Кино-калейдоскоп «Нино Рота: кино и музыка» — к 110- летию композитора

3 декабря исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося итальянского композитора, музыканта, преподавателя Нино Рота. Популярность маэстро значительно увеличилась после того как он написал музыкальное сопровождение к кинолентам режиссёров Федерико Феллини и Лукино Висконти. Нино родился в красочном Милане. Ему было суждено стать одним из самых влиятельных композиторов XX века. За продолжительную творческую карьеру маэстро несколько раз номинировали на получение престижных премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми».

В 7 лет он впервые сел за фортепиано. Мама обучила играть сына на музыкальном инструменте, поскольку это была их семейная традиция. Спустя некоторое время Нино Рота поразил всю семью оригинальной импровизацией. На сцене Нино играл ораторию, собственного сочинения. Подобные композиции сложно поддаются к написанию даже опытным композиторам. То, что парню в 11 лет удалось сочинить музыкальное произведение такого уровня, говорило только об одном – перед зрителями выступает гений.

После кончины главы семейства воспитанием сына занялась мать – Эрнеста Ринальди. Мама Нино была заслуженной пианисткой, поэтому у неё была возможность усердно заниматься с мальчиком. В одном из интервью он вспомнит:

«Я сидел дома за игрой на любимом музыкальном инструменте. В то время как мои сверстники были увлечены детскими играми…».

В начале 20-х годов прошлого столетия произведение молодого композитора прозвучало в стенах парижского концертного зала. На тот момент Нино исполнилось всего 13 лет. Он представил на суд требовательных зрителей своё первое масштабное произведение – оперу, «Король-свинопас», взяв за основу оперного либретто сказку Андерсена, а еще спустя два года закончил обучение в консерватории с красным дипломом. Благо, часть работ, которые Нино написал до 1945 года – сохранились в архивах. (Много работ композитора сгорели во время бомбардировке Милана)

Музыкальные критики тепло отзываются о дебютных работах маэстро. Его сравнивали с Моцартом. Нино Рота ещё не достиг совершеннолетия, но уже имел некий статус в творческой среде.

Были времена, когда композитор оттачивал знания в учебных заведениях Рима, Милана, Филадельфии. Ученую степень Нино получил в США. В 30-х годах прошлого столетия приступил к преподавательской деятельности. В 1937 году он начал свою преподавательскую карьеру, а в 1950 занял пост директора Музыкального Лицея Бари и оставался на нем вплоть до 1978 года.

В середине 40-х годов он написал несколько музыкальных сопровождений для лент гениального режиссёра Р. Кастеллани. Его музыка также звучит в лентах: А. Латтуада, М. Сольдати, Л. Дзампа, Э. Даннини, М. Камерини. слава и признание пришли к композитору после фильмов «Белый шейх», «Дорога», «Ромео и Джульетта», «Рокко и его братья», «Сладкая жизнь», «Крестный отец».

Сотрудничать с Нино Ротой почитали за честь самые именитые режиссеры 50-70 годов прошлого века — Лукино Висконти, Франко Росси, Дамиано Дамиани, Франко Дзеффирелли, Фрэнсис Форд Коппола.

Но в полной мере его необыкновенный талант и потрясающая творческая интуиция раскрылись в творческом тандеме с Федерико Феллини. Феллини отличался своеобразным характером. Ему редко удавалось находить общий язык с актёрами и ассистентами. Нино Рота каким-то непонятным образом удалось оказаться на одной волне с требовательным режиссёром. Феллини и Нино объединяли не только общие творческие интересы, но и крепкая дружба (из 23 фильмов, созданных мэтром итальянского кинематографа, в 17 звучит музыка Нино Роты).

Музыка Нино Рота к фильму Федерико Феллини «8 ½» считается одним из лучших произведений композитора, способным, помимо художественного оформления сюжета, стать частью повествования, одним из действующих лиц картины.

В 1972 году Нино Рота написал музыку для кинофильма «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы. Несмотря на то, что эта музыка, как и фильм, пользовалась огромным успехом, к участию в состязании за премию Оскар её не допустили, из-за того, что композитор использовал мотивы, ранее написанные для фильма «Fortunella» режиссера Эдоардо Де Филиппо (Edoardo De Filippo). Однако через два года Нино Рота был удостоен Оскара за саундтрек ко второй части саги «Крестный отец».  На закате 60-х годов прошлого столетия Ф. Дзеффирелли экранизировал пьесу «Ромео и Джульетты». Не последнее место в популярности пьесы следует отдать музыкальному сопровождению. Главную композицию Нино сочинил за несколько лет до премьеры ленты – для театральной постановки Дзеффирелли.

Интересно, что эксперты не воспринимали классические произведения маэстро всерьёз. Его считали гением киномузыки. Такой статус откровенно обижал Нино. Увы, но при жизни ему так и не удалось доказать поклонникам, что его творческие способности гораздо шире, чем это может казаться на первый взгляд.

Мелодиям маэстро присущ трагизм и эмоциональность. Он был замкнутым человеком. Нино не любил пускать посторонних в свою жизнь. Рота практические не давал интервью и не распространял подробности о сердечных делах. Он казался человеком не от мира сего. Его способность отрешаться и жить словно вне рамок времени, быта, реалий действительности вызывала неподдельное удивление окружающих. Невероятно скромный, абсолютно равнодушный к материальным благам, славе и борьбе за место под солнцем, он снискал себе лавры «крестного отца киномузыки», нимало не заботясь об этом.

Последние годы жизни композитора были такими же насыщенными. Он до конца своих дней выступал на сцене. Маэстро ушёл из жизни в возрасте 67 лет во время работы над лентой Феллини. Сердце Нино перестало биться через полчаса после окончания репетиции оркестра. Его не стало 10 апреля 1979 года.

Интересные факты

Нино Рота написал музыкальное сопровождение к более 150 кинолентам. Имя композитора носит консерватория в городке Монополи — Conservatorio Nino Rota. В ленте Феллини «Восемь с половиной» он фигурирует не только как автор музыки, но и актёр. Правда, Нино досталась эпизодическая роль. Роту связывали дружеские отношения с Игорем Стравинским. Он немного умел говорить на русском языке.

Музыкально-библиографическая литература из фонда МНО:

Коппола, Фрэнсис Форд (1939).Живое кино: секрет техники, приемы / Фрэнсис Форд Коппола ; [пер. с англ. Ксении Артамоновой ; науч. ред. Маргарита Капрелова]. — Москва : Альпина Паблишер, 2018. — 249 с. : ил., факс. ; 21 см.

Мелодии мирового кино [Ноты] : в легком переложении для фортепиано(гитары) / [авторы] переложений: Г. И. Фиртич, П. Ю. Трубинов (кф. «Однажды в Америке»). — Санкт-Петербург : Композитор, cop. 2000. — 116, [4] с. ; 29 см.

Рота, Нино. Время для нас [Ноты] = A time for us : из кинофильма «Ромео и Джульетта».Тема любви = Speak softly, love : из кинофильма «Крестный отец». Мелодия = Melody : из кинофильма «Рокко и его братья» : [легкое переложение для фортепиано (гитары)] / Нино Рота ;[переложения Г. Фиртича (1, 2), С. Гринберга (3)]. — Санкт-Петербург: Композитор, [200-]. — 7 c. ; 29 см. -(Три хита = 3 Hits).

Федерико Феллини. Я вспоминаю…-Москва: Вагриус, 2002 г. 445 с.-(Серия: Мой 20 век).

Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО