Музыкальная гостиная «Отражение в зеркале эпохи» -к 115-летию Д.Шостаковича

«Шостакович ощущал в себе драгоценный дар национального летописца. «

С.Волков “Шостакович и Сталин” 

25 сентября исполняется 115 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Шостакович родился в 1906 и умер в 1975 году. Он целиком принадлежит двадцатому столетию – и своей музыкой, и всей своей биографией. Ему довелось пережить и отразить в своем творчестве самые значительные события «русского ХХ века» – революцию, сталинский террор, Великую отечественную войну, «холодную войну», послевоенную хрущевскую «оттепель», научно-техническую революцию и последующий брежневский «застой». Он внес значительный вклад в обновление музыкального языка своей эпохи, но не стал основоположником ни одного из известных нам направлений «новой музыки» или родоначальником новой композиторской техники. Тем не менее, музыкальную интонацию Шостаковича можно узнать сразу и безошибочно. Характерные приемы его музыки породили целую волну подражаний. А как педагог Шостакович создал композиторскую школу – одну из крупнейших в истории музыки.

Страницы биографии

Предлагаем посмотреть обзорную презентацию по этапам творческого пути Шостаковича.

Русские и нерусские инициалы Дмитрия Шостаковича давно уже стали фирменными знаками композитора. Происхождение русских букв очевидно. Латинскими буквами Шостакович пользовался в виде нот, выводя их из немецкого написания «D[.]SCH[ostakowitsch]». По немецкой системе буквы D, S, C и H означают соответственно ноты «ре», «ми-бемоль», «до», и «си». Этот краткий, легко узнаваемый мотив появляется в музыке Шостаковича уже после войны – там, где подчеркивается сугубо личная, исповедальная образность. Мотив-монограмму «DSCH» мы слышим в Первом скрипичном концерте и затем уже в полную силу в Десятой симфонии. С фуги на этот мотив начинается Восьмой струнный квартет. Обостренная выразительность мотива «DSCH» напоминает барочную музыкальную символику «креста»: два звука вверх и два звука вниз. А сама традиция нотных монограмм-вензелей известна нам еще со времен Баха («BACH»). 

Голос композитора можно услышать в кинохронике и в документальных фильмах, где он присутствует. Душевная ранимость, болезненность и ломкость делали Шостаковича особенно уязвимым в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, будь то столкновения с советской властью или невзгоды семейной жизни. Характерный эмоциональный надлом, гротеск слышны в сочинениях Шостаковича, написанных даже в самые благополучные периоды его жизни. Их нет лишь в советских произведениях композитора, созданных специально к различным официальным поводам.

Шостакович Д. исполняет фрагмент 7-й симфонии

Большой интерес вызывают материалы об истории первого исполнения Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича в Англии и США. Как известно, Великая Отечественная война застала Дмитрия Дмитриевича в Ленинграде. Он отказался эвакуироваться – сначала с консерваторией, потом с филармонией. В осажденном городе Шостакович состоял в ополчении, по ночам дежурил на крыше консерватории и тушил зажигалки. Но главным для него оставалось музыкальное творчество. Именно тогда композиторский гений Шостаковича заблистал с особой силой. Композитор оставался в Ленинграде вплоть до категорического распоряжения первого секретаря Ленинградского обкома и горкома партии, члена Военного совета фронта Алексея Кузнецова. Симфония, написанная в условиях жестокой блокады и впервые исполненная во временной военной столице Советского Союза Куйбышеве (нынешней Самаре), куда эвакуировали композитора в конце 1941 года, стала своеобразным гимном несгибаемому духу воинов и жителей осажденного города и уверенности в победе. После сообщений иностранных корреспондентов о состоявшемся в Куйбышеве концерте целый ряд музыкальных организаций и крупнейших дирижеров обратились в советские посольства в Англии и США и ВОКС с просьбой срочно прислать партитуру Седьмой симфонии, а также плёнку с её исполнением. Ответ не замедлил ждать. В считаные дни были сделаны фотографии нот симфонии и вместе с дипломатической почтой ближайшим самолетом переправлены в Лондон и Вашингтон.

Первое зарубежное исполнение Седьмой симфонии за пределами СССР состоялось 29 июня 1942 года в Лондонском королевском зале искусств и наук имени принца Альберта – одной из наиболее престижных мировых концертных площадок. Пять с половиной тысяч зрителей, удостоившихся чести получить приглашения или сумевших приобрести дорогие билеты, встретили симфонию овацией. Спустя три недели произведение прозвучало в Нью-Йорке в студии Национальной радиовещательной корпорации в присутствии полутора тысяч человек. Оркестром Эн-Би-Си управлял знаменитый Артуро Тосканини. В 1942 – 1943 годах в США Седьмая симфония 65 раз была исполнена оркестрами под управлением Кусевицкого, Стоковского, Орманди и других ведущих американских дирижеров, она неоднократно транслировалась радиостанциями.

Газета «Чикаго сан» так прокомментировала этот концерт: «Звуки битвы под Ленинградом гремели вчера в ушах мира: оркестр под управлением Тосканини исполнил симфонию, выражающую гнев и вместе с тем предчувствие победы».

«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!»– сказал другой корреспондент о состоявшемся концерте

«Вальс № 2» (он же «Сочинение 99» или «Русский вальс») написан Дмитрием Шостаковичем в 1938 году.

Матвей Блантер вспоминал: «Договорились о джазовом сочинении, и Шостакович проводил меня на вокзал. Вскоре он привёз в Москву три пьесы для нашего оркестра. Мы собрались на квартире Кнушевицкого, чтобы послушать. Инструментовка звучала прекрасно, но музыка была не джазовая. Он пришел в оркестр, посидел около часа, специально послушал саксофониста, ударника. Потом принёс новую инструментовку, и все звучало изумительно». Оригинальная партитура была утрачена во время Второй мировой войны. Первую популярность произведению принесло его звучание в кинокартине Михаила Калатозова «Первый эшелон» в 1955 году. Наибольшая же известность вальса наступила после последнего фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами».

Сюита из музыки к кинофильму «Овод» — едва ли не самое популярное произведение Шостаковича. В 1955 году режисером Козинцевым был поставлен фильм по мотивам романа писательницы Войнич «Овод». Музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович. На основе этой музыки была составлена сюита.

Выставка книжных изданий из фонда музыкально-нотного отдела ЦГБ им.М.Горького «Музыка как судьба»

Мейер, Кшиштоф .  Шостакович. Жизнь, творчество,  время / Кшиштоф Мейер ; [перевод с   польского Елены Гуляевой]. — Москва :  ОГИЗ : АСТ, 2019. — 573, [2] с.

Роузберри, Эрик. Шостакович / Эрик Роузберри ; Пер. с  англ. [С.М. Каюмова]. — Челябинск :   Урал LTD, 1999. — 211 с. 

Тихомирова, Нелли Дмитриевна. Митя Шостакович : роман / Нелли  Тихомирова. — Ростов-на-Дону :  Странник, 2010. — 292, [3] с.

Хентова, Софья Михайловна. Шостакович в Москве / С. М. Хентова. — Москва : Московский рабочий, 1986. —  205, [2] с.

Богданова, Алла Владимировна.      Оперы и балеты Шостаковича / А. Богданова. — Москва : Советский    композитор, 1979. — 207, [1] с.

Крюков, Андрей Николаевич. Музыкальная жизнь сражающегося  Ленинграда : Очерки /А. Крюков. — Ленинград : Советский композитор : Ленинградское отделение, 1985.- 120 с.

 Крюков, Андрей Николаевич (1929-). Музыка и музыканты военного    Ленинграда : по воспоминаниям и документам / А. Н. Крюков. — Санкт- Петербург : Композитор-Санкт-Петербург,    2015. — 278, [2] с.

Музыка в дни блокады : Хроника / Рос. ин-т истории искусств ; Авт.-сост. А.Н. Крюков. — Санкт-Петербург : Композитор, 2002. — 541, [2] с.

Сабинина, Марина Дмитриевна.Скрипичный концерт Д. Шостаковича : пояснение / М. Сабинина. — Москва :  Советский композитор, 1958. — 18, [1]   с. 

Хентова, Софья Михайловна. Д. Д. Шостакович в годы Великой  Отечественной войны / С. Хентова. —  Ленинград : Музыка, Ленинградское   отделение, 1979. — 279, [1] с.

Ширинский, Александр Александрович.  Скрипичные произведения Д. Шостаковича : Проблемы интерпретации / А. Ширинский. — Москва : Музыка, 1988.  — 107, [2] с.

 Ширинян, Рузана Карповна. Шостакович. Симфонии 1936-1953 / Р. Ширинян. — Москва : Музыка, 2007.-94, [2] с.

Юсфин, Абрам Григорьевич. Шестой квартет Д. Шостаковича : Пояснение / А. Юсфин. — Москва : Советский композитор, 1960. — 17 с.

Звания и награды

  • Герой Социалистического Труда (1966)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
  • Народный артист РСФСР (1947)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Доктор искусствоведения (1965)
  • Сталинская премия 1 степени (1941) — за фортепианный квинтет
  • Сталинская премия 1 степени (1942) — за 7 («Ленинградскую») симфонию
  • Сталинская премия 2 степени (1946) — за трио
  • Сталинская премия 1 степени (1950) — за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к фильму «Падение Берлина» (1949)
  • Сталинская премия 2 степени (1952) — за десять поэм для хора без сопровождения на стихи революционных поэтов (1951)
  • Ленинская премия (1958) — за 11 симфонию «1905 год»
  • Государственная премия СССР (1968) — за поэму «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) — за 14 струнный квартет и хоровой цикл «Верность»
  • Три ордена Ленина (1946, 1956, 1966)
  • Орден Октябрьской Революции (1971)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1940)
  • Орден Дружбы народов (1972)
  • Медаль «За оборону Ленинграда»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1958)
  • Командорский крест II степени ордена Почёта за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967)
  • Международная премия Мира (1954)
  • Приз I Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму «Гамлет» (Ленинград, 1964).

Источники: https://www.chayka.org/node/338, https://historyrussia.org/sobytiya/kakoj-dyavol-mozhet-pobedit-narod-sposobnyj-sozdavat-muzyku-podobnuyu-etoj.html, https://www.m24.ru/articles/kultura/23092016/114459

Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.