианских базилик. Как и во многих храмах Светлейшей здесь упокоены аристократы и деятели искусства: дожи Джованни Пезаро и Франческо Дандоло, художник Тициан и скульптор Антонио Канова. Слева от алтаря, украшенного «Вознесением Девы Марии» Тициана, расположена капелла миланцев, в полу которой неожиданно скромная небольшая плита с нанесенным именем: Клаудио Монтеверди. Со стен капеллы взирают на мир глаза святых работы Тинторетто и Вазари, а серый камень венчает земной путь композитора, которого по праву зовут отцом мировой оперы.

Интересные факты:

  • Италия перенасыщена мировым культурным наследием, где каждый город является колыбелью искусств. Несмотря на это, небольшая Кремона может претендовать на звание самого музыкального города страны, поскольку является родиной не только Монтеверди, но и великих скрипичных мастеров и виртуозов – Амати, Страдивари, Гварнери. Скрипичные мастерские составляют славу города и в наши дни.
  • В обеих рукописях «Коронации Поппеи» (венецианской и неаполитанской) нет даже обозначений инструментов – только партитура для голосов солистов и континуо (басовый голос для построения аккомпанемента). Создание оркестрового сопровождения было работой интерпретаторов музыки, а не композитора.
  • В отличие от более поздних композиторов, Монтеверди не разделял партии по типу голосов. Все главные партии «Коронации Поппеи», за исключением Сенеки, были написаны для сопрано. Мужские роли часто исполняли кастраты, поющие в той же тесситуре. Эти традиции в современных постановках не находят продолжения, для большей достоверности мужские партии исполняют тенора.

Творческое наследие композитора:

Оперы: «Орфей» (Сказание об Орфее, La favola d’Orfeo, 1607 г.), «Ариадна» (1608 г.), «Мнимая сумасшедшая Ликори» (La finta pazza Licori, 1627 г. (?)), «Любовь Дианы и Эндимиона» (Gli amori di Diana e d’Endimiоne, 1628 г.), «Похищенная Прозерпина» (Proserpina rapita, 1630 г.), «Адонис» (1639 г.), «Возвращение Улисса на родину» (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1640 г., Болонья, 1641 г., театр «Caн-Кассиано», Венеция), «Свадьба Энея и Лавинии» (La nozze d’Enea con Lavinia, 1641 г.), «Коронация Поппеи» (L’incoronazionе di Poppea, 1642 г.);

8 сборников мадригалов (1587 г., 1590 г., 1592 г., 1603 г., 1605 г., 1614 г., 1619 г., 1638 г.);

2 сборника Scherzi musicali (1607 г. 1632 г.);

сборник Canzonette a tre voci (1584 г.)

Духовная музыкамессы, мотеты, мадригалы, псалмы, гимны, магнификат, и др.

Издания из фонда музыкально-нотного отдела:

Конен, Валентина Джозефовна. Очерки по истории зарубежной музыки / В. Д. Конен ; Государственный институт искусствознания Министерства культуpы РФ. — Москва : Музыка, 1997. — 639, [1] с. Монтеверди К. Арии. : для среднего голоса с фортепиано./ред. Элик М.А./:  Музыка, Ленинградское отд.; 1972., 27с., 29см.                                                                                                 Монтеверди, Клаудио (1567-1643).Два дуэта [Ноты] : для высоких голосов с фортепиано / К. Монтеверди ;[общая редакция С. С. Апродова ;перевод С. В. Гинзберг]. — Ленинград :Музыка, Ленинградское отделение, 1964.- 15 с., включ. обл. ; 29 см.

Мероприятие подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО.