Александр Николаевич Скрябин представляет собой интересную и достаточно мистическую фигуру конца XIX и начала XX века. Он всегда стремился к созданию нового и открывал совершенно иные по звучанию музыкально-колористические грани.
Нельзя упускать из виду, что кроме неоспоримого дара к сочинительству Скрябин в совершенстве владел фортепиано и блестяще исполнял самые сложные с технической стороны произведения. Страсть к собственному делу сподвигла его на создание музыкальных шедевров – фортепианных прелюдий, сонат, этюдов, поэм. Наследие композитора объемно – 10 сонат, более 100 фортепианных прелюдий, ноктюрнов, поэм, 5 симфоний.
Протестные эмоции Скрябина звучат в знаменитом Этюде до-диез минор (ор.8 №12). Его этюд, который тоже часто называют «революционным» — экзистенциальный вызов миру, победоносное преодоление человеческим духом всего материального. Скрябин был символистом и мистиком, и был уверен, что ему дано преобразовать этот мир. Прекрасно, хоть и немного высокопарно. Но такое уж было время .
Скрябин, который слишком усердно пытался преодолеть техническую ограниченность своих маленьких рук и серьёзно переиграл правую, всё же сумел восстановить её функции. Педагог и композитор С.И. Танеев, с ранних лет знавший Сашу Скрябина, помог организовать поездку на лечение в Германию и Швейцарию. Но проблема время от времени возвращалась. Поэтому ему было очень важно развивать левую руку, чтобы защищать правую от сверхнагрузок. Его Прелюдия и Ноктюрн для левой руки — прекрасная музыка и искусная имитация двуручной фортепианной фактуры. Закройте глаза, и вы никогда не поймёте, что тут чего-то не хватает (целых пяти пальцев).
Прелюдии из разных опусов Скрябина были включены в репертуар лучших мировых пианистов, как XX века, так XXI столетия, среди которых Владимир Горовиц, Генрих Нейгауз, Михаил Плетнев, Святослав Рихтер, Владимир Софроницкий. Каждый из перечисленных выше гениев сумел внести собственное видение и создать по-настоящему интересную интерпретацию. Тем не менее, считается, что авторское исполнение, найти которое на сегодняшний день достаточно сложно, является эталоном. Скрябину, как исполнителю, удавалось практически невозможное в плане звукоизвлечения. Своеобразная «нервная» техника буквально гипнотизировала слушателей, заставляя вникать в каждый звук, и держа аудиторию в постоянном напряжении. При этом он сохранял абсолютно спокойное выражение лица. За его способность передавать настроение его нередко называли Шопеном своего времени. У композитора возникла идея написать прелюдии в каждой тональности. В конечном итоге их собралось 47. Они вышли в издательстве Беляева в 1897 году.
С возвращением Скрябина на родину из Европы в январе 1909 г. начинается завершающий период его жизни и творчества. Главное внимание композитор сосредоточил на одной цели — создании грандиозного сочинения, призванного изменить мир, преобразить человечество. Так появляется синтетическое произведение — поэма «Прометей» . Партитура «Поэмы огня» имеет дополнительную нотную строку для светового инструмента Luce. Помимо него, в исполнении задействованы большой оркестр с органом и солирующим фортепиано и хор, поющий без слов.В Петербурге «Прометей» был впервые исполнен 9 марта 1911 г. под управлением С. Кусевицкого с участием в качестве пианиста самого Скрябина. В основу «Прометея» (или «Поэмы огня», как назвал его автор) положен древнегреческий миф о титане Прометее. Тема борьбы и победы человека над силами зла и тьмы, отступающими перед сиянием огня, вдохновила Скрябина. Он полностью обновляет здесь свой гармонический язык, отступая от традиционной тональной системы. В напряженном симфоническом развитии участвуют много тем. «Прометей — это активная энергия вселенной, творческий принцип, это огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль», — так говорил о своей «Поэме огня» Скрябин.
Интересные факты об Александре Скрябине:
- А.Скрябин был учителем музыки поэта Бориса Пастернака.
- Прелюдия была одним из самых любимых жанров композитора.
- Александр Николаевич Скрябин первым ввел понятие «цветомузыка», как теоретический термин. Так каждая тональность имела собственную краску. Тональность до мажор имела красный цвет, а фа-диез мажор, считающаяся олицетворением космоса и вселенной проецировалась в синих красках. В этом начинает проявляться склонность к символизму.
- В финале Седьмой сонаты композитор поместил аккорд из 25 звуков. Для того, чтобы точно его сыграть, необходимы три пианиста.
- В честь музыканта в 1959 году был назван первый русский синтезатор – «АНС». Инструмент имеет широчайший диапазон: 10 октав, в каждой из которых по 72 звука. Особенностью данного музыкального прибора можно назвать возможность воспроизведения соответствующими звуками нарисованного изображения на специальном дисплее. На данный момент синтезатор существует в единственном экземпляре.
- Договор по аренде квартиры на Арбате Скрябин заключил на три года. Срок истек 14 апреля 1915 года, в день его смерти.
Предлагаем познакомиться с литературой о композиторе, которая имеется в музыкально-нотном отделе библиотеки, а также с нотными изданиями музыкальных произведений композитора.
1.Александр Николаевич Скрябин, 1872-1915 [[Текст] :] : [Альбом] / Гос. центр. музей муз. культуры им. М.И.Глинки ; [Составитель Е.Н. Рудакова ;Ред., вступ. статья и коммент. А.И. Кандинского]. — Москва : Музыка, 1979. — 215с.
2.Сабанеев, Леонид Леонидович.Воспоминания о Скрябине / Л.Л. Сабанеев. — Москва : Классика-XXI, 2003. — 190, [2] с.
3.Федякин, Сергей Романович. Скрябин / Сергей Федякин. — Москва : Молодая гвардия, 2004. — 555, [2] c.
Исполнительское искусство. Великое наследие.
4.Дернова, Варвара Павловна (1906-).Последние прелюдии Скрябина :исследование/В. П. Дернова.-Москва : Музыка, 1988. — 71, [2] с
5.Николаева, Анна Ивановна. Особенности фортепианного стиля А. Н. Скрябина : на примере произведений малой формы / А. Николаева. — Москва : Советский композитор, 1983. — 104 с.
6.Скрябин, Александр Николаевич (1872-1915).Восемь этюдов [Ноты] = Eight Etudes : для фортепиано : Соч. 42 /Скрябин. — Москва : Музыка, 2010. — 33с.
7.Скрябин, Александр Николаевич(1872-1915). Избранные произведения [Ноты] = Selected Works / Скрябин. — Москва : Музыка, 2009.
8.Скрябин, Александр Николаевич (1872-1915).Неизвестный Скрябин. Пьесы = Unknown Scriabin. Pieces : для фортепиано / А. Скрябин. — Санкт-Петербург : Нота,2004. — 50 с. : портр.
9.Скрябин, Александр Николаевич (1872-1915).Поэмы = Poems. Мазурки = Mazurkas :для фортепиано / А. Скрябин. — Москва : Музыка, 1982. — 157, [2] с. В основу настоящей публикации положано издание А. Н. Скрябин. Полное собрание сочинений для фортепиано. Под редакцией К. Н. Игумнова и Я. И. Мильштейна (т.1, Музгиз, 1947 ; т. 2, Музгиз, 1948), Л. Н. Оборина и Я. И. Мильштейна (т. 3,Музгиз, 1953)
10.Скрябин, Александр Николаевич (1872-1915).Прелюдии = Preludes. Этюды = Studies : для фортепиано / А. Скрябин ;[редакция К. Н. Игумнова, Я. И.Мильштейна и Л. Н. Оборина]. — Москва : Музыка, 1981. — 253, [2] с.
11.Скрябин, Александр Николаевич (1872-1915).Соната № 8 : для фортепиано : [op.67] / А. Скрябин ; редакция К. Игумнова и Я. Мильштейна. — Москва : Музыка, 1975. — 35 с.
Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.
Использованы материалы: https://www.belcanto.ru/scriabin.html, https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/aleksandr-skryabin, https://www.culture.ru/persons/8303/aleksandr-skryabin?cleanCache=true.