Музыкальная гостиная «Достоевский-на музыкальной сцене» — к 200-летию Ф.М. Достоевского.

           11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя, классика мировой художественной литературы, Федора Михайловича Достоевского.

Достоевский и музыка… На первый взгляд кажется, что понятие музыкальность менее всего применимо к творчеству Достоевского. Между тем творчество Ф. Достоевского связано с музыкой неразрывными узами. Какую же роль играла музыка в жизни и творчестве Достоевского? Какое значение имеет наследие писателя для музыки?  С детских лет, живя в дворянской усадьбе, будущий писатель прикасался к народному песенному творчеству: слушал песни крестьян на деревенских праздниках. Дома же музыка звучала, когда его мать брала гитару и напевала любимые романсы. Сильные и глубокие музыкальные впечатления Достоевский получил в годы учения в Петербургской гимназии и после окончания инженерного училища. Он погрузился в общение с музыкальной классикой, стал завсегдатаем оперных и балетных спектаклей, концертов.  Он любил творчествоМ. Глинки, А. Серова, увлекался Д. Мейербером, музыку Р. Вагнера характеризовал как «полную глубоких задач». В. А. Моцарт и Л. Бетховен были предметом его поклонения. Любимое музыкальное произведение М. Достоевского – бетховенская «Патетическая соната».

Музыкальные интересы писателя нашли отражение в его литературных произведениях.

В рассказе «Вечный муж» Ф. Достоевский дает характеристику выразительности музыки романса М. Глинки «К ней», в «Подростке» демонстрирует отличное знание старинной итальянской церковной музыки, в «Неточке Незваной» — глубокое проникновение в природу русской народной песни.  На сюжеты произведений Ф. Достоевского написаны оперы «Братья Карамазовы», «Игрок», «Из Мертвого дома», «Преступление и наказание», «Раскольников»,  «Настасья Филипповна»,  оратория «Великий инквизитор», балеты «Зимний рассказ», «Идиот» и др. Большую известность получила лирико-психологическая опера «Игрок» С.Прокофьева. Первый вариант этой оперы был поставлен в Петербурге в 1916 г. в Мариинском театре, второй вариант в 1929 г. в Брюсселе. У Достоевского рассказ ведется от лица главного героя, а в опере повествование превращено в прямое действие. В ХХ веке в отечественном искусстве возрос интерес к творчеству Достоевского. В этот период созданы оперы «Бедные люди» Г. Седельникова, «Белые ночи» Ю. Буцко по одноименным романам Ф. Достоевского.  Создаются оперы «Братья Карамазовы» А. Холминова, «Князь Мышкин» А. Балтина, «Идиот» М. Вайнберга, «Ожидаем генерала» Л. Присса, «Преступление и наказание» Э. Артемьева. Эти сочинения относятся к жанру «большой оперы». Екатеринбургский композитор В. Кобекин создал оперу «Н.Ф.Б.» по роману Ф. Достоевского «Идиот». Эта опера была написана по заказу оргкомитета фестиваля «Сакро-Арт», который проводился в немецком городе Локкум, близ Ганновера. Постановка имела грандиозный успех. Роман М. Достоевского «Идиот» был воплощен и в балете. В 1979 г. В. Пановым был поставлен для Берлинской оперы балет «Идиот» на музыку Д. Шостаковича. 15 декабря 1980 г. в Ленинграде состоялась премьера балета «Идиот» Бориса Эйфмана.Из почти 300 персонажей романа Эйфманвыбрал лишь четырех: Лев Мышкин, Парфен Рогожин, Настасья Филипповна и Аглая Епанчина — своего рода роковой четырехугольник. Через 15 лет Б. Эйфманвновь обращается к творчеству Ф. Достоевского – на этот раз «Братья Карамазовы». Для балета «Братья Карамазовы» он использует музыку Рахманинова, Мусоргского, Рихарда Вагнера и цыганские песни. Премьера этого балета состоялась в Мариинском театре в октябре 1995 года. В балетных постановках были найдены необычные режиссерские приемы, позволяющие воссоздать языком балета сложнейшие философские и психологические проблемы, затронутые писателем.

И в ХХI веке создаются оперы по произведениям классика. Перед вами книга из серии «Избранное в пяти книгах»- из фонда МНО.

Димитрин, Юрий Георгиевич. Избранное : в 5 книгах / Юрий Димитрин. — Санкт-Петербург [и др.]:Лань : Планета музыки,    2016. — 24 см. – Данная серия книг включает в себя сочинения драматурга Юрия Димитрина. [Кн. 4]: Оперы по романам Достоевского. — 2016. — 220, [1] с.

Четвертая книга посвящена опыту автора в создании им оперных либретто по романам Ф. Достоевского («Братья Карамазовы», «Идиот», «Бесы»). В приложении представлены материалы о спектакле Мариинского театра «Братьев Карамазовы» (2008 г.).
Издание адресовано деятелям музыкального театра, композиторам, либреттистам, музыковедам, педагогам и студентам музыкальных вузов, широкому кругу поклонников оперного искусства и почитателей творчества Ф. Достоевского.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 20211027_160640-1.jpg

На либретто Ю. Димитрина оперы сочинил композитор Александр Смелков.

Больший интерес вызвало творчество Ф. Достоевского у зарубежных композиторов, особенно у чешских композиторов. На сюжет «Записок из Мертвого дома» была написана опера Леоша Яначека «Мертвый дом». Отар Еремиаш работал над оперой «Братья Карамазовы», которая была впервые поставлена в 1928 г. в пражском Народном театре. Ганс Краса написал на немецком языке двухактную оперу «Обручение во сне» на сюжет повести Достоевского «Дядюшкин сон». Композитор Франтишек Пицка написал драматическую увертюру «Степанчиково», а Иозеф Берг стал автором сюиты для фортепиано «Братья Карамазовы». Композитор Карел Купка написал балет «Идиот», и он же является автором одноименной оперы. Германом Гейсом была поставлена в Западном Берлине электронная балет-пантомима «Поступок».

Итальянские композиторы также создали много произведений на сюжеты Достоевского. Луиджи Кортезе — автор оперы в двух актах и 32 эпизодах — «Белые ночи». Премьера этой оперы состоялась в Милане. Франко Маннино — автор одноименной оперы. Существует также телевизионная опера по роману «Белые ночи», автором которой является сербский композитор Станойл Раич. В 1970 году в Риме состоялась премьера оперы «L’idiota» («Идиот») — композитор Абрлучиано Чайли. На сюжет повести «Двойник» композитором Флавио Тести была написана опера «Il sosia», поставленная в 1981 году в Милане. В США сюжет «Идиота» в 1973 г. был воплощен в телевизионной опере «Myshkin», показанной в Блумингтоне (автор Джон Ц. Итон). Однако наибольший композиторский интерес вызвал роман Федора Достоевского «Преступление и наказание». В 1925 и в 1930 гг. австрийский композитор Эмил Николаус фон Резничек написал две увертюры «Раскольников». Артур Онеггер сочинил музыку к фильму, который получил название «Crime et chatiment». На сюжет романа «Преступление и наказание» были также созданы: музыка к спектаклю «Раскольников» норвежским композитором Паулине Халлом, драматическая сцена «Сон Раскольникова» немецким композитором Гизелхер Клебе и впервые исполненная в Дармштадте, балетная музыка «Раскольников» австрийским композитором Паулем Лутце.

Представляем довольно редкое издание из фонда музыкально-нотного отдела:

Гозенпуд, Абрам Акимович. Достоевский и музыкально-театральное искусство: Исследование / А. Гозенпуд.- Ленинград: Советский композитор: Ленинградское отделение, 1981. — 224 с.: 4 л. ил.; 22 см.

В книге рассматривается проблема связи Достоевского с музыкально-театральным искусством, воздействие творчества писателя на Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича и других композиторов. В исследовании широко использованы мемуарная литература, материалы прессы. Издание приурочено к 100-летию со дня смерти и 160-летию со дня рождения великого писателя.

Также Вас может заинтересовать и более раннее издание о Ф. М. Достоевском и музыке в его жизни и творчестве.

Гозенпуд А. А. Достоевский и музыка. Л.: «Музыка», 1971.

Данная книга ставит задачей определить роль музыки в жизни и творчестве Достоевского, а также значение наследия писателя для музыки. На всем протяжении жизни Достоевский испытывал глубокий интерес к театру — музыкальному и драматическому. В работе сделана попытка определить роль и характер театральных впечатлений в формировании художественных замыслов писателя. Однако музыка и театр были только элементами творческого сознания художника, малым миром, и его следует мысленно соотнести с тем огромным и сложным, имя которому Достоевский.

Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО