Биографический экскурс «Кумиры — у опасной черты»- к международному дню борьбы с наркозависимостью

26 ИЮНЯ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С НАРКОМАНИЕЙ И НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Наркоманию без преувеличения можно назвать самым страшным явлением современности. В ее коварные сети с каждым днем попадает все больше людей, пытающихся убежать от проблем и стрессов. Но цена такого «побега» оказывается слишком высокой, и результаты эксперимента над собой большей частью оказываются необратимыми. И те ощущения, которые казались спасением от реальных проблем и неудач, становятся бесконечным кошмаром и абсолютной пустотой. Употребление наркотических и токсических препаратов ведет к моральной деградации личности, физически разрушает организм и приводит в итоге к смерти.

Не обходит проблема наркозависимости и мир шоу-бизнеса. Пожалуй, еще в большей степени, чем обычные граждане, в эту «бездну» часто попадают представители так называемой «богемы».

Перед вами подборка случаев звездной наркозависимости с трагичными последствиями и надеемся, что эти печальные примеры послужат предостережением от употребления запрещенных препаратов:

Эми Уайнхаус

Уникальный голос, незаурядная внешность и любовь миллионов – у нее было все. А еще была зависимость от тяжелых наркотиков и алкоголя, которую Уайнхаус, лучшая джазовая певица нашего времени, честно пыталась победить с подросткового возраста. Последние четыре года своей жизни она постоянно была в жуткой депрессии и то срывалась, то снова брала себя в руки и начинала жизнь сначала. Но в 2011 году ее не стало: она не проснулась после тяжелого алкогольного отравления – истощенное наркотиками тело не справилось.

Курт Кобейн

Лидер культовой группы Nirvana Курт Кобейн покончил с собой 5 апреля 1994 года. Биографы легенды гранжа считают, что он совершил суицид на фоне затяжной героиновой депрессии. Одна из самых распространенных версий смерти Кобейна гласит, что перед тем как выстрелить себе в голову, он ввел себе в вену несовместимую с жизнью дозу героина.

Джимми Хендрикс

Величайшего гитариста в истории нашли мертвым в гостиничном номере 18 сентября 1970 года. Он захлебнулся в собственной рвоте, которая была спровоцирована девятью таблетками мощного снотворного. Как и Курт Кобейн и Эми Уайнхаус, Джимми Хендрикс – член так называемого «Клуба 27», в который посмертно включают рок-музыкантов, ушедших из жизни в 27 лет при странных обстоятельствах.

Мэрилин Монро

От передозировки снотворным умерла 36-летняя Мэрилин Монро, белокурый секс-символ 50-х, соблазнивший самого президента Кеннеди. По крайней мере, так гласит официальная версия.

Уитни Хьюстон

11 февраля 2012 года, накануне церемонии «Грэмми», Уитни Хьюстон, певицу и актрису легендарного значения, достали из ванной в бессознательном состоянии. Откачать ее не смогли. Согласно официальной версии, в ее смерти виноваты три вещи: любовь к кокаину, горячим ваннам и проблемы с сердцем. Вскрытие показало экстремально высокий процент кокаина в крови. Скорее всего, во время купания Уитни приняла очередную дозу, что привело к сердечному приступу. Потеряв сознание, она захлебнулась водой.

Владимир Высоцкий

В медицинском заключении на смерть Владимира Высоцкого указано, что актер и бард скончался от острой сердечной недостаточности, которую вызвал атеросклероз сердца. Весьма расплывчатый диагноз позволил скрыть, как полагали, истинную причину смерти Высоцкого – губительное пристрастие к алкоголю.
Но всплывшие впоследствии факты, включая свидетельства очевидцев, показали, что не алкоголь, а наркотические препараты привели к гибели народного кумира. За три года до смерти любовь к спиртному вытеснила другая, более губительная страсть – к морфию.

К сожалению, этот список гораздо длиннее и тянется он с 70-х годов прошлого столетия.

Часто творческим людям нужен допинг – кто-то ищет вдохновения, кому-то сложно пережить изнурительные гастроли или примириться с всеобщим вниманием. Увы, не у всех знаменитостей получается достичь этого с помощью обычных легальных методов.

Этих кумиров наркотики не убили, но серьезно покалечили жизнь:

Известные во всем мире актеры и музыканты — Анджелина Джоли, Роберт Дауни-мл., Кортни Лав, Сэмюэл Л.Джексон, Дени Ловато, Игги Поп, Бритни Спирс, Чарли Шин, Линдси Лохан, Аманда Байнс, Джиган, Маколей Калкин боролись в разное время с этой пагубной привычкой, которая стоила им если не жизни, то потери здоровья, благополучия, уверенности в себе…

Люди всего мира, заботящиеся о своем здоровье, объединяются в борьбе с таким ужасным явлением, как наркомания. Именно поэтому и был учрежден Всемирный день борьбы с наркоманией, напоминающий всему человечеству об этом страшном недуге.

Призываем ВСЕХ отказаться от наркотиков, сказать твёрдое «НЕТ» людям, угощающим наркотиками, избегать ситуаций, связанных с употреблением психоактивных веществ, и ВЫБРАТЬ СПОРТ и ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!

Материал подготовила и опубликовала Н.И. Гудзь, зав. сектором читального зала МНО

День информации «Музыкальные течения современности». Библио-обзор «Современная музыка: взгляд на классику».

Музыкально-нотный отдел Центральной городской библиотеки им.М.Горького предлагает рассмотреть книжный фонд, новые поступления. интересные издания. а также периодические издания, поступающие по подписке к нам в библиотеку с точки зрения новых течений в академической музыке.

Академическая музыка последнего столетия, как правило, остаётся terra incognita – и не только для учащихся, но и для многих педагогов музыкальных и, тем более, общеобразовательных школ и школ искусств. В результате вся классика в восприятии школьников оказывается «глубоко в прошлом». Например, в большинстве учебных программ по зарубежной музыке нить истории прерывается, в лучшем случае, на рубеже – начале ХХ века (Дебюсси), а под современной музыкой многие и школьники, и педагоги понимают исключительно жанры массовой популярной музыки. Между тем, в музыке последнего столетия происходили изменения не менее революционные, чем в современных изобразительных искусствах или театре, а Шёнберг, Булез, Мессиан и Кейдж стали такими же классиками ХХ века, как Брехт, Мейерхольд, Кандинский или Уорхолл. Нашли в ней своеобразное преломление и некоторые концепции фундаментальной науки ХХ века.

Практика показывает, что необычность звучания и интеллектуальная сложность языка новейшей музыкальной композиции вызывают у многих школьников, как минимум живое любопытство, а как максимум – более углубленный интерес (особенно при грамотном комментарии со стороны педагога). Новая музыка может послужить для них важным «мостом», соединяющим классику и современность. Показать преемственность эпох, проследить «антропологию» новаторства и «следы» традиции – важнейшая образовательная задача. И если к 14-16 годам школьники не получат достаточно яркого и внятного представления о звуковом мире современного музыкального искусства, этот мир может остаться для них надолго недоступным или вовсе закрытым. Массовая современная музыка, многочисленные музыкальные направления по своей популярности и широте распространения превзошли не только музыку академическую, но, возможно, и все остальные виды искусства, включая литературу, ещё сто лет назад бесспорно считавшуюся «властительницей человеческих дум». Теперь всё труднее найти человека (особенно человека молодого), чьи представления о музыке формировались бы в стороне от тех веяний, какие приносит ежедневно обновляемый музыкальный эфир.

Предлагаем вашему вниманию обзор литературы из фондов МНО:

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

День информации «Музыкальные течения современности». Видеообзор «Новая музыка — новые нотные издания».

Предлагаем вашему вниманию нотную музыкальную литературу, поступившую в наш фонд в 2020-2021 году. Современная музыка — это не только традиции, но и новации. Рождаются и активно разрабатываются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). В издательствах музыкальной литературы также происходят изменения, связанные с условиями современного потребительского рынка. Издаются новинки, уже ставшие частью учебного процесса: мобильное приложение E-MUSICA, интерактивные учебные пособия для общеобразовательных и специальных учебных заведений.

Например, «Музыка» — крупнейшее российское музыкальное издательство. Возникшее на основе национализированной в 1918 году знаменитой нотоиздательской фирмы «П. Юргенсон», «Музыка» продолжает великие традиции своего дореволюционного предшественника. Издательство и сегодня следует принципу широчайшего тематического охвата выпускаемой продукции, которым славилась «Музыка» советского периода. Ныне это ведущее в стране издательство в сфере музыкально-педагогической литературы, нот и книг по всем главным областям музыкального творчества.

В музыкально-нотном отделе библиотеки имени М. Горького каждый год происходит пополнение фонда музыкальной литературы новыми, современными изданиями.

Видеообзор подготовила и опубликовала Н.И. Гудзь, зав. сектором чит. зала МНО

День информации «Музыкальные течения современности». Видеообзор «Метаморфозы в массовой музыке».

Современная массовая музыка — это движение, это история, это правда и свобода, это сила, способная сдвинуть горы или объединить общие усилия, это музыка, посредством которой можно разобраться в своём внутреннем мире и отыскать частичку себя. Фольклор и творчество профессиональных композиторов, этнические мотивы и сложные эффекты электронного звучания, мощь и яркость звука, рифмы, которые ложатся в подсознание и безумный драйв концертов — всё это неповторимая современная массовая музыка, которая поражает технической сложностью и великолепной организацией. Представляем Вашему вниманию видеообзор книг из музыкально-нотного отдела, где вы сможете окунуться в мир современной массовой музыки во всём многообразии направлений, стилей и жанров. Книги адресованы широкому кругу читателей — молодым людям, учащимся вузов, преподавателям, а также всем, кто интересуется музыкальным искусством.

Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.

Библио-обзор «Горький и Григ» (в рамках проекта «Горький и музыка»).

«Слушая Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирное пастбище, тихий ручеек…» (М. Горький).

Эдвард Хагеруп Григ — норвежский композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель — родился 15 июня 1843 года в г. Берген в Норвегии. Григ, творчество которого в целом относят к музыкальному романтизму, испытал значительное влияние норвежской народной культуры (эпоса, музыки, танца, современных бытовых традиций). Среди наиболее часто исполняемых произведений Грига — две сюиты из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», «Концерт для фортепиано с оркестром, фортепианные миниатюры из сборников «Лирические пьесы» (10 тетрадей), песни «Лебедь» (En svane), «Избушка» (Hytten), «Люблю тебя!» (Jeg elsker dig!), «Сердце поэта» (Du fatter ei Bølgernes evige Gang). Композитор опубликовал около 637 песен и романсов. Э. Григ вошел в историю музыки как основоположник норвежской музыкальной классики. Национальными интонациями проникнуты все его произведения: камерно-инструментальные, вокальные, симфонические. Они ярко отражают жизнь родной страны, ее природу и быт.

«Нежным певцом Скандинавии» называют Эдварда Грига, творчество которого очень нравилось Максиму Горькому. Горький очень любил послушать музыку и одним из любимых композиторов писателя, был Эдвард Григ.

Э. Григ. Ноктюрн. Исп. Вячеслав Грязнов, фортепиано Запись сделана «Виртуальным концертным залом» Свердловской филармонии.

Горький был выдающимся человеком, связанным с музыкой, доказательством тому является литературный музей им. Горького. 9 больших и уютных залов, наполненные светом, гостеприимством и добротой, способствуют творческому вдохновению. В каждом из них есть частичка жизни известных писателей, поэтов, музыкантов. “Горький после упорной каждодневной работы приходил посидеть с нами, — вспоминал Н. Буренин – “товарищ русский”, иными словами организатор выступлений и переводчик, хороший пианист. – Обычно он усаживался на ступеньки у камина. Когда он очень вспыхивал, огромная тень Алексея Максимовича падала на противоположную стену, то увеличивалась, то уменьшалась. Он любил ворочать огромные поленья в камине и слушать Грига. В течение трех месяцев Горький неизменно слушал своего любимого Грига и часто просил неоднократно повторять какое-нибудь произведение”. Любимыми произведениями Эдварда Грига для Максима Горького были — «Пер Гюнт», «Лирические пьесы», «Колыбельная», «Ноктюрн», пьеса «Одинокий», «Норвежские танцы и мелодии».

Мемориальный музей-квартира имени М. Горького (Нижний Новгород).

Мир народных обычаев, легенд и сказок Норвегии вдохновили Эдварда Грига на создание одного из лучших его произведений — музыки к драматической поэме Г. Ибсена «Пер Гюнт».  В первую сюиту вошли пьесы «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», во вторую — «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину» и «Песня Сольвейг». «Пер Гюнт» — одно из самых любимых произведений Максима Горького.

Эдвард Григ. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». ГАСО, дирижер Евгений Светланов (1981).

Григ любил Норвегию, сказочно прекрасную и величавую, с ее ослепительно-белыми горными вершинами и синими озерами, северным сиянием и бездонным небом. Композитор с детства впитал в себя своеобразную народную музыку, песни и танцы, увлекался древними легендами и сказаниями. Именно неповторимое своеобразие музыки Грига, корнями связанной с норвежским народным творчеством, и поразительная живописность – вот что покоряло Горького, что было ему дорого и близко.

В музыкально-нотном отделе представлено большое количество нотных изданий с произведениями Эдварда Грига, а также книг, посвящённых биографии и творчеству одного из любимых композиторов Максима Горького.

Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.

Инфо-досье «Горький и Италия» (в рамках проекта «Горький и музыка»).

Как известно, жизнь Максима Горького была непосредственно связана с Италией, где он провел в общей сложности 17 лет, и с Амальфитанским побережьем в частности: в Сорренто писатель прожил девять лет — с 1924 года по 1933-й. До этого достаточно много времени Алексей Максимович провел на Капри. Сам Горький утверждал, что никто не любит Италию так, как он, потому что никто другой не обязан ей столь многим.

26 октября 1906 года русский писатель Максим Горький приехал в Неаполь. В Италии писателя хорошо знали. Его произведениями увлекалась молодёжь, его творчество изучали в Римском университете. И потому, когда пароход «Принцесса Ирэн» с Горьким на борту подошёл к причалу Неаполитанского порта, на борт его ринулись журналисты. Корреспондент местной газеты Томмазо Вентура по-русски произнёс приветствие от имени неаполитанцев великому писателю Максиму Горькому. На следующий день все итальянские газеты сообщали о прибытии Горького в Италию. Газета «Avanti» писала: «Мы также хотим публично, от всего сердца приветствовать нашего Горького. Он — символ революции, он является её интеллектуальным началом, он представляет собой всё величие верности идее, и к нему в этот час устремляются братские души пролетарской и социалистической Италии. Да здравствует Максим Горький! Да здравствует русская революция!». На узких неаполитанских улочках его везде поджидали восторженные толпы.

Неаполитанские песни.

Несколько дней спустя Горький снова сел на корабль и направился на Капри. Это пристанище стало ему домом на целых 7 лет (с 1906 по 1913 гг.). Время от времени Горький вырывался со своего острова, чтобы съездить в Неаполь, во Флоренцию, в Рим, в Геную. Но всегда возвращался на Капри.

Летом на виллу повидаться с Горьким приезжало много россиян и иностранцев, наслышанных о его славе. Среди них были родные, друзья — Леонид Андреев со старшим сыном Вадимом, Иван Бунин, Фёдор Шаляпин и др. Шаляпин писал Горькому: «Мучаюсь с переводом “Псковитянки” на итальянский язык (т.е. моей роли Грозного только) – продолжаю трепетать за участь этой оперы в Милане и мечтаю в конце мая попасть к тебе на Капри, мечтаю также увидеть тебя в Милане…” Дважды на Капри к Максиму Горькому приезжал Владимир Ленин.

Среди тех, кто бывал у Горького на Капри, многие вспоминали о том, как тянулись к нему дети, как уважали этого странного русского взрослые. Это было во многом ответное чувство на искренний интерес Горького к итальянцам. Алексей Максимович говорил о врожденной артистичности людей, среди которых жил до приезда на родину, об их любви к искусству, музыке, песне. «Раз в году они устраивают праздник песни, музыкальное соревнование. Песня, победившая на конкурсе, распевается на следующий день и продавцами макарон, и горничными, и газетчиками, и уличными мальчишками. Однажды лучшую песню сложил простой извозчик».

Народные песни Тосканы.

Лучше всего отношение Горького к Италии и итальянцам, к культуре и самобытности этой страны выразили, конечно, «Сказки об Италии» — цикл из 27 небольших рассказов. Цикл был создан в период 1911—1913 гг., во время первой эмиграции писателя. В их основе впечатления писателя от увиденного во время путешествия по Италии. Помимо России сказки получили распространение в Италии, Франции, Германии. На титульном листе был напечатан эпиграф из Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь».

Горький был выдающимся и разносторонним человеком, связанным с музыкой. И с Италии, с Капри в 1913 году писатель привёз свистковый музыкальный инструмент — окарины, который сейчас находится в литературном музее имени Горького.

Второй раз в Италию М.Горький приехал 5 апреля 1924 года. В этот приезд Горький жил в Сорренто. Здесь прошли несколько лет жизни писателя, наполненные интенсивным творческим трудом. Здесь была создана повесть «Дело Артамоновых», 3 тома монументальной эпопеи «Жизнь Клима Самгина», «Заметки из дневника», пьесы, очерки и воспоминания, написано огромное количество публицистических статей.

У Максима Горького с Италией была взаимная любовь. Алексей Максимович был очарован прекрасной страной. Он навсегда запечатлел итальянские песни, солнце, характеры в своих произведениях. Воспоминания и об Италии, музыка итальянских композиторов, зажигательные танцы – все это воплотилось в его творчестве.

В музыкально-нотном отделе на постоянно действующей выставке «Горький и музыка» представлены книги и нотные издания, посвящённые музыке Италии, которую так полюбил Максим Горький, живя в Италии. Это и народные песни, и музыка знаменитых итальянских композиторов.

Материал подготовила зав.сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.

Музыкальный час «О России — с любовью» .

12 июня в нашей стране традиционно отмечают день великой страны — День России! Фактически это главный из государственных праздников страны. Он напоминает об истоках рождения новой современной России. И в этот светлый день хочется нам всем пожелать гордиться тем, что мы россияне. Пусть каждый человек чувствует себя свободным, счастливым, нужным и уважаемым. Пусть никакие войны, стихийные бедствия, экономические кризисы не касаются нас. Желаем всем процветания, благополучия, достатка. С праздником всех нас!

Музыкально-нотный отдел ЦГБ им. М. Горького в сотрудничистве с ДШИ №2 им. А.П. Артамонова приглашает всех в День России на музыкальный час «О России — с любовью». Учащиеся ДШИ им. Артамонова совместно с преподавателями подготовили в этот замечательный день праздничный мини-концерт.

«Любо мне». Поет Артем Трохин. Класс преподавателя Бабковой Н.А., концертмейстер Кочин С.Н.

Г. Балаев Ростовский вальс. Исполняют: Ким Ильмира и Зурнакаева Анна. Преподаватели: Крамаренко Р.Н. и Корсунская И.А.

Фантазия на казачьи темы «Когда мы были на войне». Исполняет ансамбль скрипачей «Вдохновение». Руководитель Елена Янова.

Б. Карамышев «У реки». Исполняет ансамбль ПАРА ФРАЗ. Руководитель — заслуженный артист РФ А. В. Конончук.

Агабабов Лесной бал Поет Чешкова Мария. Класс преподавателя Самариной Н.М., концертмейстер Вашедская О.Ю.

Желаем, чтоб каждый Россией гордился,
И тем, что он трудится в ней и живет,
И тем, что, конечно, здесь он родился,
И тем, что так много в России красот!

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.

Час поэзии «Люблю берёзку русскую» — встреча в клубе «Романсеро» к Дню России.

Сегодня на очередной встрече в музыкально-литературном клубе «Романсеро» прошли выступления активных участников — поэтов города, композитора Людмилы Донской, авторов стихов и песен о России- наших горожан. Традиционно музыкальный отдел к Дню России готовит выставку песенников, подбирает аудиозаписи любимых песен.

12 июня в Российской Федерации отмечается один из самых молодых государственных праздников нашей страны — День России.

В этот день в 1990 году первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, в которой было провозглашено главенство Конституции России и ее законов. Отныне при решении всех вопросов государственной и общественной жизни РСФСР пользовалась всей полнотой власти. В Декларации утверждались равные правовые возможности для всех граждан, политических партий и общественных организаций; принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краев РСФСР. В этот же день в 1991 году прошли выборы президента РСФСР, на которых победил Борис Ельцин.

12 июня стало праздничной датой с 11 июня 1992 года, по постановлению Верховного Совета Российской Федерации как «День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации».

12 июня 1998 года Б. Н. Ельцин в своём телевизионном обращении предложил переименовать праздник в «День России». Официально это название было присвоено с принятием нового Трудового кодекса в 2002 году. 12 июня часто называют «Днём независимости России».

В День России в Кремле Президент России вручает Государственные премии Российской Федерации. В Москве на Красной площади проходят торжества, которые завершаются праздничным салютом. Россотрудничество в День России организует в своих зарубежных представительствах тематические выставки, концерты, лекции и круглые столы, творческие мероприятия приглашаются россияне и граждане других стран, которые интересуются историей и культурой России.

Важными вехами в укреплении российской государственности стало принятие нового названия страны — Российская Федерация (Россия), новой Конституции, отражающей новые политические реалии, государственных символов.

История гимна России отражена на стендовом плакате в МНО. В этом году добавился и интерактивный плакат «Государственные символы росссийской федерации», нажимая на кнопки которого можно прослушать гимн, услышать рассказ о флаге и гербе России.

Участники встречи прослушали историческую информации о создании и развитии государственности России — выступила председатель клуба Донская Л.Н. На встрече прозвучали стихи и песни о России в исполнении участников клуба.

Во второй части встречи клубники обратились к творческому наследию А.С.Пушкина, День рождения которого отмечается в воскресенье. Звучали стихи в исполнении наших читателей. перед собравшимися выступила поэт Татьяна Боженкова.

Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Музыкальные чтения «Сказка о царе Салтане» — к 190 летию книги и к Дню рождения А.С. Пушкина.

Среди множества любимых детских сказок сказки Александра Сергеевича Пушкина занимают особое место.  Это «золотой фонд», известный всем поколениям. В чудесной «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» отчётливо прослеживается фольклорный след — ведь сюжет взят из народных сказаний, знатоком которых был А. С. Пушкин.В сказке столько сюжетных линий, что их хватило бы на несколько сказок со счастливым концом.  Так царь Салтан по злому умыслу царедворцев теряет, но вновь обретает любимую царицу, а вместе с ней и сына, о котором мечтал; князь Гвидон находит не просто невесту-красавицу, а мудрую помощницу и добрую волшебницу, а необычный остров Буян оказывается местом всеобщего счастья и благоденствия. Здесь радость умножается на радость! В основном Пушкин использовал народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре» , записанную им конспективно в  разных вариантах . В произведении использовались и персонажи, заимствованные из других народных сказок — например, волшебный образ Царевны Лебеди, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой. Пушкиным использована традиционная в народных сказках тема судьбы оклеветанной жены и благополучного разрешения этой судьбы. Вторая тема, введённая в сказку самим Пушкиным, — это народный образ идеального, счастливого морского государства. Кроме того, «тема странствия младенца по волнам, в корзине, сундуке, ящике — одна из самых распространённых тем фольклора, в том числе и русского. «царь салтан» — официальная формулировка, употреблявшаяся в дипломатической переписке русских царей и тогдашней документации посольского и других приказов применительно к султанам исламских стран («Турский царь салтан» — султан Османской империи). Имя другого героя пушкинской сказки — Гвидон. Итальянское имя «Гвидо» — ср. французское guide — означает «вождь», «руководитель» ,противопоставление „западного“ Гвидона „восточному“ Салтану имеет существенное значение». Первоначально в 1828 году при написании сказки Пушкин, возможно, хотел чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи. Сказка была завершена летом-осенью 1831 года, когда Пушкин жил в Царском Селе.В сентябре — декабре 1831 года Пушкин читал сказку императору Николаю I.

Сказочная опера Н.А. Римского-Корсакова была написана им по случаю 100-летия А.С. Пушкина и, по словам самого композитора, была одним из любимейших его музыкальных произведений. Он сам признавался в письмах к друзьям, что его одолевает гордость и восхищение от собственного творчества.

Краткое оркестровое вступление к третьему акту изображает морской пейзаж. В центре первой картины дуэт Гвидона и Лебеди, заканчивающийся симфоническим эпизодом «Полет шмеля».

Последней картине оперы предшествует большое симфоническое вступление «Три чуда», содержание которого раскрывается в стихотворном эпиграфе А.С.Пушкина.

«Сказка о царе Салтане» — это прежде всего сказка, настоящая, добрая, где добро обязательно побеждает зло. Это произведение отлично подойдет для семейного просмотра и понравится всем без исключения. Все есть в этом красивом спектакле: свадьба, любовь, пир на весь мир и необычайно красивая, проникновенная, колоритная, яркая, красочная музыка Римского-Корсакова. Неслучайно сам композитор очень высоко ценил это свое произведение. 

Художник Михаил Врубель написал картину «Царевна-Лебедь» (1900), вдохновлённую оперной постановкой в театр С. Мамонтова, где эту роль играла его жена Надежда Забела-Врубель. 

Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Киноэкскурс «Молодая гвардия С.А. Герасимова» — к 115-летию режиссера

Сергей Аполлинариевич Герасимов — великий советский режиссер, киноактер, педагог и сценарист, лауреат Ленинской и трех Сталинских премий, народный артист СССР .

Родился Сергей Аполлинариевич 21 мая (3 июня) 1906 года в Кундравинской станице Челябинской области (ныне село Кундравы). После окончания школы Сергей отправился учиться в Ленинградское художественное училище, где занимался на протяжении 1923-1925 годов. После этого он дополнительно окончил Техникум сценических искусств.

Впервые в кино Герасимов попал в 1924 году, дебютировав в фильме «Мишки против Юденича». Первые годы актерской деятельности проходили в «ФЭКС» (фабрика эксцентрического актера). Сергей сыграл немало заметных ролей: Чиновник в «Шинели», Медокс в «С.В.Д.», Журналист в «Новом Вавилоне», Председатель сельсовета в «Одна» и другие.

Как педагог Сергей Герасимов отлично проявил себя в актерской мастерской при киностудии «Ленфильм». Дебют режиссера Герасимова состоялся в 1930 году, когда он совместно с Бартеневым поставил картину «Двадцать два несчастья». Первый звуковой фильм Герасимова появился на свет в 1936 году — «Семеро смелых». Но наиболее значительной киноработой Герасимова предвоенного периода была картина «Учитель», вышедшая на экраны страны в 1939 году.

В 1941 году Сергей Герасимов снял фильм «Маскарад», сценарий которого основан на одноименном произведении М.Ю. Лермонтова. Также во время войны режиссер успел снять такие картины, как «Непобедимые» и «Большая земля», посвященные борьбе советского народа с неприятелями.

В 1944 году вернулся к педагогической работе, руководил объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во Всесоюзном государственном институте кинематографии. Осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».

На основе этого спектакля в 1948 году был поставлен фильм «Молодая гвардия». Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьёзной критике высшего партийного руководства (и лично Иосифа Сталина) за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, фильм в конечном итоге был удостоен Сталинской премии.

Среди его учеников были: Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова,  Николай Рыбников, Инна Макарова, 3инаида Кириенко, Галина Польских, Николай Губенко, Жанна Болотова, Юрий Кара и другие. Также преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Выступал как драматург и эпизодически — как театральный режиссёр.

В конце 1950-х годов Сергей Герасимов снял самое свое значительное кинопроизведение — трехсерийный фильм «Тихий Дон» по мотивам романа Шолохова.

Следующие гениальные работы режиссера — это киноленты «Журналист» «Любить человека», «У озера», «Красное и черное». Картина «Лев Толстой» стала последней работой Сергея Герасимова.

Выдающийся кинодеятель эпохи оставил значимое наследие. На его счету огромное количество творческих работ: авторских, актерских, сценарных, и т.д. Как режиссер он создавал талантливые и неординарные  работы. Фильмография его режиссерских работ насчитывает более 30. Около 25 сценарных работ и около 20 актерских ролей. Также Сергей Герасимов был прекрасным педагогом.  Его вклад в развитие отечественной и мировой киноиндустрии невозможно переоценить.

Государственные премии:

Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Учитель»; (1939)Сталинская премия первой степени (1949) — за фильм «Молодая гвардия» (1948); Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Освобождённый Китай» (1950); Премия Ленинского комсомола (1970) — за создание фильмов о молодёжи, Ленинском комсомоле и большую общественно-политическую деятельность; Государственная премия СССР (1971) — за фильм «У озера» (1969); Ленинская премия (1984) — за кинофильмы последних лет.

Литература о кино и мастерстве режиссера, с которой вы можете ознакомиться в музыкально-нотном отделе ЦГБ им. М. Горького

Беленький, Игорь Вениаминович. История кино : киносъемки, кинопромышленность, киноискусство / Игорь Беленький. — Москва : Альпина Паблишер, 2019. — 402, [2] с. : ил., табл., портр. ; 22 см.

Сахновский, Василий Григорьевич (1886-1945). Мысли о режиссуре : учебное пособие / В. Г. Сахновский. — Издание 4-е, стереотипное. — Москва ; Краснодар ; Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2019. — 137, [1] с. ; 21 см.

Сахновский, Василий Григорьевич  (1886-1945). Работа режиссера : учебное пособие /  В. Г. Сахновский. — Издание 4-е,  стереотипное. — Санкт-Петербург ;  Москва ; Краснодар : Лань : Планета  музыки, 2019. — 250 с. ; 21 см.

Сахновский, Василий Григорьевич (1886-1945). Режиссура и методика ее  преподавания : учебное пособие / В. Г.   Сахновский. — Издание 4-е, стереотипное. — Санкт-Петербург ;  Москва ; Краснодар : Лань : Планета  музыки, 2017. — 318, [1] с. ; 21 см.

Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. читальным залом МНО