Кинопортрет из цикла «Кумиры эпохи» : «Кинодива советского экрана»- к 120-летию актрисы Любови Орловой.

Любовь Орлова – советская актриса, имя которой уже давно стало негласным символом всего советского кинематографа. В тридцатые-сороковые годы эта неординарная женщина была настоящим кумиром для миллионов людей во всех уголках огромной Страны советов. Но время меняет все. Сегодня ее имя уже больше не произносится с придыханием. Большинство молодых людей даже не знают о существовании этой замечательной актрисы. Ведь советское кино ранних лет уже, словно бы потерялось где-то в прошлом. Черно-белые фильмы стали историей. Но именно поэтому наш рассказ и приобретает такую актуальность. Ведь порой звезды прошлого отличаются очень яркой судьбой.

Актриса театра и кино, народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова родилась 11 февраля (29 января по старому стилю) 1902 года в подмосковном Звенигороде. Отец будущей советской кинозвезды Петр Орлов служил в военном ведомстве. Мать, Евгения Сухотина, происходила из старинного дворянского рода.

Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой. В 1919 году Любовь Орлова поступила в Московскую консерваторию. Она училась по классу рояля у Карла Киппа, но из-за трудного материального положения учеба в консерватории не была окончена. В 1922-1925 годах Орлова обучалась на хореографическом отделении Московского театрального техникума. В это же время работала иллюстратором (тапером) немых фильмов в московских кинотеатрах. В 1926-1933 годах Любовь Орлова работала в Музыкальном театре, которым в то время руководил Владимир Немирович-Данченко. Сначала она пела в составе хора, танцевала в кордебалете, затем ей стали доверять партии Герсильи в «Дочери мадам Анго», Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха, Серполетты в оперетте «Корневильские колокола» Робера Планкетта. Дебютом в кинематографе для актрисы стали роли в немом кино. Она сыграла Грушеньку в картине «Петербургская ночь» (1934) режиссера Григория Рошаля и Эллен Гетвуд в фильме Бориса Юрцева «Любовь Алены» (1934). Поворотным моментом в творчестве артистки стала встреча с молодым режиссером Григорием Александровым, который снял ее в главной роли в комедии «Веселые ребята» (1934).

Благодаря внешним данным, актёрскому мастерству, незаурядной музыкальности и драматическому таланту Орлова стала одной из ведущих киноактрис 1930-1940-х годов. Приобрела громадную популярность, снимаясь в фильмах Александрова: «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе» (1947).

Орлова также снималась в драматических фильмах — советском детективе «Ошибка инженера Кочина» (1939), картине Рошаля «Дело Артамоновых» (1941), а также в биографических кинолентах «Мусоргский» (1950) и «Композитор Глинка» (1952).

Последние роли в кино Любови Орловой были неудачными. Фильм Александрова «Русский сувенир» (1960) был раскритикован советской прессой.

В 1974 году Орлова сыграла в фильме Александрова «Скворец и лира». Двухсерийная картина о советских разведчиках, созданная в сотрудничестве с кинематографистами Чехословакии и ГДР, так и не вышла в прокат.

Последней ее работой в театре стала роль миссис Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж».

Любовь Орлова была награждена многими почетными званиями и наградами. В 1950 году ей было присвоено звание народной артистки СССР. Актриса дважды была удостоена Государственной премии СССР (1941, 1950). Награждена орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного знамени. В 1972 году ее именем была названа Малая планета. 26

Вторым мужем Любови Орловой стал режиссер Григорий Александров, в творческом и семейном союзе с которым актриса прожила до своей кончины. Своим успехом в кино она была обязана заботам мужа и своему таланту, трудоспособности и жертвенности в профессии.
Он пережил супругу на восемь лет, выпустив в память о жене в 1983 году, в год своей смерти, документальный фильм «Любовь Орлова».

В 2007 году на малой родине актрисы — в Звенигороде состоялось открытие Культурного центра имени Любови Орловой. В сентябре 2016 года рядом с культурным центром был установлен памятник Любови Орловой.

В музыкально-нотном отделе вы можете более подробно познакомиться с жизнью и творчеством великой актрисы ХХ века, прочитав следующие книги:

Голикова, Нонна Юрьевна.  Любовь Орлова : годы счастья / Нонна Голикова ; послесловие М. Ю. Куницына. — Москва : АСТ, 2020. — 268, [1] с., [8] л. ил., портр. ; 22 см. — (Зеркало памяти).

Романов, Алексей Владимирович (1908-). Любовь Орлова в искусстве и в жизни.- 2-е издание, исправленное. — Москва : Искусство, 1988. — 241, [14] с. : ил. ;  20 см.

Щеглов, Дмитрий Алексеевич «Любовь Орлова«, М., Эксмо-Пресс, 2002. — 384с.: ил.; 20 см.

Кинопортрет составила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО