Стиль барокко зародился в начале 17 века в Риме, Италии. Этот стиль использовал сложные орнаменты, насыщенные цвета, контрастность, а также элементы роскоши и торжественности, чтобы вызывать удивление и чувство благоговения. Стиль барокко повлиял на все виды искусства, включая архитектуру, литературу, живопись, скульптуру, танцы и музыку. В сфере музыки стиль барокко зародился в конце 16 века в нескольких итальянских городах- Венеции, Флоренции. В период эпохи барокко инструментальные жанры и стили претерпели ряд серьезных изменений. Это было связано как с техническими достижениями в конструкции инструментов, так и с появлением великих виртуозов, которые соревновались друг с другом, тем самым преодолевая границы возможного.Одним из главных достижений эпохи барокко стало превращение инструментальной музыки в серьезное, независимое и важное средство музыкального выражения. Многие крупные композиторы эпохи барокко создали произведения, которые достигли олимпийских высот и вошли в стандартный репертуар нескольких инструментов.
В музыке существуют такие удивительные творения, которые сразу привлекают к себе пристальное внимание, так как заставляют сердце биться быстрее, а душу трепетать. Они, обладая какой-то особой харизмой, не только сразу очаровывают, но и завораживают слушателей и зрителей. К таким восхитительным плодам вдохновения автора смело можно причислить «Адажио соль минор для струнных инструментов и органа» Томазо Альбинони — выдающегося итальянского композитора эпохи барокко.
Томазо Джованни Альбинони родился в 1671 году в семье богатого венецианца Антонио, занимавшегося торговлей бумагой. Проявившиеся с раннего детства незаурядные музыкальные способности помогали мальчику успешно заниматься вокалом, а также осваивать скрипку. В возрасте двадцати трёх лет Томазо серьёзно занялся композицией, а в 1709 году, после кончины отца, решил полностью связать свою жизнь с музыкой. В отличие от большинства композиторов того времени, он, насколько известно, никогда не стремился получить должность при дворе или церкви, но имел собственные средства и возможность сочинять музыку независимо. В 1722 году Максимилиан II, курфюрст Баварии, которому Альбинони посвятил цикл из 12 сонат, пригласил его руководить своей оперой.
Альбинони оставил после себя довольно богатое творческое наследие. Он автор около 50 опер, 28 из которых поставлены в Венеции, многочисленных сонат, концертов и других самых разнообразных произведений, которые в то время выигрышно отличались от произведений его современников – Арканджело Корелли и Антонио Вивальди. Оркестровой музыкой Альбинони восхищался Бах, который использовал несколько тем Альбинони в своих собственных композициях, например в фугах Ля-мажор и си-минор. Есть некоторые свидетельства того, что композиторы были знакомы.
(Томазо Альбинони 8 июня 1671, Венеция, Венецианская республика — 17 января 1751, Венеция)
После смерти композитора его личные архивы, большей частью которых были неопубликованные сочинения Альбинони, попали в Саксонскую государственную библиотеку в Дрездене. К большому сожалению, зимой 1945 года во время налёта самолётов союзников и бомбардировок города хранилище библиотеки было разрушено и большая часть фондов уничтожена.
В том же году итальянский музыковед, профессор истории музыки Флорентийского университета Ремо Джадзотто решил написать биографию Альбинони и систематизировать его сохранившиеся неопубликованные работы. Тщательно разобрав то, что осталось от архивов композитора в дрезденском хранилище, Джадзотто вскоре опубликовал книгу «Tomaso Albinoni. Musico di Violino Dilettante Veneto». Спустя четыре года Джадзотто вновь заставил обратить на себя внимание, когда оповестил о том, что нашёл фрагмент ранее неизвестного произведения Альбинони. Отрывок, который был определён как часть сонаты, включал в себя всего шесть тактов мелодии и бассо континуо. Музыковед заверил всех, что обязательно воскресит сочинение Альбинони, которое якобы датировалось 1708 годом. В 1958 году Ремо Джадзотто опубликовал «Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, в основу которого были положены найденные фрагменты произведения Томазо Альбинони». Под сочинением музыковед подписался собственным именем. Не успев появиться, на произведение обрушилась лавина популярности. Произведение использовалось в качестве саундтрека в более чем 30 кинолентах, предпоследним из которых является фильм «Манчестер у моря» (2016 год) — победитель премии «Оскар» сразу в двух номинациях.
В 1998 году Сара Брайтман исполнила композицию «Anytime, Anywhere», основанную на музыке Адажио, а через год Лара Фабиан представила свою версию знаменитого произведения на итальянском и английском языках, которая приобрела большую популярность и вошла в репертуар многих вокальных исполнителей.
Музыка Альбинони звучит в кинофильмах
- 1962 — «Процесc» (реж. О. Уэллс): используется как лейтмотив в фильме
- 1979 — Барьер (Бариерата): в музыкальной теме фильма болгарский композитор Кирил Цибулка использовал мотивы Альбинони
- 1989 — Несрочная весна
- 1989 — Адажио — Призрак оперы
- 2000 — Адажио, мультфильм Гарри Бардина
- 2016 — Манчестер у моря
- 2018 — Убийство Джанни Версаче: Американская история преступлений.
В фонде музыкально-нотного отдела Центральной городской библиотеки им.М.Горького вы можете получить ноты произведений Т.Альбинони:
Использованы открытые источники: https://calmradio.com/ru/calmlife/6021-the-era-of-baroque-music-a-brief-history, https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/adazhio-albinoni
Материал подготовила зав. МНО ЦГБ им.М.Горького Черногрицкая Е.Ю.