Музыкальный экскурс «Корифей итальянской скрипичной школы» .

«Джузеппе Тартини принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVIII века, искусство которых сохраняет свое художественное значение до нашего времени». (Д. Острайх).

Выдающийся итальянский композитор, педагог, скрипач-виртуоз и музыкальный теоретик Джузеппе Тартини (08.04.1692 — 26.02.1770) исполняется 330 лет со дня рождения . Он занимал одно из важнейших мест в скрипичной культуре Италии первой половины XVIII в. В его искусстве слились традиции, идущие от А. Корелли, А. Вивальди, Ф. Верачини и других великих предшественников и современников. Оно поражает своей многогранностью — нежнейшей лирикой в «Покинутой Дидоне» (так называлась одна из скрипичных сонат), жаркой темпераментностью мелоса в «Трелях дьявола», блестящей концертностью в A-dur’ной фуге, величавой скорбью в медлительных Adagio, еще сохраняющих патетический декламационный стиль мастеров эпохи музыкального барокко.

Джузеппе Тартини родился 8 апреля 1692 года в Пирано, небольшом городке, расположенном в Истрии, области, граничащей с теперешней Югославией. Музыкант родился в семье, принадлежавшей к благородному сословию. Родители предназначали сына к карьере священнослужителя. Поэтому сначала он учился в приходской школе в Пирано, а затем в Капо д’Истрии. Там же Тартини начал играть на скрипке. Тартини не пришлось учиться у профессионально крепкого педагога-скрипача. Его мастерство было всецело завоевано им самим. Тартини был в подлинном смысле слова самоучкой .

Жизнь Тартини делится на два резко противоположных друг другу периода. Первый — юношеские годы до уединения в монастыре Ассизи, второй — остальная жизнь. Ветреный, шаловливый, горячий, невоздержанный по характеру, ищущий опасностей, сильный, ловкий, смелый — таков он в первом периоде своей жизни. Во втором же — после двухлетнего пребывания в Ассизи — это новый человек: сдержанный, замкнутый, подчас мрачный, всегда над чем-то сосредоточенно размышляющий, наблюдательный, пытливый, интенсивно работающий, уже успокоившийся в личной жизни, но тем более неустанно ищущий в области искусства, где и продолжает биться пульс его от природы горячей натуры.

Монастырь не только укрыл юного повесу и стал его пристанищем в годы изгнания. Здесь произошло нравственное и духовное перерождение Тартини, здесь же началось его подлинное становление как композитора. В монастыре Тартини пробыл 2 года, затем еще 2 года он играл в оперном театре в Анконе. Там музыкант встречался с Верачини, оказавшим заметное влияние на его творчество.

Изгнание Тартини кончилось в 1716 г. С этого времени и до конца жизни, за исключением небольших перерывов, он жил в Падуе, возглавляя оркестр капеллы в базилике Св. Антонио и выступая как скрипач-солист в различных городах Италии. В 1723 г. Тартини получил приглашение посетить Прагу для участия в музыкальных торжествах по случаю коронации Карла VI.

Вернувшись в Падую (1727), композитор организовал там музыкальную академию, отдавая много сил преподавательской деятельности. Современники называли его «учителем наций». Среди учеников Тартини такие выдающиеся скрипачи XVIII в., как П. Нардини, Г. Пуньяни, Д. Феррари, И. Науман, П. Лауссе, Ф. Руст и др.

Велик вклад музыканта в дальнейшее развитие искусства игры на скрипке. Он изменил конструкцию смычка, удлинив его. Мастерство ведения смычка самого Тартини, его необыкновенное пение на скрипке стало считаться образцовым. Композитор создал огромное количество произведений. В их числе многочисленные трио-сонаты, около 125 концертов, 175 сонат для скрипки и чембало. Последние именно в творчестве Тартини получили дальнейшее жанрово-стилистическое развитие.

Яркая образность музыкального мышления композитора проявилась в стремлении дать своим произведениям программные подзаголовки. Особую известность приобрели сонаты «Покинутая Дидона» и «Дьявольская трель». Последнюю замечательный русский музыкальный критик В. Одоевский считал началом новой эпохи в скрипичном искусстве. В музыке и облике Тартини много романтического: «Его художественной натуре. свойственны были неукротимо-страстные порывы и мечты, метания и борения, стремительные взлеты и спады эмоциональных состояний, словом все то, что делало Тартини, вместе с Антонио Вивальди одним из самых ранних предтечей романтизма в итальянской музыке». «Не случайно популярнейшая среди скрипичных сонат Тартини получила уже совсем романтическое название „Дьявольские трели»». «Скрипка Джузеппе Тартини иногда ласково поет, иногда сотрясает мир» (В. Родионов).

Даниил Бессонов. Дж. Тартини (обр. Ф. Крейслера), соната «Дьявольские трели».

Наряду с этими сочинениями велико значение монументального цикла «Искусство смычка». Состоящий из 50 вариаций на тему гавота Корелли он является своеобразным сводом технических приемов, имеющим не только педагогическое значение, но и высокую художественную ценность. Тартини был одним из пытливых музыкантов-мыслителей XVIII в., его теоретические воззрения нашли выражение не только в различных трактатах о музыке, но и в переписке с крупными музыкальными учеными того времени, являясь ценнейшими документами своей эпохи.

Фигура Тартини еще далеко не оцененная по достоинствам и значению в истории музыки. Возможно, его еще «откроют» для нашей эпохи и возродят к жизни его творения, большая часть которых пылится в анналах итальянских музеев. Сейчас же лишь ученики играют 2—3 из его сонат, да в репертуаре крупных исполнителей изредка мелькают прославленные его произведения — «Трели дьявола», сонаты ля минор и соль минор. Остаются неизвестными его замечательные концерты, часть из которых вполне могла бы занять достойное место рядом с концертами Вивальди и Баха.

Музыкант-художник, пытливый мыслитель, истинный наследник деятелей эпохи Возрождения, великий педагог — создатель школы скрипачей, разнесших его славу во все страны тогдашней Европы, — таков был Тартини. В музыкально-нотном отделе заинтересованный читатель найдёт книжный материал о жизненном и творческом своеобразии Дж. Тартини, а так же нотные издания с произведениями композитора.

  1. 166 биографий знаменитых композиторов/ Автор-составитель Л.В. Михеева. – СПб.: Композитор, 2000. – 208с., ил.
  2. Tartini, Giuseppe (1692-1770). Variations [Ноты]: on a Theme by A.Corelli. Fuga: from Sonata A dur: forviolin and piano / Giuseppe Tartini;edited by F. Kreisler. — [USA:Publishing House InternationalDistribution Departament]: Music Well,20??. — 14, [1] с., 1 парт. (4 с.)
  3. Тартини, Джузеппе (1692-1770). Избранное [Ноты] = Selected Pieces:для скрипки и фортепиано / Дж. Тартини.- Москва: Музыка, 2005. — 35 с., 1парт. (16 с.). — (Из наследия великих скрипачей = Great Violinists as Composers). Автор также на английском языке: G.Tartini. — Текст парал. на рус., англ. яз.  
  4. Тартини, Джузеппе (1692-1770). Соната [Ноты]: «Трель дьявола»:для скрипки и фортепиано / Д. Тартини;ред. Ф. Крейслера. — Москва:Государственное музыкальное издательство, 1959. — 15 с. включ. обл., 1 парт. (7 с.) 
  5. Тартини, Джузеппе (1692-1770). Сонаты [Ноты]: для скрипки ифортепиано: (в 3-х выпусках) / Дж. Тартини; сост. и ред. Л. Фейгин. -Москва: Музыка, 197?-1977.  Вып. 3. — 1977. — 55 с., 1 парт.

Материал подготовила зав.сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.