Громкие чтения «Лебединое озеро: перелистывая либретто» — к 145-летию премьеры балета П.И. Чайковского

145 лет назад на сцене Большого театра публике впервые показали балет «Лебединое озеро» Петра Чайковского. Премьера состоялась 20 февраля (по старому стилю) 1877 года. Зрители и критики постановку встретили холодно: они были недовольны либретто, хореографией, декорациями и костюмами.

Считается, что Чайковского вдохновило посещение Баварии, где композитор увидел знаменитый Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго. К слову, декорации к классическим постановкам до сих пор изображают готический замок в горах. В 1871 году композитор написал для своих родственников одноактный детский балет «Озеро лебедей».

Поводом для создания бессмертной партитуры стал заказ Московской дирекции Императорских театров. Для балета частично использовалась партитура уничтоженной композитором оперы «Ундина». В истории балета партитура «Озера» революционна: Чайковский написал ритмически удобную для танцев музыку, но на место простоватых мелодий и незатейливых дивертисментов пришли высокие поэтические обобщения, сквозные лирические темы, что впоследствии позволило по-новому подойти к созданию хореографии.

Автором либретто балета считается Владимир Бегичев, и, возможно, соавтором был Василий Гельцер. Однако существует высокая вероятность, что либретто балета принадлежит самому композитору — при написании музыки балета он активно консультировался с Бегичевым и счёл необходимым указать его имя на рукописи партитуры в качестве либретиста, однако сам Бегичев неоднократно, по свидетельствам современников, отрицал своё участие в написании либретто. В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, частично использованные до этого в различных литературных произведениях, а также оперных и балетных либретто.

В ту эпоху балетная музыка не считалась делом достойным серьезного композитора. И Чайковский, к тому времени автор нескольких опер и симфонии, за балетную партитуру брался впервые. В отличие от коллег – серьезных композиторов – балет понимал и любил.

Четырехактный спектакль, постановка Вацлава Рейзингера, потерпел провал. Критики разнесли в нем все … кроме музыки. Чайковский писал: «Когда музыка хороша, не все ли равно, танцует под нее Собещанская или не танцует».

Смерть 54-летнего Чайковского вызвала всплеск интереса к его творчеству. В Петербурге в 1894 году хореограф Лев Иванов взялся поставить второй акт – лебединый. Это он придумал «танец маленьких лебедей». В его постановке кордебалет стал играть важную роль.

П. И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро». Танец маленьких лебедей.

Всего год спустя Мариус Петипа и Лев Иванов поставили уже все четыре акта в Мариинском театре, и эта постановка имела успех. Либретто переписали, обогатив конфликтом. В первоначальном сюжете дочь злого волшебника не танцевала. Петипа изобрел партию черного лебедя. Отныне белого и черного, Одетту и Одиллию, будет исполнять одна балерина. Одетта-Одиллия – эта партия определила не одну балетную карьеру. Для Марины Семеновой это был ее первый триумф. Гордая постановка головы и невероятный лебединый жест – рука касается головы. Одетта Галины Улановой – символ вечной женственности и благородства. У бравурной Натальи Дудинской лучше получалась Одиллия. Ее черный лебедь влетал на сцену, как порыв ветра. Майя Плисецкая – утонченная Одетта, властная Одиллия, и эти знаменитые руки-крылья, трепет полета. Рекордные 800 раз – в этой роли Плисецкую еще никто не перетанцевал.

Прекрасная Светлана Захарова и её Одетта.

На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры. В 2015 году Большой театр и издательство “Композитор. Санкт-Петербург” тиражом 100 экземпляров выпустил книгу: « «Лебединое озеро» в московском Большом театре. 1875-1883. Скрипичный репетитор и другие документы», содержащую настоящую сенсацию. Впервые балет «Лебединое озеро» представлен таким, каким его увидел автор.

В заключении предлагаем Вам послушать либретто из балета. Действие четвёртое.

П.И. Чайковский. Лебединое озеро. Либретто В. Бегичева, В. Гельцера. Действие четвёртое.
Читает сотрудник музыкально-нотного отдела — Беспалова Л.Г.

Более подробно узнать об истории создания балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» вы можете из книг, представленных в музыкально-нотном отделе. Так же в музыкально-нотном отделе есть нотный материал — отдельные номера и сюита для фортепиано из балета «Лебединое озеро».

Материал подготовила зав.сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.